Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Символ национальной духовности

 

... он был ученый "с головы до ног"

и ничем другим никогда быть

не желал и не был.

В.Н. Бенешевич. Н.П. Лихачев (некролог), 1936 г.


24 апреля 2022 года исполняется 160 лет со дня рождения замечательного русского ученого, коллекционера Николая Петровича Лихачева.

Н.П. Лихачев – крупнейший источниковед, собиратель, блестящий знаток документа, икон, книг, памятников сфрагистики и нумизматики, действительный член Академии наук, создатель и руководитель Музея палеографии, выросшего из его уникальных собраний.

Еще пятьдесят лет назад отечественная историография относила работы Н.П. Лихачева к частным буржуазным исследованиям. Сегодня же авторы, анализируя научное наследие Н. П. Лихачева, не скупятся на эпитеты. Крупнейшим историком, «в трудах которого источниковедение достигло высшего для буржуазной историографии предела», назвал ученого археолог В.Л. Янин. О разносторонности интересов и понимании «исторического источниковедения, единства письменного источника и вещественного» говорила историк Л.Н. Простоволосова.

Николай Петрович родился и вырос в Казани, в дворянской семье. Семейная библиотека, собираемая членами рода в течение 300 лет, хранящиеся в доме картины, гравюры, старинный фарфор и другие художественные произведения не могли не повлиять на духовное развитие мальчика и его интерес к вещественным памятникам истории. Н.П. Лихачев писал о себе: «Необыкновенно сильная, все затмевающая любовь к книгам началась с восьмилетнего возраста (в тринадцать лет пробовал уже составлять каталоги), в 4 классе гимназии углубился в нумизматику, а в 5 классе определилась задача всей жизни – изучение истории».

Николай закончил Казанский университет, там же защитил магистерскую и докторскую диссертации, но вся его дальнейшая судьба была связана с Санкт-Петербургом.

С 1892 г. Лихачёв читал лекции в Петербургском археологическом институте, а спустя два года основал кафедру дипломатики и первым в истории отечественной высшей школы стал преподавать сфрагистику. С тех времен изучение специальных исторических дисциплин: нумизматики, дипломатики и особенно сфрагистики (дисциплина, изучающая печати и их оттиски на различных материалах) стало делом всей его жизни. Общение с известными историками, архивистами того времени – В.О. Ключевским, Г.Ф. Карповым, Д.Ф. Кобеко, Е.В. Барсовым, Н.А. Поповым, А.И. Соболевским, И.И. Толстым – укрепило его верность концепции «исторического источниковедения».

После переезда в Петербург он целеустремленно занимается собиранием русских и византийских вислых печатей. Эти «небольшие свинцовые кружки, много веков тому назад утратившие связь с безвозвратно погибшими документами, некогда ими удостоверенными, содержат в своих изображениях и надписях первоклассный познавательный материал, введение которого в исторические построения способно прояснить многие важные проблемы и дать начало новым исследованиям», – отмечал ученый.

«Моливдовулы греческого Востока» (Москва, 1991) – первая крупная работа в мировой научной литературе по византийской сфрагистике, написанная на русском языке. В ней дано описание 364 печатей из собрания Лихачева, составляющих сегодня половину коллекции византийских моливдовулов Государственного Эрмитажа. (Моливдову́л – двусторонняя подвесная свинцовая печать, наиболее характерна для средневековых грамот). Описание печатей в рукописи академика сопровождается его комментариями.

Это целые экскурсы по экономической и политической жизни византийского государства VII – XIV веков, структуре его административного устройства. Печати предстают перед нами не только как важные исторические источники, но и как художественные памятники, позволяющие судить о мастерстве анонимных резчиков матриц.

1892–1894 годы были важным временем в жизни Лихачева: получение степени доктора русской истории, первое знакомство с Европой, начало работы в Археографической комиссии, преподавательской деятельности, деятельного сотрудничества с Академией.

В эти годы он продолжает собирать свою необыкновенную коллекцию исторических источников из разных стран мира (иконы, монеты, печати, акты и автографы). «Десятилетиями я рыскал всюду и собирал крупицы от западноевропейских богатств для того, чтобы доставить русским ученым самостоятельный материал для изучения».

Первая глава научно-популярного издания Л.А. Липина «Глиняные книги» (Ленинград, 1956) рассказывает об особняке на Петрозаводской в Ленинграде, где жил и работал ученый Н.П. Лихачев. Библиотека размещалась в десяти комнатах. А в витринах, шкафах располагались: памятники иероглифической письменности Древнего Египта, клинописного письма Месопотамии, коптские каменные стелы, античные фрагменты надписей на мраморе и керамике, арабские надгробия, фаянс средневековой Италии, пергаментные свитки, богатейшая коллекция икон и многое другое.

Хозяин с готовностью делился своими богатствами с коллегами-учеными. В разные годы с материалами его коллекций работали востоковеды М.В. Никольский, И.А. Орбели, Г.В. Церетели и В.К. Шилейко, филологи Г.Э. Зенгер, И.И. Холодняк, В.Ф. Шишмарев, византинисты В.Н. Бенешевич и А.И. Пападопуло-Керамевс. После революции 1917 года Н.П. Лихачев передал хранящиеся в доме коллекции в ведение Археологического института, здесь был организован Музей Палеографии.

В начале ХХ века в поле зрения Н.П. Лихачева оказались находки средневековых актовых печатей, встречавшиеся на отмелях Новгородского городища. Маленькие свинцовые кружки с надписями и изображениями относились к новгородскому княжескому архиву XII—XVI вв. К началу Первой мировой войны Лихачеву удалось включить в свою сфрагистическую коллекцию свыше 600 древнерусских печатей и подготовить 57 фототипи­ческих таблиц к задуманному им изданию Свода печатей. Трудности наступившего периода не позволили осуществить это издание.

Опубликовать лихачевские таблицы удалось советскому историку В.Л. Янину. С 1970 по 1998 г. издавался его трехтомник «Актовые печати древней Руси», который дополнил и систематизировал труды академика Н.П. Лихачева. В нем было определено уже 1542 древних печати, оттиснутых 806 парами матриц. В первой части книги рассмотрены все сфрагистические типы, проведено исследование и сделаны научные выводы; во второй – приведены подробные сведения о всех издаваемых печатях и их иллюстрации. В третьей – отражены печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг.

В апреле 1902 г. Д.Ф. Кобеко, назначенный директором Публичной библиотеки, пригласил Н.П. Лихачева стать помощником директора. В этой должности ученый служил с 13 июля 1902 г. и немало потрудился для устройства и комплектования богатейшей библиотеки, особенно в годы подготовки к столетнему ее юбилею. Работа в библиотеке отнимала много времени и сил, которых едва хватало на преподавание в институте. Общие сведения об ученом, в том числе о деятельности на библиотечном поприще, можно почерпнуть в "Библиотечной энциклопедии" (Москва, 2007).

В этот период изданы фундаментальные работы по истории искусства. Искусствоведы хорошо знают Н.П. Лихачева как автора классических изданий «Материалы для истории русского иконописания», «Манера письма Андрея Рублева» и как создателя многих работ об иконах и иконописцах. Ценные мысли и замечания Н.П. Лихачева, касающиеся своеобразия древнерусской живописи и задач ее изучения, не утратили своей актуальности и сегодня.

Наступившая советская эпоха сурово обошлась с ученым: уже в преклонном возрасте ему пришлось пережить арест, ссылку и увидеть распыление лелеемого им собрания по разным хранилищам. Сегодня академик Лихачев реабилитирован и восстановлен в составе Академии наук, а на доме, где он жил и работал и где ныне находится Санкт-Петербургский филиал Института российской истории РАН, установлена памятная доска. И если ранее труды его использовались как источник богатейших сведений и материалов для работ историков, то сегодня, несомненно, могут считаться образцовыми и классическими, основанными на идее целостного подхода к культуре, на плодотворной концепции «исторического источниковедения», безукоризненно подобранном источниковом фонде.




Материал подготовила
И. В. Заика,
ведущий библиотекарь отдела городского абонемента