Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

«Здесь, на полях Бородина, с Россией билася Европа…»:

Бородинское сражение в панораме Ф.А. Рубо

 

8 сентября – День воинской славы России, 210 лет Бородинскому сражению

 

Отечественная война 1812 года относится к тем великим событиям нашей истории, которые всегда будут служить для потомков высоким примером патриотизма и беспредельной стойкости русского народа и его армии в борьбе за национальную честь и независимость Родины.


Главным событием войны стало знаменитое сражение 26 августа (7 сентября) неподалеку от Можайска, у села Бородина, где в смертельной схватке сошлись русская армия под командованием М.И. Кутузова и армия французского императора Наполеона Бонапарта. Кутузов назвал Бородино «вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов». Бородино навсегда стало святыней и гордостью России.

События  «грозы двенадцатого года» нашли широкое отражение в произведениях живописи и графики XIXXX вв. – от рисунков, исполненных участниками Бородинского сражения непосредственно в ходе боевых действий, до произведений, созданных в начале ХХ в. к 100-летию Отечественной войны 1812 года.

В 1912 году академик живописи Франц Алексеевич Рубо завершил работу над своей грандиозной панорамой «Бородинская битва».

В живописи панорамой называют картину с круговым обзором, на которой плоский живописный фон совмещается с объемным предметным первым планом, что создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя. Картины-панорамы применяют для изображения событий, охватывающих значительную территорию и большое число участников.

Франц Рубо создал живописное полотно длиной 115 метров и высотой 15 метров, которое, совмещаясь с объемными макетами переднего плана, позволяет зрителю заглянуть в самое сердце Бородинской битвы.

Франц Алексеевич Рубо (1856–1928) – основоположник отечественного панорамного искусства, академик и руководитель класса батальной живописи Петербургской Академии художеств, автор около двухсот монументальных полотен, ключевое место среди которых занимают батальные панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», «Бородинская битва» и «Штурм аула Ахульго».

Этнический француз, родившийся в Одессе, обучавшийся в Баварской королевской Академии художеств в Мюнхене, многие годы проработавший в Германии, Рубо искренне и вполне заслуженно считал себя русским живописцем. Благодаря его полотнам сегодня мы можем увидеть доблестных защитников Севастополя, мужественных героев Бородинского сражения, отчаянных воинов Кавказской войны. О себе он говорил: «Меня следует считать русским художником».

Последние годы жизни Франц Рубо прожил в Мюнхене. Внучка художника в своих воспоминаниях отмечала, что живя в Баварии, ее дед «считал своей первой родиной Россию», а созданные им монументальные работы «стали своеобразным выражением его любви и уважения к русскому народу и его истории».

Картина-панорама «Бородинская битва» была заказана уже известному художнику-баталисту Францу Рубо к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. Рубо работал над ней в течение двух лет. 11 сентября 1912 года в Москве в специально построенном деревянном павильоне у Покровских ворот состоялось торжественное открытие панорамы, на котором присутствовал император Николай II. Успех грандиозного произведения был огромен, поток посетителей не прекращался даже во время Первой мировой войны.

Впоследствии полотно сильно пострадало в результате неправильного хранения и экспонирования, за несколько десятилетий уникальное произведение искусства едва не погибло. Лишь к 150-летию Отечественной войны, в 1962 году, началась его новая жизнь. На Кутузовском проспекте специально было построено здание, в котором разместился новый музей-панорама «Бородинская битва».

К тому времени картину пришлось буквально восстанавливать. Открытию панорамы предшествовала небывалая в мировой практике работа советских художников по реставрации такого масштабного полотна. Народный художник СССР П.Д. Корин по этому поводу писал: «Создание Бородинской панорамы – выдающийся творческий подвиг Рубо. Воссоздание стало не меньшим подвигом мастеров советского изобразительного искусства».

Бородинская битва продолжалась более 15 часов, в ней участвовали четверть миллиона человек, гремели залпы тысяч орудий. Огромное полотно панорамы воссоздает события одного дня, а точнее, нескольких часов 7 сентября 1812 года, когда произошел решающий перелом в ходе сражения.

Ф.А. Рубо в Бородинской панораме дает прекрасный пример композиционного решения картины. Панорама как бы делится на две части – русскую и французскую – линией фронта, которая проходит по Семеновскому оврагу, причем русская значительно больше за счет того, что на ее стороне находится смотровая площадка. Автор ставит зрителя на русскую сторону, включает его в действие нашей армии, окружает русскими солдатами.

Яркий солнечный день золотой русской осени. Бездонное синее небо, необозримые зеленые поля с перелесками – на этом мирном фоне кипит сражение, решившее судьбу войны. Художник показал не только общее напряжение битвы, но и тесную связь отдельных эпизодов боя, сливающихся на панораме в единое грандиозное действие, так же, как воедино слиты живописный и предметный планы панорамы, люди и пейзаж, ощущение героики и трагизма происходящего.

На Семеновских высотах стоят, ощетинившись штыками, построенные в каре Измайловский, Литовский и Финляндский гвардейские полки. Три атаки кирасир генерала Нансути отбили гвардейцы, потеряв более половины своего состава, но не отступили ни на шаг. Одна из наиболее динамичных и впечатляющих сцен панорамы — знаменитый кавалерийский бой во ржи. В памяти невольно оживают знаменитые лермонтовские строки:

Смешались в кучу кони, люди...


На втором плане этой схватки – батарея генерала Раевского, ведущая ожесточенный бой с неприятелем. Подступы к высоте, на которой расположена батарея, завалены телами погибших, но непоколебимо стоят русские солдаты.


По-разному изображает художник командные пункты полководцев французской и русской армий. У подножья Шевардинского редута на белом арабском скакуне сидит император Наполеон. Несмотря на суету и беспрерывное движение вокруг него, Наполеон застыл в оцепенении, будто предчувствуя скорый разгром своих войск.


А у деревни Горки – ставка М.И. Кутузова. Здесь царят спокойствие и уверенность в победном исходе сражения. Идут в бой Ахтырские гусары и Астраханские кирасиры. Едва различим вдали командный пункт русского главнокомандующего. В окружении своего штаба шестидесятисемилетний полководец все 15 часов спокойно и уверенно руководил сражением. Большое значение в любом бою Кутузов придавал сохранению резервов. Он всегда подчеркивал, что «тот генерал, который сохранит еще резервы, не побежден». Справа от командного пункта выходят из резерва 2-й и 3-й кавалерийские корпуса.


Сцены массовых боев художник дополнил показом единоборства русских с французами. Когда у Рубо спросили, почему на полотне панорамы изображено мало отдельных героев, он ответил, что на Бородинском поле все русские воины сражались геройски, картина посвящена подвигу всей русской армии.

Мы упомянули лишь о нескольких эпизодах Бородинского сражения, изображенных на панораме. Можно часами разглядывать это огромное полотно и находить все новые и новые моменты великой схватки.

По силе эмоционального воздействия панораму трудно с чем-либо сравнить, разве что со знаменитым лермонтовским стихотворением «Бородино», знакомым нам с детства, где поэт отразил весь накал, всю ярость битвы русских с французами.

Бородинское сражение положило начало разгрому «великой армии» Наполеона, а Отечественная война 1812 года стала важным событием в российской истории, вызвала небывалый всплеск национального самосознания русского народа.

Уроки этой великой войны и героического Бородинского сражения не стоит забывать и сегодня. Великий русский полководец М.И. Кутузов говорил: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое Отечество».

А непобедимый доселе Наполеон Бонапарт признавал: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…»

 

Литература:

Недаром помнит вся Россия : Отечественная война 1812 года / автор-составитель И. А. Езерская, Ю. Ф. Прудников, художник А. А. Зубченко. – Москва : Советская Россия, 1986. – 280 с. : ил.

Отечественная война 1812 года : живопись и графика / составитель А. Пантилеева. – Москва : Белый город ; Воскресный день, 2015. – 186 с. : ил.

1812 год. Бородинская панорама: из собрания музея-панорамы «Бородинская битва» / автор-составитель И. А. Николаева. – Москва : Изобразительное искусство, 1989. – 134 с. : ил.

Федорова, О. В. Франц Рубо / О. В. Федорова. – Москва : Искусство, 1982. – 128 с. : ил.

Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству