Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Дмитрий Жилинский и его герои

К 95-летию со дня рождения художника

 

Дмитрий Дмитриевич Жилинский (1927-2015) был одним из любимых художников нескольких советских поколений. Он создал свою образно-пластическую систему, которая стала заметным явлением в отечественном искусстве.

Его творчество не вписывалось ни в одно из современных ему течений. В своих картинах, часто написанных темперой по левкасу, художник переосмысливал традиции и древнерусской иконописи, и Северного Возрождения. Подчас на картинах Жилинского словно оживал Ренессанс, самый типичный, казалось бы, сюжет советского искусства превращался в гимн красоте и добру.

Ему посчастливилось учиться в Институте прикладного и декоративного искусства в Москве в те годы, когда там преподавал крупнейший мастер русской гравюры и искусства книги Владимир Фаворский. Годы общения с кругом Фаворского были бесценны для становления Жилинского. Позднее художник вспоминал: «Я сейчас думаю, какое счастье, что я попал в дом Фаворского. Я жил рядом с Владимиром Андреевичем до последнего его вздоха, и сейчас слова этого мудрого человека постоянно всплывают во мне. Все праздники, выходные, вечера мы проводили вместе. Это была беседа длиною в двадцать лет: никогда о деньгах, о карьере – только об искусстве». В памяти молодого художника запечатлелись размышления Фаворского о теории изобразительного искусства, принципах построения композиции.

Учителями Жилинского в Суриковском институте были лучшие мастера эпохи, в том числе Н.М. Чернышев, П.Д. Корин, А.М. Грицай. Каждого из своих учителей он вспоминал впоследствии с благодарностью: «Они увлекли меня рисованием. У них я понял, что такое красота и пластика, понял цельность форм. Н. Чернышев привил любовь к древнерусскому искусству, П. Корин передал мне страстную любовь к Возрождению и творчеству А.А. Иванова, А. Грицай приучал к ежедневному труду и честности».

Уроки выдающихся наставников, яркие впечатления от встреч с великими творениями прошлого, собственные размышления об искусстве и о современных героях – все это способствовало тому, что от творческих поисков и экспериментов Жилинский шагнул к созданию живописной системы, одновременно и близкой советскому искусству, и отличной от нее.

Насыщенные аллегориями и символами картины Жилинского всегда отмечены личным планом. Своих героев художник часто писал с близких людей.

В картине «Утро» (1954) сдвинутые занавески открывают фигуру женщины, кормящей ребенка, в которой художник запечатлел свою жену с новорожденной дочерью в интерьере дома. Уже в этом раннем произведении Жилинский проявляется как живописец, не довольствующийся лишь натурной, бытовой трактовкой сюжета. Здесь видно его стремление к пространственному построению композиции, продуманности колорита, световых акцентов.

      

Жена Нина Ивановна Жилинская сыграла особую роль в биографии и творчестве художника. С момента их знакомства в годы учебы в институте она стала его музой, женой, другом, матерью его детей, а также строгим критиком в вопросах искусства. Две яркие, талантливые натуры – живописец и скульптор – они удивительно дополняли друг друга.

В канонической картине «У моря. Семья» (1964) изображена вся семья художника: жена, дети и он сам. В основе композиции картины лежат живые впечатления от летнего отдыха. На первом плане Жилинский изобразил жену и детей, а рядом себя с только что пойманной рыбой. Мастерски выстроенная композиция полна живых подробностей. Точно подмеченные позы, движения и ракурсы, конкретные детали, связанные с ритуалом купания, и одновременно символическое прочтение сцены.

Смысловой центр композиции – образ жены – воплощение идеальных представлений художника о женственности и материнстве. Помещенные рядом фигуры детей и мужа дополняют гармоничную картину семьи. Большое значение при построении мизансцены имеют позы и жесты, найденные для героев первого плана: взаимное доверительное касание мамы и дочери, защитный жест руки Нины над головой сына, движение рук малыша к рыбе, пойманной отцом.

Образ матери – один из самых ярких и проникновенных в творчестве Дмитрия Жилинского. Мать художника появлялась на нескольких его картинах.

Картина «Под старой яблоней» (1969) – это философская притча, написанная в иконописной технике, на дереве по левкасу темперными красками. Убеленная сединами женщина согнулась под грузом прожитых лет, подобно старому дереву. Матери так же необходима опора, как необходима она тяжелым, плодоносящим ветвям. Босые ноги пожилой женщины, как корни, врастают в темную, свежевспаханную землю. Старая мать – живой носитель идеи времени, связующая нить между прошлым и будущим. Былое живет в ее памяти, будущее – в ее внуках, которые рядом.

В дальнейшем художник много раз обращался к образу матери. Вот она – крупным планом в картине «Зима на юге» (1977) – погружена в свои мысли, рядом с нею художник размышляет о собственном месте в мире.

Долго и мучительно искал Жилинский форму для реализации важного для него замысла, связанного с трагической страницей семейной истории – судьбой арестованного и расстрелянного в годы сталинских репрессий отца. В картине «1937 год» (1987) показана сцена ареста отца, расстрелянного как враг народа.

В пластическом решении картины Жилинский стремился соединить документальную достоверность изображенной сцены с ее символическим прочтением. Фигура отца с поднятыми руками отсылает к сценам Распятия. Особая роль принадлежит цвету: белый – знак чистоты и мученичества, красный – цвет крови и жертвенности. Авторская рама произведения также участвует в раскрытии общего замысла, очерчивая поле картины подобно траурной ленте. На ее верхней планке Жилинский поместил надпись: «Посвящаю без вины погибшим в годы репрессий и беззакония». Внизу, рядом с датой «1937 год» в раму вмонтирована копия справки о посмертной реабилитации отца.

Картины Дмитрия Жилинского заставили современников заговорить о нем как об одном из новаторов живописи. Характерными чертами стиля художника стали активная роль цвета, динамичность композиции, монументальность пластического решения. Во многом это связано с обращением Жилинского к технике темперной живописи по левкасу, традиции которой восходят к византийскому и древнерусскому искусству.

Дмитрий Жилинский – потомственный сочинец, он родился в селе Волковка Лазаревского района города Сочи. Многие работы художника были написаны в родном городе, он часто приезжал сюда к матери, жил, работал, на протяжении всей жизни прославляя родной край. В 2019 году Сочинскому художественному музею присвоили имя Дмитрия Жилинского.


Литература:

Дмитрий Жилинский / автор текста В. Лебедева. – Москва : Белый город, 2001. – 48 с. : ил. — (Мастера живописи).

Криворучко, Н. Его ангел трубит всю жизнь / Н. Криворучко // Черноморская здравница. – 2004. – 27 мая. – С. 1.

Куропатченко А. Три дома Дмитрия Жилинского / А. Куропатченко // Краснодарские известия. – 2016. – 29 июля. – С. 12 : фот.

Лунина, Л. Дом Жилинского / Л. Лунина // Огонек. – 2001. –  №24. – С. 28-33.

Павлов, П. А. Дмитрий Жилинский / П. А. Павлов. – Ленинград : Художник РСФСР, 1974. – 100 с. : ил.

Сафонов, С. Дмитрий Жилинский: никогда не был художником «сурового стиля» / С. Сафонов // Новая газета. – 2002. – 27-29 июня. – С. 20.

Шашкина, М. В. Д. Жилинский : альбом / М. В. Шашкина. – Москва : Советский художник, 1989. – 144 с. : ил. – (Мастера советского искусства).

 

Подготовила О.Н. Полякова,

 заведующая отделом

литературы по искусству