Страницы космических стартов

К Всемирному дню авиации и космонавтики

Русский ученый и изобретатель, основоположник космонавтики и теории освоения космического пространства Константин Эдуардович Циолковский писал о своих работах над теорией космических полетов: "Всю свою жизнь я мечтал своими трудами хоть немного продвинуть человечество вперед". Вся научная и изобретательская деятельность его была призвана преобразовать космическое будущее человечества.

В книгах "Моя жизнь и моя работа. Цели звездоплавания" К.Э. Циолковского (Москва, 2019) и "Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935). Жизнь в науке, работы по реактивной технике и космонавтике, научно-техническое творчество. Строгие математические доказательства основных результатов Циолковского" А.А. Космодемьянского (Москва, 2020) представлены подробные рассказы о жизни и деятельности теоретика космонавтики. Читатели узнают о первых шагах ученого в науке, познакомятся с его рассуждениями о перспективах развития авиации, воздухоплавания и ракетостроения в ХХ веке, с работами по теории реактивного движения, по экспериментальной аэродинамике и теории межпланетных перелетов.

Основные этапы развития отечественной космонавтики описаны в сборнике В. Климентова и О. Низовцевой "Космическая эра. Истории покорения космоса" (Москва, 2019). Авторами являются сотрудники Музея космонавтики. В увлекательной форме они рассказывают о людях, приблизивших к нам космос: о конструкторах и инженерах, работающих в секретных конструкторских бюро, о технических служащих, отправляющих со стартовых площадок спутники и корабли в безбрежность космоса и, конечно, об отважных космонавтах, их нелегкой, но такой нужной для науки работе.

Первому космонавту Земли, имя которого стало символом эпохи – Юрию Алексеевичу Гагарину – посвящена книга летчика и писателя В.Н. Хайрюзова "Юрий Гагарин. Колумб Вселенной" (Москва, 2021). Автор повествует о событии, ознаменовавшем грандиозную победу отечественной науки – первом пилотируемом космическом полете 12 апреля 1961 года. Книга построена на воспоминаниях современников отважного космонавта, его сослуживцев по отряду космонавтов, родных, близких и многочисленных друзей. Каким был Юрий Гагарин на службе, в быту, на отдыхе – узнают читатели, прочитав эту книгу. И еще узнают подробности трагической гибели первого космонавта, основанных на свидетельствах специалистов, участвовавших в расследовании катастрофы.

Как Гагарин, управляя космическим кораблем, первым преодолел земное притяжение, не знал, что его ждет на орбите, так космонавт Алексей Архипович Леонов, первым из землян шагнул в открытый космос, в бескрайнюю неизвестность. Невероятно честные и искренние мемуары о тяжелой, но интересной работе космонавта, о становлении своего характера представлены в автобиографической книге А.А. Леонова "Время первых. Судьба моя – я сам" (Москва 2020). Он рассказывает о том, как попал в отряд космонавтов, о своем знакомстве и большой дружбе с Ю.А. Гагариным, о работе под руководством С.П. Королева, о полете на "Восходе-2", об участии в программе "Союз" – "Аполлон" и еще о многих важных событиях и фактах из своей жизни.

Путь, пройденный ракетостроением и космонавтикой нашей страны от первых залпов "катюш" до перспективы полетов на другие планеты, представлен в сборнике документов "Штрихи к портрету отечественной космонавтики: сборник документов" (Москва. 2018). Авторы погружают читателей в атмосферу величественных побед в покорении космоса, а порой и горьких утрат и поражений, противостояния мнений и идей ученых и конструкторов, тяжелой работы космонавтов во время тренировок и полетов. В издании представлены ранее не опубликованные фотодокументы, описаны интересные факты из жизни и деятельности людей, причастных к покорению космоса.

Книга Н.В. Селезнева "Покорение космического пространства: эпопеи советского изобретателя" (Москва, 2018) посвящена рассказу о том, как два человека – мягкий, но пытливый теоретик М.К. Тихонравов и энергичный с пробивным характером С.П. Королев, объединившись, образовали творческий тандем, и стали разрабатывать проекты мощных многоступенчатых ракет для полетов в космос. Энтузиасты космонавтики развернули активную деятельность, разработали план освоения космоса, подобрали специалистов и приступили к осуществлению задуманного. Автор книги, являясь крупным ученым, теоретиком авиационно-космической навигации, изобретателем измерительных приборов, систем и комплексов, используемых на самолетах, спутниках и космических кораблях, был научным консультантом у главных конструкторов авиационной и космической техники, таких как С.П. Королев, А.П. Туполев, С.В. Ильюшин, заметки к портретам которых приводятся в этой книге. В 1960-е годы он обучал Ю.А. Гагарина, Г.С. Титова, В.В Терешкову и других космонавтов основам космической навигации и метеорологии. Интерес представляют воспоминания Н.В. Селезнева о личных встречах с выдающимися учеными страны – его современниками, а также рассказы о космических стартах, участником которых он был.

Родоначальнику отечественной практической космонавтики Сергею Павловичу Королеву посвящен двухтомник известного журналиста Я.К. Голованова "Королев: факты и мифы" (Москва, 2018). Автор включил в это издание многочисленные свидетельства близких и родных С.П. Королева, его друзей и соратников, а также уникальные документы и фотографии. Ярослав Голованов был "своим человеком" в закрытом обществе создателей отечественной ракетной техники и космонавтики. Высшее инженерное образование плюс природный талант позволили Голованову рассказывать о сложных научно-технических проблемах ясно и доступно. Этот труд стал для него главным во всей его многогранной литературно-журналистской деятельности. Он беседовал со многими непосредственными создателями ракетно-космической техники. Рассказы о встречах с С.П. Королевым, членами легендарного Совета Главных конструкторов, испытателями космической техники и космонавтами, о незабываемых стартах он включил в свои книги.

Библиографический список литературы:

1.      Голованов, Я. К. Королев: факты и мифы : [в 2 томах] / Я. К. Голованов. – Москва : Фонд "Русские Витязи", 2018.

2.      Климентов, В., Низовцева О. Космическая эра. История покорения космоса / В. Климентов, О. Низовцева. – Москва : Издательство АСТ, 2019. – 196 с. : ил.

3.      Космодемьянский, А. А. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) :Жизнь в науке, работы по реактивной технике и космонавтике, научно-техническое творчество. Строгие математические доказательства основных результатов Циолковского / А. А. Космодемьянский. – Москва : Книжный дом "Либроком", 2020. – 304 с.

4.      Леонов, А. А. Время первых. Судьба моя – я сам / А. А. Леонов. – Москва : Издательство АСТ, 2020. – 352 с.

5.      Селезнева, Н. В. Покорение космического пространства : эпопеи советского изобретателя / Н. В. Селезнева. – Москва : Книжный дом "Либроком", 2018. – 360 с.

6.      Хайрюзов, В. Н. Юрий Гагарин. Колумб Вселенной / В. Н. Хайрюзов. – Москва : Вече, 2021. – 384 с. : ил.

7.      Циолковский, К. Э. Моя жизнь и работа : цели звездоплавания / К. Э. Циолковский. – Москва : Книжный дом "Либроком", 2019. - 100 с. – (Биографии выдающихся личностей).

8.      .Штрихи к портрету отечественной космонавтики : сборник документов / Российский государственный гуманитарный университет; составитель. Т.А. Головкина. – Москва, РГГУ, 2018. – 529 с.

Материал подготовила