Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Поэт и судьба

к 235-летию со дня рождения К.Н. Батюшкова


Первое правило сей науки должно быть: живи, как пишешь, и пиши, как живешь… Иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы.

К.Н. Батюшков «Нечто о поэте и поэзии»

 

«О, память сердца, ты сильней / Рассудка памяти печальной…». Кто не слышал этих строк из романса М.И. Глинки в исполнении С.Я. Лемешева? Этот замечательный романс появился благодаря стихотворению К.Н. Батюшкова «Мой гений», а словосочетание «память сердца» вошло в русский язык устойчивым выражением. 

29 мая исполнится 235 лет со дня рождения этого выдающегося русского поэта начала XIX века. Вклад Константина Николаевича Батюшкова в русскую литературу неоценим. Он сделал русскую поэтическую речь более гибкой, метафоричной и яркой. Сам В.Г. Белинский в статьях «Литературные мечтания», «Русская литература в 1841 году», «Речь о критике» указывал, что именно Батюшков с Жуковским подготовили почву для творчества Пушкина. 

В своей книге «Сочинения Александра Пушкина» (Москва, 1985) в статье  «Обозрение русской литературы от Державина до Пушкина» В.Г. Белинский отмечает: «…Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтобы имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением».

Родившись 18 мая в Вологде в родовитой дворянской семье, будущий поэт получил хорошее воспитание и образование в Петербурге в частных иностранных пансионах. Особенное влияние на формировании личности и таланта поэта оказало общение с двоюродным дядей, поэтом М.Н. Муравьевым, которому Батюшков был «обязан всем»: глубоким интересом к античности и итальянской литературе, потребностью в постоянной духовной работе над собой.

До нас дошла лишь небольшая часть того, что Батюшков написал. Очень требовательный к себе, он нередко выбрасывал черновики, а в 1823 году, в припадке душевной депрессии, сжег всю библиотеку и архив. Поэтому опубликованные в 1817 году «Опыты в стихах и прозе» стали единственной книгой Батюшкова. Его литературному дарованию не суждено было раскрыться в полной мере. Убежденный в том, что «поэзия требует всего человека», Батюшков не мог посвятить всего себя литературе. Не имея достаточных средств, он вынужден был служить.

К.Н. Батюшков был участником похода в Пруссию (1807), в сражении под Гейльсбергом он был тяжело ранен, однако остался в армии и участвовал шведской кампании (1808-1809), заграничном походе русской армии (1813-1814). И только выйдя в отставку, он целиком посвящает себя литературному творчеству.

   

               

В сборниках «Стихотворения» собраны произведения поэта разных периодов его творчества. Это, прежде всего, ранний поэтический мир, представленный стихотворениями «Совет друзьям», «Веселый час», «Ответ Гнедичу», «Элизий», «Мои Пенаты». Ранние стихи с легкой руки А.С. Пушкина создали Батюшкову репутацию «российского Парни», «сына неги и веселья». Свое отношение к поэзии он выразил в стихотворении «Мечта», которое редактировал, переписывал и изменял всю жизнь.

Души поэтов свойство:

Идя забвения тропой,

Блаженство находить мечтой.

В более поздних стихах («К Дашкову», «Элегия», «К другу», «Умирающий Тасс»), написанных после Отечественной войны 1812 года, светлый эпикуреизм сменился мрачным пессимизмом, разочарованиями от утраты близки. В его стихах появляются новые мотивы – религиозные, основанные на «истинах Евангелия»…

Вся писательская деятельность Батюшкова уместилась в пятнадцать лет: были взлеты и падения, мечты и разочарования, подводились итоги. Большой интерес представляет и проза Батюшкова, особенно статья «Нечто о поэте и поэзии» (Москва, 1985), где он высказывает свой исключительно возвышенный взгляд на поэзию и поэтическое творчество.

«Поэзия – сей пламень небесный, который менее или более входит в состав души человеческой – сие сочетание воображения, чувствительности, мечтательности, – поэзия нередко составляет и муку и услаждение людей, единственно для неё созданных», – пишет он в статье. Сборник содержит и другие прозаические произведения Батюшкова, заметки из записных книжек и отрывки из писем, а также некоторые поэтические – элегии, послания, сатиры, эпиграммы.

«Большая часть моей книги написана про себя», – сказал Батюшков о своих «Опытах в стихах и прозе». И действительно, жизнь и творчество поэта связаны неразрывно. По его словам, он передавал в поэзии

 

 


Историю моих страстей,

‎Ума и сердца заблужденья,

Заботы, суеты, печали

                            прежних дней,

И легкокрылы наслажденья;

‎Как в жизни падал, как вставал,

‎Как вовсе умирал для света,

Как снова мой челнок

Фортуне поверял…


Книга литературоведа Л.Н. Майкова «Батюшков, его жизнь и сочинения» (Москва, 2001) была написана более ста лет тому назад, но до сих пор остается самой полной и авторитетной биографией поэта. Выход книги совпал с изданием первого полного собрания сочинений и писаем поэта, инициированным младшим братом Батюшкова П.Н. Батюшковым под редакцией Л.Н. Майкова. Для собрания сочинений Майков должен был подготовить справку о жизни поэта, которая в процессе работы и переросла в обширную биографию Батюшкова.

Майков обладал весьма скудными отрывочными документами, но, используя свидетельства современников, характеристики друзей Батюшкова, он все же сумел обобщить разрозненные факты его биографии. Он создал живой образ поэта на фоне литературной жизни начала XIX века, выделил основные этапы становления и развития его творческой индивидуальности. Издание дополнено и более поздними историко-литературными статьями, посвященными жизни и деятельности поэта.

Однако история не стоит на месте. За сто лет открылось много новых материалов и фактов, которые позволяют не только уточнить книгу Л.Н. Майкова, но и дать новое объяснение, новое толкование целому ряду эпизодов жизни и творчества Батюшкова. Автор книги «Константин Батюшков. Странствия и страсти» (Москва, 1987) литературовед В.А. Кошелев попытался исследовать личность  поэта  «изнутри», опираясь на опубликованные источники и источники, хранящиеся в архивах Ленинграда, Москвы, Вологды. Это документальное повествование, которое дает читателю почувствовать дух эпохи, характер мышления поэта и его современников.

Мысль В. Белинского о том, что «без Батюшкова мы не имели бы Пушкина» продолжил О. Мандельштам, который называл писателя «записной книжкой нерожденного Пушкина». Эта высокая оценка имеет обратную сторону: невольно она сводит на «нет» индивидуальность и личные достижения Батюшкова в искусстве поэтического творчества.

Другая книга В.А. Кошелева «В предчувствии Пушкина» (Псков, 1995) является логическим продолжением его книги «Константин Батюшков. Странствия и страсти». Цель автора – уточнить и переосмыслить устойчивую репутацию поэта как «предтечи Пушкина», показать его поэтические достижения, расширить наши представления о творческой индивидуальности Батюшкова. Автор представил серию очерков о месте писателя в русской литературе в «переходную эпоху» начала ХIХ века.

Батюшков был не только «предтечей Пушкина». Батюшковская поэтическая традиция присутствует в лирике Е. Баратынского, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, И. Анненского, А. Ахматовой, О. Мандельштама и других русских поэтов. С этой точки зрения рассматривает поэзию К. Батюшкова и современная высшая школа. А школьная программа по литературе учит понимать его как поэта-философа, соединившего в своем творчестве черты сентиментализма и романтизма.

Первую литературоведческую книгу о Батюшкове, непосредственно адресованную учителям школ, лицеев и гимназий, студентам, абитуриентам, специалистам-филологам, выпустило издательство МГУ. Литературовед Н.Н. Зуев в книге  «Константин Батюшков» (Москва, 1997) по-новому раскрывает благотворное влияние русского сентиментализма на поэзию Батюшкова, показывает процесс становления романтической исторической элегии поэта. Впервые в книге раскрываются религиозные основы его философской лирики, рассказывается об отношении поэта к французской революции и ее идеологии. Особое внимание уделено анализу произведений, изучаемых в школе.

Жизненная и литературная судьба этого выдающегося русского поэта поистине трагична. Незаурядный и обаятельный человек,  «в самой цветущей поре умственных сил» он был поражен неизлечимой душевной болезнью. Талантливейший поэт эпохи, он так и не успел написать главного своего творения, к которому шел на протяжении всей своей поэтической жизни. Но те лирические произведения, которые он успел создать, с их поэтической силой и красотой, богатством и тонкостью красок вошли в золотой фонд русского классического слова.



Материал подготовила

И.В. Заика, ведущий библиотекарь

отдела городского абонемента