Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

"Литературное путешествие. Франция. Жан Батист Мольер"

К 400-летию со дня рождения

 

Король Людовик XIV спросил как-то раз знаменитого критика Буало, кто из современных поэтов принесет больше всего чести его царствованию. Буало, к удивлению короля, назвал комического поэта и актера Мольера. Он оказался прав: из всех французских писателей и поэтов XVII века Мольер своей жизнью и творчеством оказал наиболее сильное влияние на последующие поколения.

Актер по профессии, этот человек стал одной из самых загадочных и эксцентричных личностей XVII века, гениальным драматургом и комедиографом, реформатором сценического искусства, а цитаты из его пьес давно превратились в крылатые выражения. Сегодня о жизни и творчестве Жана-Батиста Поклена (1622-1673), известного нам больше под своим театральным псевдонимом – Мольер, бытует много легенд. Что в них правда, а что вымысел? Большинство исследователей биографии Мольера не могут прийти к однозначному мнению.

Существует великолепная биография Мольера, основанная на достоверных фактах, написанная Михаилом Булгаковым. Он создал ее, тщательно изучив необходимый литературный материал и осмыслив все перипетии судьбы великого комедиографа, осознав цену, которую тот заплатил за сохранение своих пьес и за существование своего театра. "Жизнь Господина де Мольера" во многом автобиографична. Это своеобразная исповедь автора о своей собственной жизни в искусстве, повесть о трагедии художника, столкнувшегося с деспотизмом власти, это печальное, глубокое произведение о сложнейшем и опасном искусстве театра, искусстве сиюминутном и во все времена зависимом от общества и мнения сильных мира сего.

Книга М.А. Булгакова "Жизнь господина де Мольера" (Москва, 1991) написана в 30-е годы специально для серии "ЖЗЛ", но впервые вышла только в 1962 году. Издание, имеющееся в нашей библиотеке – 4-е в серии "ЖЗЛ", оно печатается по авторскому оригиналу с восстановлением ранее сокращенного и измененного текста. Автор вложил в нее столько сил, долгое время работая над источниками, читая и делая выписки. В неимоверно трудных условиях травли и гонений он с поразительной стойкостью и страстью создавал драму о художнике, которого всячески третировали власть имущие.

О самом Мольере достоверных сведений немного. "Невероятная вещь! Дорожных сундучок с рукописями, черновиками и письмами Мольера исчез по небрежению наследников. В конечном счете от Мольера остались только две расписки и его пьесы, в которых он, конечно, сказал все самое важное о себе", – пишет французский исследователь Жорж Бордонов в своем труде "Мольер" (Москва, 1983). Книга рассказывает о писательской, актерской, личной судьбе Мольера, подчеркивая, как близки нам сегодня и его творения, и его жизненный путь. Жизнеописание Мольера и анализ пьес великого комедиографа вплетаются здесь в панораму французского общества XVII века. Эпоху, как и самого Мольера, автор стремится представить в противоречивом единстве величия и будничности, с горячим личным отношением ко всему, что связано с настоящим и будущим мольеровского театра.

Мало кто знает, что первое представление комедий Мольера на Руси состоялось 17 февраля 1678 года. В одной из горниц царевны Софьи в день ее именин была поставлена комедия Мольера "Доктор принужденный", или, как называют ее теперь, "Лекарь поневоле". Полагают, что перевод был сделан самой царевной. Другие исследователи утверждают, что честь первой постановки Мольера в России принадлежит второй сестре Петра I – Наталии Алексеевне, которая много внимания уделяла театру и даже сама писала пьесы. Об этих и других интересных фактах в истории театральных постановок пьес Мольера можно прочитать в увлекательной книге В.М. Мультатули "Мольер" (Москва, 1988).

Работа Г. Бояджиева о Мольере имеет подзаголовок "Исторические пути формирования жанра высокой комедии" (Москва, 1967). Автор книги считает, что при таком широком взгляде на историю французской комедии мы не только отчетливее видим величайшее значение новаторства Мольера, но и анализируем процессы, происходившие во французской драматургии, которые постепенно подготавливали почву для реформы комедийного жанра.

В своем исследовании "Мольер: Критико-биографический очерк" (Ленинград, 1966) И.Д. Гликман отмечал, что цель Мольера состояла в том, чтобы создавать не абстрактные характеры, а характеры своих современников, чтобы в основе созданных им образов лежали глубокие жизненные наблюдения. Но "писать с натуры" для него вовсе не значило копировать. Он синтезировал, художественно обобщал "смешные черты", увиденные в людях, и в результате возникали типические характеры, легко опознаваемые современными зрителями и читателями. Создавалось впечатление, что мольеровские герои – давно знакомые, реально существующие личности, перенесенные на сцену. В своем труде И.Д. Гликман дает глубокий анализ комедий драматурга и рассказывает историю их возникновения в тесной связи с жизнью французского общества того времени.

"Я должен смешить людей, исправляя их", – любил повторять Жан-Батист Мольер. До сих пор не увядает интерес к его творениям, ставшим для последующих поколений своеобразным высоким критерием творчества, таким как "Школа мужей", "Школа жен", "Тартюф", "Дон Жуан, или Каменный гость", "Мизантроп", "Лекарь поневоле", "Мещанин во дворянстве" и другим. Его очаровательные в своей комичности герои, искрометные диалоги, лихо закрученные сюжеты заставляют и зрителя, и читателя все забывать, наслаждаясь искусством великого драматурга.

 

 

 

Библиографический список

 

Бордонов, Ж. Мольер / Ж. Бордонов ; Примечания Ю. А. Гинзбург. – Москва : Искусство, 1983. – 416 с.

Бояджиев, Г. Н. Мольер : Исторические пути формирования жанра высокой комедии / Г. Н. Бояджиев ; Институт истории искусств Министерства культуры СССР. – Москва : Искусство, 1967. – 556 с.

Булгаков, М. А. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков ; послесловие В. И. Лосева. – Москва : Молодая гвардия, 1991. – 223 с.

Гликман, И. Д. Мольер : Критико-биографический очерк / И. Д. Гликман. – Москва : Художественная литература, Ленинградское отделение, 1966. – 279 с.

Мультатили, В. М. Мольер / В. М. Мультатули. – Москва : Просвещение, 1988. – 142 с.

 

Информацию подготовила

И.В. Пономарева,

библиотекарь читального зала