Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Поэт повседневного мира

К 160-летию со дня рождения художника Л. О. Пастернака

 

Леонид Осипович Пастернак – разносторонняя и очень талантливая личность. Он сумел передать свой дар и творческие способности своим детям, среди которых был всемирно известный писатель Борис Пастернак ̶ автор гениального романа «Доктор Живаго». Картины Леонида Осиповича входят в экспозицию многих музеев страны.

Леонид Осипович Пастернак родился 4 апреля 1862 года. Детство будущего художника, графика, иллюстратора и писателя прошло в Одессе, в большой еврейской семье с шестью детьми. Родители, боровшиеся с нуждой, стремились дать своему сыну образование.

Мальчик был талантлив и безмерно увлечен искусством, поэтому начал обучение в рисовальной школе, впоследствии ставшей знаменитым художественным училищем имени М. Грекова. Однако сначала будущий художник, график, иллюстратор обучался медицине и юриспруденции, не оставляя, впрочем, своего увлечения живописью. Но вскоре осознал, что именно ею он хочет заниматься в дальнейшем.

В 1882 году Пастернак уезжает в Мюнхен и поступает в натурный класс Мюнхенской Королевской академии. В 1885 году возвращается в Одессу и получает диплом юриста. Художнику предстояло отбыть военную службу. Он служит вольноопределяющимся в артиллерии, все свободное время отдавая рисованию. Окончив занятия в Мюнхенской академии, он едет в Москву и начинает работать над своей первой большой картиной «Вести с родины» 1889 г. Сюжет картины ̶ тоска людей, насильственно оторванных от родных, по семье и дому – навеян недавними впечатлениями от военной службы. В этом еще далеко не совершенном произведении уже появились характерные особенности Пастернака-живописца.

 Успех, пришедший к Пастернаку с первой его картиной, был закреплён участием в петербургской выставке «Blanc et noir» («Черное и белое») 1890 года. Л.О. Пастернак выставил мюнхенские академические рисунки, выполненные углем (головы натурщиков), а так же рисунки пером.

Успех молодого художника в качестве рисовальщика положил начало его педагогической практике. Он открывает частную школу рисования, где ученики работают главным образом с живой натуры, по примеру Мюнхенской академии.

В 1894 году Пастернака приглашают преподавать в Московском училище живописи. Мастерство Л.О. Пастернака как рисовальщика росло и получало заслуженное признание.

Многие журналы печатали его рисунки, а в 1893 году журнал «Север» предложил исполнить три иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Они так понравились писателю, что позже Толстой предложил Пастернаку сделать иллюстрации к роману «Воскресение». В связи с работой над рисунками к роману Пастернак посещал тюрьмы, суды, делал многочисленные зарисовки. Все, даже второстепенные действующие лица, в изображении Пастернака отличаются четкой социальной характеристикой. Художник выполнил 33 рисунка (31 итальянским карандашом и две работы маслом), и в 1900 году вышло первое издание романа с его рисунками.

Использование света для характеристики персонажей, создание общей атмосферы, наметившееся в картинах «Дебютантка» 1892 г. «Накануне экзаменов» 1984 г., становятся сознательными приемами в иллюстрациях к «Воскресению» и получают дальнейшее свое развитие и наиболее полное выражение в портретном творчестве Пастернака начала 1900-х.

Большой цикл картин Пастернака связан с Л.Н. Толстым, художник оставил множество зарисовок Толстого с натуры. К 1894 году относится одна из первых и наиболее интересных работ этого цикла «Чтение рукописи». Точно передан облик Льва Николаевича с его поглощенностью чтением и сосредоточенностью. Умением раскрыть характер писателя в его повседневной жизни, в его естественных проявлениях отличаются и более поздние работы толстовского цикла: «Толстой в кругу семьи» 1902 г., «Толстой за работой» 1901 г. Художник, воспроизводя облик Толстого, почти с документальной точностью передает его неповторимое обаяние и огромную внутреннюю значимость личности писателя.

Л.О. Пастенак стал и автором портрета библиотекаря Румянцевского музея Николая Федоровича Федорова, о котором оставил записи в своих воспоминаниях. «В нем было что-то очень странное, оригинальное, что-то от аскетических монахов, которых изображали итальянские художники. С него можно было бы писать Франциска Ассизского». Известно, что Федоров запрещал себя рисовать и фотографировать, поэтому Пастернак, работая в 

Доме Пашкова, делал с него зарисовки тайком. На их основании он в 1919 году выполнил по заказу ученой коллегии Румянцевского музея цветной портрет Федорова. Сейчас он хранится в фонде некнижных материалов Музея книги РГБ. Считается, что это единственный портрет философа, однако это не так. Еще один портрет Федорова, который сделал Сергей Алексеевич Коровин, брат художника Константина Коровина, находится в Музее истории Москвы.

Портреты, которые создает Леонид Осипович Пастернак в конце 1890-х – начале 1900-х годов − это портреты людей, духовно близких художнику. Поэтому почти все они отличаются камерностью, ощущением взаимного понимания и тепла, полным отсутствием позирования. Основная тема портретного творчества Л.О. Пастернака – душевная красота человека, внутренняя гармония.

В рисунках, пастелях и живописных портретах детей, отражается светлый мир детства, очарование наивного и доверчивого взгляда ребенка («Зайчик» 1901 г., «Глазок» 1905 г.)

Увлечение искусством Ренессанса сказалось в картине 1914 года «Поздравление», решенной как групповой портрет. На ней изображены дети художника (Борис, Жозефина, Лидия и Александр).

После Октябрьской революции Пастернак продолжает интенсивно работать в жанре портрета. Он делает многочисленные зарисовки Ленина, мечтает о создании больших групповых портретов. К сожалению, большинство его замыслов не было осуществлено. В связи с тяжелой болезнью жены художник был вынужден уехать в 1921 году в Берлин. И там Пастернак продолжает много и плодотворно работать в любимом жанре. Им были запечатлены ведущие деятели культуры и искусства Западной Европы: Энштейн, Гауптман, Рильке, Осборн, Коринт.

В Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака: в 1927 и в 1932 годах, вышла монография Осборна, посвященная его творчеству.

Приход фашистов к власти вызвал массовую эмиграцию интеллигенции, и Пастернак покидает Берлин в 1939 году, переехав в Англию к дочери. Скончался Леонид Осипович Пастернак 31 мая 1945 года в Оксфорде.

Хотя с 1921 года Леонид Осипович жил за границей, его творчество продолжало сохранять традиции русского реалистического искусства. Художник всецело принадлежал русской гуманистической культуре, представителем которой он всегда себя ощущал.




 

 

Список использованной литературы:

 

Астраханская областная картинная галерея имени Б. М. Кустодиева : альбом / автор-составитель И. В. Анохина. – Москва : Советский художник, 1990. − 152 с. : ил.

 

Горьковский Государственный художественный музей / автор составитель П. П. Балакин. – Ленинград : Художник РСФСР, 1986. − 224 с. : ил.

 

Калмыкова, В. В. Шедевры русского портрета : около 300 иллюстраций / В. В. Калмыкова. – Москва : Белый город, 2010. – 303 с. : ил.

 

Пастернак, Л. О. Выставка произведений (1979, Москва). Леонид Осипович Пастернак, 1862-1945 : каталог выставки / Государственная Третьяковская галерея. ̶ Москва : Советский художник, 1979. – 64 с. : ил.

 

Пастернак Леонид Осипович. Записки разных лет / Л. О. Пастернак ̶ Москва : Советский художник, 1975. ̶ 288 с. : ил.

 

Портрет в России, ХХ век : из собрания Государственного Русского музея : альбом / Государственный Русский музей, научный редактор В. Леняшин. – Санкт-Петербург : Place Editions, 2001. − 408 с. : ил.

 

Русская живопись первой половины XIX века : альбом / автор-составитель М. Н. Шумова. ̶ Москва : Искусство, 1978. ̶ 168 с. : ил.

 

Шедевры русской живописи : энциклопедия мирового искусства. – Москва : Белый город, 2005. − 567 с. : ил.

 

Подготовила

А. С. Высоцкая,

библиотекарь отдела литературы по искусству