Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Монументальная живопись Древней Руси: мозаики, фрески.

К Дню православной книги (14 марта)

Древняя православная культура хранит опыт и мудрость тысячелетий – в священных книгах, храмовом зодчестве, иконописи, мозаике, фреске.

Православный храм стал наглядным выражением сущности православия, евангельской проповедью в образах, камнях и красках. На протяжении столетий монументальная живопись – "стенное письмо" –воплощала основные идеи христианства. Стены, своды и купола храмов покрывались мозаикой или фресковыми росписями не только для того, чтобы украсить храм, но и чтобы просто и лаконично раскрыть перед молящимися Священное Писание.

Первыми декораторами древнерусских храмов были вызванные на Русь мастера-греки. Они принесли с собой многовековой художественный опыт искусства Византии и познакомили русских с техникой мозаики, фрески и иконописи.  Византийские мастера вместе с русскими учениками украшали храмы доселе невиданными на Руси великолепными, сверкающими золотом мозаиками и таинственными фресками.

Мозаичная техника наиболее сложна: изображение выкладывалось из искусно подобранных мелких кубиков цветного стекла (смальты) или из кусочков естественного цветного камня, вдавленных в известковый раствор. Отблески света солнца или горящих свечей создавали неповторимый эффект мерцающей красочной поверхности.

Фресковое письмо, рассчитанное на долговечность изображения, также имело свои особенности. Художник писал по нанесенному на стену  сырому грунту так, что краска проникала в него на некоторую глубину и приобретала большую прочность. Фресковая штукатурка наносилась на стену отдельными участками, которые художник мог расписать за короткий срок, пока грунт не просох. Мастер должен был обладать безупречной точностью руки и безошибочным навыком в работе, так как исправления потребовали бы замены грунта.

Древние умельцы создавали на века свои непревзойденные по красоте шедевры. Мозаика и фреска были рассчитаны на восприятие издали, поэтому отличались монументальностью формы, обобщенностью трактовки и отсутствием мелкой детализации.

Древнерусская монументальная живопись появляется в эпоху расцвета Киевской Руси (при князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром). Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Изображения Богоматери Оранты и Христа-Вседержителя в центральном куполе собора, другие мозаики и фрески Софии Киевской были созданы в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Все изображения Софийского собора пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православия.

   

Среди наиболее известных ранних памятников древнерусского монументального искусства выделяются росписи новгородского Софийского собора (XI в.). До наших дней дошли ценнейшие мозаики и фрески XII века – Мирожского монастыря во Пскове, церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, Дмитриевского собора во Владимире, церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде.

      

Великие художники Древней Руси – Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий – ознаменовали своим творчеством золотой век русской иконописи и фресковой живописи.

Росписи Спасо-Преображенского собора на Ильине улице в Великом Новгороде (1378) константинопольского мастера Феофана Грека –выдающийся памятник монументальной живописи того времени.

   

Первой значительной работой Андрея Рублева было участие вместе с Прохором с Городца в 1405 году в росписи Благовещенского собора Московского Кремля под руководством Феофана Грека. А уже в 1408 году он вместе с мастером Даниилом Черным создал знаменитые росписи Успенского собора во Владимире, признанные высочайшим достижением древнерусского искусства.

   

Творчество Дионисия к концу XV века окончательно сформировало русскую монументальную живопись как целостное явление. Самым поэтичным его творением стал ансамбль росписей 1502 года в церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

   

Творения древних художников-монументалистов и сегодня поражают своим величием и возвышенной духовностью.

В XX веке выдающимися учеными были созданы многочисленные копии великих памятников отечественного монументального искусства, что позволило сохранить и даже восстановить ряд уникальных храмовых росписей, сохранить для русской истории и культуры образы и цвета фресок и мозаик, составляющих драгоценное художественное наследие нашего народа.

Литература:

Вагнер, Г. К. Искусство Древней Руси = Ancient Russian art / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская. – Москва : Искусство, 1993. – 255 с. : ил.

Вздорнов, Г. И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде : к 600-летию существования фресок, 1378-1978 / Г. И. Вздорнов. – Москва : Искусство, 1976. – 292 с. : ил. – (Памятники древнего искусства).

Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2002. – 596 с. : ил.

Древнерусское искусство. Искусство средневековой Руси и Византии эпохи Андрея Рублева. – Москва : Арт-Волхонка, 2012. – 296 с. : ил.

Лазарев, В. Н. Искусство Древней Руси : мозаики и фрески : альбом / В. Н. Лазарев. – Москва : Искусство, 2000. – 303 с.

Мозаики и живопись Древнего Киева / автор-составитель Д. С. Лихачев. – Ленинград : Художник РСФСР, 1982. – 16 с. + 16 отд. л. ил. в папке.

Салько, Н. Б. Живопись Древней Руси XI – начала XIII века : мозаики, фрески, иконы : альбом / Н. Б. Салько. – Ленинград : Художник РСФСР, 1982. – 310 с. : ил.


Подготовила О.Н. Полякова,

заведующая отделом

литературы по искусству