Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Народный формат

Произведения мастеров народного искусства России

В России во все времена мастера народного искусства стремились отобразить идеалы и дух отечественной культуры. Пожалуй, ничто так не доносит до нас глубину и чистоту народного духа, как изделия художественных промыслов.

Народное искусство открывает путь в поистине необъятный мир красоты. В русском народном искусстве раскрывается душа народа: его изобретательность, любовь к природе, весёлый доброжелательный нрав, трудолюбие. Об этом убедительно говорят и скромные, и изобильно украшенные предметы быта и одежды, орудия труда, созданные народными мастерами. Большинство произведений русского народного декоративного искусства выполнено из простых, часто встречающихся материалов: дерева, глины, льняной или шерстяной пряжи.

Наша страна многонациональна. Многонационально и народное искусство: в каждой области, крае, республике есть талантливые люди, бережно хранящие многовековые традиции местных художественных промыслов, являющихся неотъемлемой частью национальной культуры.

Мир народного художественного творчества удивительно многообразен. Вологда славится своими кружевами, Киров − шкатулками из капа-корня, Татарстан – золотошвейным делом и художественной обработкой кожи, а в Подмосковье издавна изготавливают удивительную по красоте посуду и мелкую пластику из фарфора. Художественное совершенство предметов народного искусства, их непередаваемая привлекательность в большой степени являются результатом глубокого понимания мастером «души материала». Поражает отточенность тонких и сложных профессиональных приемов в ювелирном искусстве и некоторых видах ткачества, вышивке, кружевоплетении.

Пожалуй, самым узнаваемым русским народным промыслом является золотая хохломская роспись. Она зародилась в конце XVII века в Нижегородской области, когда на ярмарках в селе Хохлома продавали нарядные и красочные деревянные изделия, расписанные мастерами из окрестных деревень. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера придумывают на ходу, во время росписи, это всегда импровизация при выполнении общих правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства.

Палехская роспись появилась не так давно – уже в советское время, однако корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу село Палех Ивановской области стало известно всей России. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями.

Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в подмосковном селе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления неповторимой росписи. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в XIV век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины.

По всей России расходятся из Московской области жостовские расписные подносы, став такими же известными, как тульские самовары или вологодское кружево. История этого промысла уходит корнями к началу XIX столетия. И до сих пор ярким и выразительным остается букет на подносе. Крупные, плотно поставленные цветы делают поднос пышным, царственно богатым, а просвечивающий среди ветвей фон – золотой, алый, зелёный – усиливает ощущение монументальности. Букеты, венки, гирлянды располагаются, как правило, на черном лаковом цветном металлизированном или перламутровом фоне.

В работах современных умельцев воплощается преемственность художественных традиций. «Не сами – по родителям». В этих скромных и мудрых словах – ключ к пониманию неувядаемой художественной ценности и духовной силы народного искусства. Сегодня мы особенно остро сознаем, как важно сберечь для будущих поколений историческое прошлое, сохранить «живое древо ремесел».

 

Список использованной литературы:

Вишневская, В. М. Хохлома / В. М. Вишневская. – Ленинград : Искусство, 1969. − 71 с. : ил.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. – Москва : Бук Хаус, 2006. − 180 с. : ил.

Народное искусство России / автор-составитель А. Н. Кондрашов. – Москва : Интербук-бизнес, 2002. − 308 с. : ил.

Платки и шали в России XVIII–XXI веков : из собрания Русского музея : каталог / Русский музей, авторы статьи Н. Ковалева, М. Сорокина, Ю. Шлядинская. − Санкт-Петербург : Palace Editions, 2018. – 215 с. : ил.

Попова, О. С. Русское народное искусство : произведения из коллекций музея народного искусства / О. С. Попова, министерство местной промышленности РСФСР, научно-исследовательский институт художественной промышленности. − Москва : Лёгкая индустрия, 1972.− 189 с. : ил.

Русский музей. Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея : альбом / редактор-составитель И. Я. Богуславская. – Ленинград : Художник РСФСР, 1984. − 296 с. : ил.

Пирогова, Л. Л. Лаковая миниатюра. Палех : альбом / Л. Л. Пирогова. − Москва : Интербук-бизнес, 2001. – 159 с. : ил.



Информацию подготовила

А. С. Высоцкая,

библиотекарь отдела литературы по искусству