Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

"Кубанский Фаберже" Михаил Смаглюк

К 70-летию со дня рождения художника, скульптора, ювелира, реставратора

Пасхальные яйца, ювелирные украшения, миниатюрные творения из серебра, перламутра, самоцветов тепло светятся изнутри, мерцают живым сиянием, завораживают изяществом…

Это не Фаберже, это другой русский художник по металлу, наш современник и наш земляк Михаил Смаглюк. 11 октября Михаил Иванович отмечает свое 70-летие.

Коренной краснодарец Михаил Смаглюк говорит, что родился с молотком в руке – с раннего детства любил что-то мастерить. Школьником попал в морской клуб, где конструировал модели кораблей. В юности увлекся музыкальными инструментами, делал электрогитары для краснодарских ансамблей. С 1981 года работает художником-реставратором Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына.

Михаил Иванович предвосхитил возвращение двух символов кубанской столицы. Старые краснодарцы долгие годы жили мечтой о восстановлении белокаменного войскового собора, разрушенного в 1932 году. Создав пасхальную миниатюру "Войсковой собор святого Александра Невского в Екатеринодаре", Михаил Смаглюк первым осуществил эту мечту. Он сделал пасхальное яйцо с секретом: внутри сферы из тончайшего перламутра спрятан крохотный храм. Храм, который предстанет перед горожанами во всей своей красе только через семь лет! Стены собора он отлил в серебре, позолотил купола и кресты, в основание положил зеленый нефрит, на цоколе расположил медали с изображением других разрушенных кубанских церквей.

Эта "стройка" под окуляром микроскопа шла около двух лет. Еще столько же понадобилось краснодарскому мастеру, чтобы воссоздать гениальное творение великого русского скульптора М.О. Микешина – памятник императрице Екатерине II, открытый в 1907 году, а в 1920-м демонтированный и отправленный на переплавку. В результате напряженного труда мастера внутри сказочно красивого пасхального яйца появился миниатюрный серебряный памятник. Каждая фигурка памятника прорисована до мельчайших деталей, а ведь сам монумент будет восстановлен в центре Екатерининского сквера через несколько лет!

Михаил Смаглюк создал целый ряд духовно, исторически и социально значимых работ: ковчежец с частицами святых мощей преподобных Никона Тмутараканского, Ильи Муромца и Нестора Летописца, булаву – символ власти атамана Кубанского казачьего войска, а также реликварий с капсулой освященной кубанской земли.

Он всегда с интересом изучал свойства разных материалов – дерева, стекла, металла, кожи – и то, как их можно сочетать между собой. Поэтому и не ограничился лишь одним видом искусства.

      

Он не только выдающийся реставратор, талантливый ювелир, он еще автор затейливых художественных инсталляций и авангардных живописных полотен, основатель собственной галереи "Глюк". Все, к чему прикасается Смаглюк, превращается в произведения искусства, замысел которых иногда невозможно разгадать с первого раза.

М.И. Смаглюк давно известен за пределами родного города и края. Его произведения украшают музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, хранятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Художник награжден медалью "За выдающийся вклад в развитие Кубани", медалью победителя Всероссийского ювелирного конкурса "Национальные традиции России". Он обладатель ордена Мемориального фонда Карла Фаберже "Почетный ювелир", почетного знака "150 лет Михаилу Перхину".


Работы свои мастер не продает, считает, что в желаниях нужно быть минималистом, а деньги стоит тратить на благотворительность.

Михаил Иванович говорит о себе: "Я – человек-оркестр. И для меня все едино – и живопись, и скрипки, и ювелирные украшения, и арт-объекты. Я как механизм, который когда-то завели. Шестеренки крутятся, и получается то, что вы видите".

 

Список использованной литературы:

Бегунов, В. Галерея на час – это "Глюк" / В. Бегунов // Городская афиша. Краснодар. – 2018. – № 2. – С. 20 : фот.

Кубань – моя гордость. – Краснодар, 2004. – С. 215-216.

Михаил Смаглюк : Ювелир. Художник. Философ / автор вступительной статьи О. Бурякова. – Краснодар : [Б. и.], 2008. – 47 с.

Решетникова, Е. Кубанский Левша творит и реставрирует / Е. Решетникова // Аргументы и факты. – 2010. – 26 мая – 1июня. – С. 2.

Смаглюк, М. Просто кубанский Фаберже / М. Смаглюк ; записала А. Юркова // Краснодарские известия. – 2018. – 17 февраля. – С. 1,7 : фот.

Смаглюк, М. "Творчество художника должно быть независимым. Тогда он свободен" / М. Смаглюк ; записал В. Приходько // Юг – Times. – 2016. – 8 июня. – С. 6-7 : фот.

Смаглюк, М. Эта творческая игра... / М. Смаглюк ; записал М. Кибальник // Деловая газета. Юг. – 2019. – 12 февраля. – С. 14 : фот.

Смаглюк, М. "Я жду молодого художника" / М. Смаглюк ; записал Е. Никитин // Деловая газета. Юг. – 2021. – 23 марта. – С 11 : фот.

Фалина, П. Мифы Смаглюка / П. Фалина // Кубанские новости. – 2016. – 20 июля. – С. 11 : фот.

Материал подготовила О.Н. Полякова, 

заведующая отделом литературы по искусству