Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Судьба атамана

к 290-летию со дня рождения

Антона Андреевича Головатого [1732 (по др. данным 1744)–1797]


Вся казачья история Кубани конца XVIII века неразрывно связана с именем Войскового судьи Антона Андреевича Головатого. Это была незаурядная, богато одарённая природой личность, самобытность которой каждому бросалась в глаза и навсегда запоминалась. В ней как бы сконцентрировались все лучшие, превосходные качества народа и одновременно колоритно вплелись особенности и недостатки екатерининского времени. Ум, сочетающийся с дипломатичностью и тактом, необыкновенная эрудиция, административные способности снискали ему уважение видных деятелей России конца XVIII века. Удивительно, как все эти качества, к которым следует прибавить литературные и музыкальные дарования, могли сочетаться в одном человеке и проявиться с такой силой. Наделённый здоровым чувством честолюбия, понимая своё превосходство над окружающей его казачьей средой, Головатый, если беспристрастно и справедливо оценивать его стремления, мечты и деяния, превзошёл многих своих современников и оставил о себе долгую и вполне заслуженную народную память.

Антон Головатый родился в 1932 году в семье малороссийского старшины в селе Новые Санжары на Полтавщине. Получил достойное домашнее образование, после которого продолжил обучение в Киевской бурсе (академии).

В 1757 году бежал в Запорожскую Сечь, где был зачислен казаком Кущёвского куреня и уже в 1762 году был избран куренным атаманом. Природный ум, образование, красноречие позволили ему быстро продвинуться по службе. После ликвидации Сечи в 1775 году старшинам предложили перейти на русскую службу. В 1777 году ему был пожалован чин армейского поручика и должность смотрителя Екатеринославского укрепления. В 1780 году он – земский комиссар. В 1787 году с подачи князя Григория Александровича Потёмкина Антон Головатый вместе с другими старшинами сформировал Войско верных казаков из бывших запорожцев, позже переименованное в Черноморское войско. 22 января 1788 года он был выбран войсковым судьёй всего новосозданного войска – второй фигурой в казачьей иерархии после войскового атамана.

Черноморцы сразу же приняли активное участие в Русско-турецкой войне (1787–1791 гг.). Казацкая флотилия под командованием Антона Головатого успешно проявила себя при осаде Очакова. Турецкий флот Хасан-паши был разгромлен. Головатый награждён орденом Святого Георгия 4-й степени, а за штурм Измаила – орденом Святого Владимира 3-й степени. 24 ноября 1789 года он был произведён в полковники.

В марте 1792 года во главе казачьей делегации Антон Головатый отправился в столицу, чтобы вручить Екатерине II прошение о предоставлении земель черноморцам в районе Тамани и «окрестностей». Именно Головатого как человека, понимающего психологию придворных сановников, знающего жизнь и умеющего ввернуть в простонародную сочную украинскую речь цитату из Цицерона, способного постоять за себя и за общее дело, выбрали запорожцы депутатом в Санкт-Петербург. Кроме богатых подарков Головатый привёз с собой любимую бандуру, на которой был мастер играть. Однажды сама императрица слушала его игру, и по рассказам очевидцев, восхищалась и пением, и необычным видом запорожца: среднего роста, смуглый, с большими усами и бритой головой, с оставленным только оселедцем, замотанным несколько раз за левое ухо. Зелёный чекмень с полковничьими галунами, белый жупан с закинутыми назад рукавами, широчайшие шаровары, красные сафьяновые сапоги, подбитые серебряными подковами, и грудь, увешанная российскими орденами, довершали впечатление. Его деловой приезд в северную столицу увенчался блестящим успехом. 30 июня 1792 года Головатый получил грамоту, согласно которой Черноморскому войску жаловалась Тамань с прилегающей к ней частью кубанской земли. Взамен земли войску подлежали «бдение и стража пограничная от народов закубанских».

Антон Головатый активно участвовал в переселении казаков на новую родину, возглавляя ту часть переселенцев, которая прибыла на Кубань летом 1793 года. В январе 1794 года вместе с кошевым атаманом Захарием Чепегой и войсковым писарем Тимофеем Котляревским Головатый разрабатывает «Порядок общей пользы», определяющий на ближайшие десятилетия нормы жизни черноморцев на новой земле. Он активно участвует в обустройстве 40 первых куреней и «войскового града» – Екатеринодара, а во время нахождения атамана Захария Чепеги в Польском походе (1794-1796) фактически управляет всеми делами Черномории. Под его руководством строились дороги, мосты, почтовые станции, проводились административно-территориальные преобразования.

Несмотря на то, что Головатый занимал в Черноморском войске вторую по значимости должность, он всегда находился на первом плане, играл ведущую роль практически во всех войсковых предприятиях, как военных, так и административных. От его мнения зависели решения многих, если не всех проблем, встававших перед войском. Без участия Головатого, без его совета кошевой Захарий Чепега не отваживался предпринимать какие-либо серьёзные шаги. Примером этого может служить письмо писаря Котляревского в Тамань войсковому судье Головатому от 17 июля 1793 года: «Дорогый батьку! Прыизжай до нас даваты порядку. Та вже жь бы час хаты становыты, та не смием без тэбэ ничого робыты…» Уже больше месяца прошло с тех пор, как атаман Чепега сообщил Головатому, что «место сыскал под войсковой град», однако начинать строиться без него не решался.

Советы Антона Андреевича воспринимались старшинами и казаками как приказы, подлежавшие беспрекословному исполнению. И казаки справедливо величали его своим «батькой», которому они были обязаны буквально всем на свете – и службой, и честью, и получением земель на правом берегу Кубани. Авторитет Войскового судьи был чрезвычайно высок не только в Черноморском войске, но и при дворе, среди видных военных и государственных деятелей России, в числе которых значатся имена полководца Суворова, поэта Державина, генерал-фельдмаршала Потёмкина и многих других влиятельных вельмож. Главная сила Головатого заключалась в его гибком, дальновидном государственном и трезвом уме, в его живом общительном нраве, в его самоотверженном служении своему Отечеству.

В 1796 году Головатый получил чин бригадира и во главе двух пеших казачьих полков отправился в Персидский поход. После смерти графа Апраксина, командовавшего флотилией и десантными войсками, Головатый занимает его место, но ненадолго – 28 (29) января 1979 года он умер от лихорадки на полуострове Камышеване (современный Азербайджан) и там же был похоронен. В Екатеринодаре об этом узнали не скоро и даже, в связи со смертью атамана Чепеги, выдвинули кандидатом на его место Головатого. 21 марта 1797 года последовал высочайший указ императора Павла I об утверждении Головатого войсковым атаманом. Антон Андреевич так и не узнал о своём новом почётном избрании.

«Антон Головатый, истинный сын своего века, как и многие его современники, совмещал в себе храбрость и угодничество, бескорыстие и стремление к стяжанию, демократизм и чванливость. Но в то же время это был талантливый «казацкий прадед», положивший начало, вместе с Чепегой, цивилизации на Кубани. Головатый был бесстрашный воин, Он всегда сражался в первых рядах, плечом к плечу с простыми казаками, шёл копьё в копьё и стоял с врагами России до последней капли крови, верный священному солдатскому долгу», – писал о нём краевед Виталий Бардадым.

Образ Головатого нашёл отражение во многих произведениях искусства. Одно из самых известных монументальных воплощений – бронзовая фигура Антона Головатого, которая входила в композицию памятника Екатерине Великой в Екатеринодаре, созданного скульптором Михаилом Микешиным, и открытого 6 мая 1907 года. Памятник был уничтожен большевиками в 1920 году и восстановлен в прежнем виде скульптором Александром Аполлоновым (торжественное открытие состоялось 8 сентября 2006 года). В этой композиции Антон Головатый представлен в числе трёх первых атаманов Черноморского войска, вместе с Сидором Белым и Захарием Чепегой. Его фигура расположена первой по левую руку от фигуры Екатерины. На обратной стороне пьедестала памятника начертаны слова из стихотворения Головатого, которое он сочинил в Петербурге на радостях после удовлетворения императрицей его ходатайства о новых землях на Кубани.

«Ой годи-жъ намъ журытыся, пора перестаты.

Диждалыся одъ Царыци за службы заплаты.

Дала хлибъ-сыль и грамоты за вирний службы,

Отъ теперь ми, ридни братте, забудимъ вся нужды.

Дякуймо-жъ Царыцю, молимося Богу,

Що намъ указала на Кубань дорогу»

 

Библиографический список

Головатый Антон Андреевич [биографич. справка] ; Песни ; Речь перед Императрицей по случаю подписания Высочайшего указа // Кубанская библиотека. – Краснодар : Периодика Кубани, 2014. – Т. 20 : У истоков литературы Кубани. – С. 51-54.

Антон Головатый и переселение запорожцев на Кубань / составитель А. В. Блинский. – Санкт-Петербург, 2020. – 82, [18] с.: ил., портр.

Бардадым, В. П. Антон Андреевич Головатый / В. П. Бардадым // Радетели Земли Кубанской. – Краснодар, 1998. – С. 81-85.

Бардадым, В. П. Антон Головатый – дипломат / В. П. Бардадым // Кубанские портреты. – Краснодар, 1999. – С. 15-20.

Короленко, П. П. Головатый // Атаманы бывшего Черноморского казачьего войска / П. П. Короленко. – Краснодар, 2013. – С. 19-25.

Мазеин, В. А. Атаманы Черноморского, Кавказского линейного и Кубанского казачьих войск / В. А. Мазеин, А. А. Рощин, С. Г. Темиров // Кубанский краевед. – 1992. – Вып. 3. – С. 67-70.

Матвеев, О. В. Атаманы-основатели в исторической картине мира кубанского казачества / О. В. Матвеев // Культурная жизнь Юга России. – 2008. – № 2. – С. 61-62.

Стрижова, Н. Посвящается отцам-основателям / Н. Стрижова // Кубань сегодня. – 2021. – 23 сент. (№73). – С. 16 : фот.

В краснодарской галерее «Сантал» была впервые представлена картина заслуженного художника России Валентина Папко «Отцы кубанского казачества С. Белый, З. Чепега, А. Головатый» (2021). Выставка приурочена к 228-летию образования Краснодара (Екатеринодара).

Тернавский, Н. А. Войсковой судья Антон Головатый: исторический очерк / Н. А. Тернавский. – Краснодар, 2005. – 60 с. : ил.

Щербина, Федор Андреевич. История кубанского казачьего войска : пер. на современный русский язык / Ф. А. Щербина ; Адм. Краснодар. края. – Переиздание. – Краснодар :

Т. 1 : История края. – 2007. – 741 с. – Из содерж. : Глава IX. Переселение черноморцев из-зи Буга на Кубань. – С. 533-585.


Составитель

В.А. Яценко,

библиограф отдела краеведения