Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 "О, СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ..."

 

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

                                                                                                                      А. С. Пушкин

 

Юрий Михайлович Лотман известен как блестящий исследователь русской литературы, уникальный специалист в области теории культуры, семиотики, учёный, охвативший системным подходом многие сферы гуманитарных знаний. Это был мыслитель универсального размаха, что, впрочем, не мешало ему оставаться специалистом в особо избранных областях. Его научная деятельность соизмерима с работой целого института учёных разного профиля.

Издательство "Искусство – Санкт-Петербург" выпустило труды выдающегося историка русской культуры и искусства. Ю.М. Лотман, известный в первую очередь как филолог, неизменно включал в сферу своих научных интересов искусство. Статьи о кинематографе, театре, живописи и графике составляют значительную часть обширного наследия учёного. В томе "Об искусстве" (Санкт-Петербург, 2005) впервые собраны интереснейшие работы учёного, представляющие его как искусствоведа. Многие из них малодоступны и потому неизвестны широкому кругу читателей, другие, пользующиеся огромной популярностью стали библиографической редкостью. Такова его монография "Структура художественного текста", изданная более 30 лет назад и по-прежнему остающаяся лидером среди семиотических исследований по теории искусства. Она отличается оригинальностью и глубиной взглядов на искусство, парадоксальностью мышления, отточенностью языка.

Книга сочинений Ю.М. Лотмана "Семиосфера: культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки" (Санкт-Петербург, 2000) представляет его как основателя московско-тартуской семиотической школы, автора универсальной семиотической теории и методологии. Работы в этой области, составившие настоящий том, принесли учёному мировую известность. Публикуемые в томе монографии ("Культура и взрыв" и "Внутри мыслящих миров"), статьи разных лет, по существу, заново возвращаются в научный обиход, становятся доступными широким кругам гуманитариев.

Лотман разрабатывает семиотику как науку о знаковых системах. Упорядоченной знаковой системой для передачи информации оказывается язык, который не сводится к своей звуковой или графической форме. Знаки являются «материально выраженными заменами предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией в коллективе».

Книга "Беседы о русской культуре" Санкт-Петербург, 1999) создана на основе цикла телевизионных лекций Ю.М. Лотмана. Дворянская культура была его предметом. Именно о ней он говорил в посвящённых Пушкину лекциях, подробно рассказывая о том, какой она была, и что мы потеряли с её исчезновением. Но Лотман не просто рассказывал, он отчасти являл любимый предмет изучения – тот обиход, привычки, манеры. Это было отражение глубоко изученного предмета в личности. Не буквальное воспроизведение, но своего рода интеллигентское "моделирование" исчезнувшей культуры. Дворянство, восстановленное через интеллигентность.

Это великолепное исследование именитого учёного, в котором мы уносимся в надлунные миры Жуковского, радуемся жизнеутверждающему творчеству Пушкина, тоскливо вздыхаем над поэзией Лермонтова, смеемся "сквозь слёзы" с Гоголем... Книга примечательна тем, что позволяет нам стряхнуть пыль веков с наших кумиров, вдохнуть в них жизнь и сделать чуть более доступными... Книга открывает читателю дверь в мир великосветских салонов, дворянских усадеб и игорных домов, где когда-то жили и творили замечательные люди, передавшие нам через века своё литературное наследие...

Том "О русской литературе". (Санкт-Петербург, 1997), собрал всё, написанное Ю.М.Лотманом о русской прозе XVIII – XIX вв., его экскурсы в древнерусскую литературу, заметки о писателях XX в., его новаторские исследования по теории литературы. Погружённые в контекст русской истории, истории культуры, они далеко выходят за рамки филологических проблем. Появлявшиеся на протяжении почти сорока лет, работы Ю.М. Лотмана кажутся написанными на одном дыхании благодаря единой концепции, отразившей не только мысль, но и личность учёного.

В книге "О поэтах и поэзии (Санкт-Петербург, 1999) впервые собраны все работы Ю.М. Лотмана, посвящённые русской поэзии и творчеству поэтов XVIII – XX столетий. Том состоит из трёх разделов: первый — монография «Анализ поэтического текста», ставшая настольной книгой молодых филологов; второй – статьи и исследования историко-литературного характера, дающие панораму поэзии от М. Ломоносова до И. Бродского; третий – рецензии, заметки, тезисы докладов. Раздел «Приложение» составили фрагменты «Книги для учителя». Вступительная статья крупнейшего филолога М.Л. Гаспарова рассказывает о вкладе Ю.М. Лотмана в теорию стиха.

В томе "Пушкин" (Санкт-Петербург, 1995) собрано почти всё, что написано Ю.М. Лотманом о Пушкине. Это фундаментальные и широкоизвестные работы: биография поэта, комментарий к "Евгению Онегину", статьи, посвящённые "Капитанской дочке", "Полтаве". "Анжело", заметки, где локальные проблемы (такие как реконструкция пушкинского сюжета об Иисусе) вбирают целостную концепцию творчества поэта. Исследования и статьи, появлявшиеся в разные годы в самых разных и ныне малодоступных изданиях, впервые соединились под одной обложкой, явив собой своего рода пушкиниану.

   В книге "Великосветские обеды. Панорама столичной жизни" (Санкт-Петербург, 1996) Ю.М. Лотман вместе с Е.А. Погосян обрисовали те стороны русской жизни середины XIX века, которые обычно ускользают от внимания историков.

Первая часть книги представляет собой исследования гастрономических нравов русской аристократии, в частности, гастрономических порядков в семье обер-шталмейстера императорского двора П.Д. Дурново. Авторы подробно анализируют ассортимент блюд и застольный ритуал, дают выразительные характеристики участникам обедов в доме Дурново.

Вторая часть книги – подневная запись (с осени 1857 до весны 1858 гола) меню обедов и присутствовавших на них гостей, а также указывающая на возможные темы застольных бесед летопись злободневных событий тогдашней жизни, перемежающаяся петербургскими письмами Дурново-младшего к отцу и выдержками из парижского дневника Дурново-старшего. Книга богато иллюстрирована своеобразной изобразительной хроникой, заимствованной из периодических изданий тех лет.

Книга "Письма. 1940–1993" (Москва, 1997) Ю.М. Лотмана включает 732 послания, которые посылались родным, друзьям, коллегам и ученикам в течение полустолетия – от предвоенных, с 1940 года, писем из армии до предсмертных посланий ближним. Главные темы – научные идеи, отзывы, критика, кафедральный и семейный быт, отдельные социально-политические высказывания. В письмах ярко проявляются оригинальность мышления и остроумие автора, его уникальные человеческие качества. Письма сгруппированы по адресатам. Наиболее крупные комплекты коллеге и товарищу Б.Ф. Егорову, семейные, университетской сокурснице Ф.С. Сонкиной, другим сокурсникам, академику В.Н. Топорову, профессору В.В. Иванову, проф. Б.А. Успенскому и др. Эти письма – ценнейший материал для всех, интересующихся гуманитарной культурой нашей страны.





Материал подготовила

Н.А. Парахонская,

библиотекарь

отдела городского абонемента.