Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Живая природа Ивана Шишкина К 190-летию со дня рождения русского живописца, мастера пейзажа (25 января) История русского искусства второй половины XIX века прочно связана с именем Ивана Ивановича Шишкина – выдающегося живописца, замечательного рисовальщика и гравёра. В своих произведениях художник воспевает величие и красоту родной природы, бескрайние просторы её полей, золотящиеся нивы, могучие дубравы, лесные чащи. Шишкин был искренне убеждён в том, что нет ничего прекраснее подлинных мотивов природы, что они не нуждаются в приукрашивании или идеализации. Объективность стала первоосновой его зрелого творчества, но за ней стояло безграничное увлечение художника прекрасным и вечным ликом природы. Для Шишкина характерно точное воспроизведение природы, и одновременно он стремился перейти от внешнего правдоподобия к обобщению и типизации, к поэтическому осмыслению мотива. Шишкин принадлежит к числу самых известных русских художников, он среди тех, чьё творчество составляет основу национальной школы живописи. Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге, в семье купца 2-й гильдии Ивана Васильевича Шишкина, искренне влюблённого в свою историческую и археологическую деятельность. Помимо участия в раскопках и реставрации памятников, он многое делал на благо жителей Елабуги, как, например, разработка и введение водопроводной системы, устройство мельниц. По стопам отца будущий художник идти не стал, при этом почерпнул от него пристрастие к серьезному чтению, трепетное отношение к семье и бескрайнюю, чистую и искреннюю любовь к родимой Елабуге. Позднее Елабуга станет для Шишкина пристанищем, исцеляющим раны и возвращающим к жизни местом. В 1850 году Иван объявляет родным, что отправляется учиться в Москву. Данное решение пришло к нему сразу после знакомства с московскими художниками, прибывшими в Елабугу на роспись иконостаса в соборе. Главным вдохновителем стал Иван Афанасьевич Осокин, учившийся в Строгановской школе технического рисования. Именно он рассказал Шишкину о Московском училище живописи и ваяния. Родители долго не могли решиться отпустить сына, но, в конце концов, согласились, отправив Ивана в Москву под наблюдение Д.И. Стахеева, мужа его сестры Александры. Именно он помогал будущему художнику на первых порах, когда тот не мог свыкнуться с самостоятельной жизнью, тоскуя по родителям и привычному домашнему укладу. В Московском училище живописи и ваяния он проучился три с лишним года: с 1852 по 1856. Эти годы оставили глубокий след в творческой судьбе Шишкина. Отправляясь в Москву, он пообещал себе, что, если не получит медаль – бросит творчество навсегда. Медаль он, естественно, получил, а кроме неё огромную базу знаний и навыков. Именно здесь он проявляет себя как блистательный гравёр, создав свой первый офорт, работает с быстрым жанром акварели, пробует силы в различных направлениях. «Занятиями своими и любовью к искусству подавал большие надежды», – позже напишет в своих отчётах Аполлон Николаевич Мокрицкий, любимый преподаватель Ивана. В 1856 году Шишкин отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в Академию художеств. Решение далось ему непросто, о чём он пишет родителям в письме: «Чувства у меня не совсем спокойные при оставлении Москвы. В Москве привык, сжился, приобрел любовь товарищей и наставников… <…>.. Москва как-то проще, а потому лучше». Однако, вопреки первым впечатлениям, именно с Петербургом плотно связывается его жизнь, и мнение меняется. Он сразу же был принят в пейзажный класс Петербургской Академии художеств, под руководство Сократа Воробьёва, сына живописца М.Н. Воробьёва. Преподаватели оценили высокий уровень натурных рисунков студента, и на первую летнюю натурную работу он был отправлен в живописное местечко Лисий Нос на Финском заливе. Там рождаются самые ранние сохранившиеся картины. Среди них первые Валаамские виды: «Вид на острове Валааме», «Местность Кукко». В этих работах ещё можно распознать неуверенность и то, с каким трепетом и осторожностью изначально Шишкин писал. Ещё нет той фотографической точности, присущей последующим работам художника. В 1861 году Иван отправляется в Германию, в Дюссельдорф. Его творчество формировалось в интересный период в европейском искусстве, когда реализм активно вытеснял романтизм. Привычные «идеальные» изображения уже не были так необходимы, и в мир пришли реалистичные композиции, которые буквально фиксировали природу и окружение, её земные свойства и осязаемость мира. Попав в орбиту дюссельдорфской школы живописи, Шишкин лишь укрепил академическую систему, превращённую в канон. «Очеловечивание» пейзажа именно тогда становилось тенденцией. Позже Шишкин отдаст дань стилю бидермейер, написав несколько сцен с горожанами на фоне природы. Итогом всего путешествия за границу стала картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Подвижная, словно «пульсирующая» симфония природы на картине прорезается органным звуком солнечных лучей, пробивающихся сквозь мягкие грозовые тучи. Здесь зритель почувствует и толику романтизма, заключённую в панорамном обозрении, таком взволнованном и чарующем, словно говорящем о монументальности и значительности этого места и природы в принципе. Передний план привлекает внимание чёткими деталями, разбросанными по всей широте картины. Эта работа стала одной из знаковых в творчестве Шишкина и помогла его триумфальному возвращению в Россию в июне 1865 года. Пока художник коротал время в Елабуге, в Петербурге коллекционер Н.Д. Быков продвигал это полотно в Академии, с просьбой удостоить художника звания академика. 12 сентября Шишкин получил высокое звание. В 1867 году картина отправилась на Всемирную выставку в Париже, где представляла русское искусство наряду с именитыми художниками Айвазовским, Лагорио, Боголюбовым. В 1865 году Шишкин окончательно перебрался в Петербург, активно войдя в его художественную жизнь. Он много работал над картинами и эскизами, принимал участие в нескольких художественных обществах, знакомился с другими живописцами. Один из них, Фёдор Васильев, знакомит его с сестрой, Евгенией Александровной, которая вскоре становится его женой. В их семье родились трое детей. В этот период Шишкин много работает в разных живописных уголках, создавая новые этюды, выявляя особенности пейзажа различной местности, покоряя новые горизонты. Важной картиной в тот период стала «Рубка леса», она буквально обозначила существенное направление в его творчестве. Именно в ней отчетливо проявляется аналитический метод пейзажных работ Шишкина, его документальный подход к изображению пейзажа. Главный «герой» картины – хвойный северный лес. Художник акцентирует внимание на срезах и спилах деревьев, придавая картине буквально «документальную» манеру, философский и поэтический смысл. Другой работой, ясно обозначившей место Ивана Ивановича Шишкина в плеяде русских пейзажистов, стала картина «Полдень. В окрестностях Москвы». Полная харизмы композиция открывает панораму Подмосковья. Всё в этой картине характерно для русского пейзажа, а сама земля, вьющейся дорогой, словно укрытой высоким небом, отражает состояние покоя и счастья. В 1870-х годах жизнь художника кардинально меняется. В 1871 году создано Товарищество передвижных художественных выставок, что способствовало более целенаправленной организации художественной жизни. Среди «передвижников» были друзья и знакомые Шишкина, товарищи по духу и профессии, что играло ещё большую роль в его творческом развитии. Передвижники сформировали национальную школу искусства, которая не сводилась только к русской сюжетике, а имело особую, национальную специфику понимания. Это привело к тому, что Русская школа искусства заняла особое место среди национальных искусств Европы. Всё казалось благополучным, пока в жизнь Шишкина не пришла трагедия: друг за другом умерли его товарищ Фёдор Васильев, жена художника Евгения Александровна, отец Иван Васильевич, сыновья Владимир и Константин. От депрессии его спасла любимая живопись. В то же время он знакомится с Иваном Крамским, который становится для него взыскательным критиком и добрым другом. Вместе с Крамским и другими товарищами-передвижниками он часто выезжает на натурную живопись, посещает новые живописные уголки, активно и плодотворно пишет множество этюдов. Крамской тогда говорил: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два, по три этюда в день катает, да каких сложных и совершенно оканчивает! И когда он перед натурой, …то точно в своей стихии, тут он смел и ловок, не задумывается, тут он всё знает». Одной из самых известных картин Шишкина стала «Рожь», созданная в 1878 году. Она буквально названа символом России. Картину отличает равновесие цветовых масс, композиционных опор и рисунка. Но главное – это ритм огромных сосен, уходящих в условной перспективе вдаль, куда устремляется и дорога, отороченная сочной зеленью травы. На картине «Рожь», как и на многих других, созданных позже, среди густых величественных сосен зритель может заметить одну иссохшую, лысую, тоскливую. По всем предположениям, именно с ней Шишкин отождествлял себя после всех печальных событий в его жизни. Такие «мертвые» деревья присутствуют на многих работах: «Лесные дали», «Болото. Полесье» и других. Продолжением величественной «Ржи» стала картина «Среди долины ровныя…», завершённая в 1883 году и созданная по мотивам одноименного стихотворения Алексея Мерзлякова. Она не совсем соответствует шишкинской тематике и отмечена большим романтизмом. Шишкин, изображавший по большей части леса, оставляет только одно единственное дерево. Чувствуется, что эта картина скорее сочинена, чем воспроизведена с натуры, как обычно поступал Шишкин. В 1880-1890 годах Иван Иванович всё больше обращается к величию российских лесных просторов и пишет множество прекрасных пейзажей. В тот период были созданы еловые и сосновые композиции, которые сейчас украшают стены Третьяковской галереи, Киевского музея и множества региональных галерей. Самой знаменитой картиной Шишкина, несомненно, является «Утро в сосновом лесу». Присутствие медведей придало ей некоторый сусальный оттенок, вызвавший впоследствии иронию критиков. Здесь природа рассматривается не в виде красивого сюжета, а как беспредельная жизнь земного мира, где физическая плоть одухотворена невидимым присутствием самого автора картины. Искусствоведы выяснили, что идея картины принадлежала Константину Савицкому, который изобразил и семейство медведей, резвящихся на шишкинском пейзаже. На полотне стояли две подписи, но, покупая картину, Павел Третьяков попросил убрать фамилию Савицкого. И всё же Шишкин отдал четверть её стоимости товарищу. Сейчас «Утро в сосновом лесу» знакомо всем, от мала до велика, и даже тем, кто абсолютно не увлекается искусством. Это связано с конфетами «Мишка косолапый», на обёртке которых по сей день печатается работа Шишкина. Последней масштабной работой художника стала «Корабельная роща», выделяющаяся своей монументальностью. Статичность этой композиции и однообразие цветовой гаммы искупаются подвижными бликами и скользящими тенями, придающими изображению живую игру светотени. Ивана Ивановича Шишкина не стало 20 марта 1898 года. Как истинный художник, он скончался за работой, приступая к созданию нового масштабного полотна. На протяжении всего творческого пути Шишкин только укрепил своё искреннее убеждение в том, что нет ничего прекрасней подлинных мотивов природы, не нуждающихся в приукрашивании, в идеализации, в искусственной эффектности построения. Объективность стала первоосновой его зрелого творчества.
составитель Компаниец М. В. библиотекарь первой категории отдела литературы по искусству
Список литературы: Манин, В. С. Шедевры русской живописи : энциклопедия мирового искусства / В. С. Манин. – Москва : Белый Город, 2000. – 400 с. : ил. Иван Иванович Шишкин : альбом / вступительная статья О. В. Круглова. – Москва : Изобразительное искусство, 1976. – 46 с. : ил. Иван Иванович Шишкин : альбом / автор-составитель Н. Н. Новоуспенский. – Ленинград : Художник РСФСР, 1990. – 24 с. : ил. Иван Шишкин : история жизненного пути, творческое наследие / автор текста А. А. Сергеев. – Москва. : Белый город, 2004. – 304 с. : ил. Мамонтова, Н. Н. Иван Шишкин, 1832-1898 / Н. Н. Мамонтова. – Москва : Арт-Родник, 2010. – 96 с. : ил. Шишкин : альбом / автор-составитель И. Н. Шувалова. – Ленинград : Аврора, 1971. – 184 с. : ил. Манин, В. С. Иван Шишкин / В. С. Манин. – Москва : Слово, 1996. – 96 с. : ил. Шувалова, И. Н. Иван Шишкин / И. Н. Шувалова. – Москва : Арт-Родник, 2001. – 72 с. : ил. Иван Шишкин : альбом / текст В. Манин. – Москва : Белый город, 2004. – 64 с. : цв. ил. |