Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Литературный мир А.Н. Островского

 

"Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни", – так о творчестве А. Островского отозвался Иван Гончаров.

В 1859 г. Александр Николаевич Островский создает драму "Гроза" (Санкт-Петербург, 2021) – шедевр русской драматургии. Пьеса по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет масштабный социально-исторический конфликт. Ее протестная энергия связана с личностью Катерины. Судьба молодой купеческой жены, страстно полюбившей, нарушившей супружескую верность и заплатившей жизнью за свой грех, была воспринята как вызов нравам, традициям и обычаям общественной среды, всему укладу жизни темного мещанского мира. Драма Катерины – вплоть до ее трагического финала – означала осознание ею своих человеческих прав и человеческого достоинства. По замечанию А. Блока, все в "Грозе" овеяно дыханием сжигающей страсти. Но эта личная драма имеет глубокий общественный смысл.

По особой сложности и напряженности скрытых душевных переживаний "Бесприданница" (Москва, 2016) явилась новым словом в творчестве Островского. Наверное, сам драматург тоже осознавал ее необычность, поэтому так писал о ней: "Этой пьесой начинается новый сорт моих произведений". Герои пьесы – дельцы нового времени, принявшие внешний лоск просвещенности. Они являются владельцами торговых фирм, носят европейские костюмы, живут последними новостями из парижских газет. Откровенный цинизм и бессовестная расчетливость — вот что определяет психологию этих героев. В центре произведения история любви. Все четыре героя в той или иной степени соперничают, желая добиться благосклонности Ларисы Огудаловой. Но в действии драмы менее всего любви. В этом обществе властвует бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого от него человека в предмет купли и продажи, в вещь, а имущего – в одержимого ненасытной жаждой обогащения. Здесь торжествуют "идолы", подобные миллионеру Кнурову, с их цинизмом, волчьей хваткой, и гибнут, вступая в неравную борьбу, честные и кристально чистые натуры, подобные Ларисе Огудаловой.

"Снегурочка" стоит обособленно в творчестве А.Н. Островского. Сам драматург относился к своей "весенней сказке" необычно, говорил, что в претензии не будет, если ее не поставят. В августе 1873 года он писал своему другу актеру Ф.А. Бурдину: "Я имею так много лестных отзывов о ней как литературном произведении, что за драматургической славой не гонюсь". Но "Снегурочку" охотно ставили и на столичных сценах, и в провинции.

В основе сюжета — история девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, девушку влечет к людям, к их страстям и чувствам. Ее невинная душа стремится познать тайну человеческой любви, ей хочется получить этот божественный подарок даже ценой собственной жизни. Добровольная жертва Снегурочки во имя любви восстанавливает гармонию в природе и в царстве берендеев, а грустная сказка о Снегурочке передается из поколения в поколение.

А.Н. Островский вошел в отечественную литературу как великий драматург и создатель русского национального театра. Пьесы автора, обновляя театральный репертуар, укрепляли и развивали лучшие традиции сценического реализма. Творчество Островского постоянно рецензировалось талантливыми критиками и исследователями литературы и театра. В перечне работ об Островском заслуживает особого внимания монография А.И. Журавлевой "А.Н. Островский-комедиограф" (Москва, 1981). В ней исследуется еще один жанр произведений Островского – комедии, а также показана в целом роль писателя в культурной жизни России. На материале комедий "Не в свои сани не садись", "Бедность не порок" автор анализирует созданную Островским своеобразную жанровую разновидность – народную комедию, которая опирается на фольклорные принципы отражения жизни.

Образцом научной биографии писателя является книга В.Я. Лакшина "А.Н. Островский" (Москва, 1982), где собраны богатейшие источники архивного, мемуарного, литературно-критического характера, в деталях воспроизводятся особенности окружавшей драматурга атмосферы. На первый план выходит личность писателя – незаурядного, сложного, исключительно интересного человека, каким он предстает в быту, в литературных спорах, в творческом процессе.

О том, что думали и писали об искрометных комедиях, социально-психологических драмах, исторических хрониках А.Н. Островского его современники, можно узнать из уникального дореволюционного издания С. Бураковского "А.Н. Островский: биографические сведения и разбор его произведений для учащихся" (Санкт-Петербург, 1899), которое имеется в фонде нашей библиотеки. Листая страницы этой старинной книги, читатель погрузится в то время, когда на сценах театров шли премьеры пьес Александра Николаевича. Островского.



Библиографический список литературы:

Бураковский, С. А. Н. Островский: биографические сведения и разбор его произведений для учащихся / С. Бураковский. – Санкт-Петербург : Типография М.И. Игнатовской, 1899. – 84 с.

Журавлева, А. И. А. Н. Островский – комедиограф / А. И. Журавлева. – Москва : Издательство Московского государственного университета, 1981. – 216 с.

Лакшин, В. Я. Александр Николаевич Островский / В. Я. Лакшин. – Москва : Искусство, 1982. – 568 с.

Островский, А. Н. Бесприданница : пьесы / А. Н. Островский. – Москва : Эксмо, 2016. – 624 с.

Островский, А. Н. Гроза : пьесы / А. Н. Островский. – Санкт Петербург : Азбука, 2021. – 411 с.

Островский, А. Н. Снегурочка / А. Н. Островский. – Москва : Эксмо, 2012. – 224 с.