Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Леонид Гайдай: от смешного до великого.

К 100-летию со дня рождения кинорежиссёра Л.И. Гайдая

 

30 января исполняется 100 лет со дня рождения великого кинорежиссера Леонида Иовича Гайдая (1923–1993), снявшего всенародно любимые кинокомедии, которые давно разобрали на цитаты и которые с удовольствием пересматривают разные поколения кинозрителей.

      

Лег­кость и ост­ро­умие ки­не­ма­то­гра­фических за­ри­со­вок, от­то­чен­ный ритм свой­ст­вен­ны ко­рот­ко­мет­раж­ным ко­мическим филь­мам – «Пёс Бар­бос и не­обыч­ный кросс» (1961), «Са­мо­гон­щи­ки» (1962),  по­ро­див­шим уни­каль­ное трио ге­ро­ев-ма­сок отечественного ки­не­ма­то­гра­фа: Бал­бес (Ю. Никулин), Трус (Г. Вицин) и Бы­ва­лый (Е. Мор­гу­нов). Эти ми­ниа­тю­ры по­строе­ны на прие­мах и трю­ках, ха­рак­тер­ных для не­мо­го ки­но – эле­мен­тах па­ро­дии, пан­то­ми­мы.

Гайдай работал в жанре эксцентрической комедии, он сумел использовать все его возможности, приведя на экран образ-маску, столь распространенную на эстраде и в цирке, но почти не встречающуюся в кино.

Сред­ст­ва гро­те­ска ис­поль­зо­ва­лись ре­жис­се­ром в пол­но­мет­раж­ном фильме «Де­ло­вые лю­ди» по рас­ска­зам О. Ген­ри (1963). По­ис­ки в жан­ре эксцен­трической ко­ме­дии Гайдай про­дол­жил в филь­мах «Опе­ра­ция "Ы" и дру­гие при­клю­че­ния Шу­ри­ка» (1965), «Кав­каз­ская плен­ни­ца, или Но­вые при­клю­че­ния Шу­ри­ка» (1967), «Брил­ли­ан­то­вая ру­ка» (1969), «12 стуль­ев» (1971), «Иван Ва­силь­е­вич ме­ня­ет про­фес­сию» (1973), «За спич­ка­ми», «Спорт­ло­то-82» (1982).

Природа таланта Леонида Гайдая – это доброта, любовь, уважение к людям и уникальное чувство юмора. Леонид Иович видел смешное там, где большинство из нас его не замечают. Отсутствие глубоких общественных проблем, обильное наполнение фильмов трюками, забавными аттракционами придавали комедиям легкость и веселье. Но каждый трюк должен быть драматургически оправдан, потому что только тогда он становился смешным. Это был принцип в работе, который Гайдай неукоснительно соблюдал.

Мир комедий Гайдая – это мир, очищенный от вражды, грязи, жестокости. Он справедлив, добр, отличается счастливыми, благополучными исходами, непременной победой добра над злом.

Похождения трех прохвостов-недотеп, которым никак не удается довести до конца свои пакостные намерения, не вызывают в сердцах зрителей резкого осуждения. Гайдаевские проходимцы по-комедийному нелепы, забавны, неумны, а потому не только не опасны, а даже безобидны. Их может провести любой молодой человек, студент вроде Шурика или молодая девушка. В результате неумелых и нерасторопных действий они разоблачают и наказывают сами себя.

Зло у Гайдая не разрушительно, поскольку вселяет веру в неизбежность саморазоблачения и своего краха. Происходит своего рода очищение смехом. Положительное начало в комедиях, наоборот, активно, действенно. Это не трусливые прохожие, стыдливо спешащие мимо бесчинствующих хулиганов, эти герои активно борются со злом и побеждают его.


Огромное значение в фильмах Гайдая играет озвучивание и музыкальное сопровождение. Творческий союз с композиторами Никитой Богословским и Александром Зацепиным – огромная удача режиссера. Леонид Гайдай, и сам по природе эксцентрик, добивался, чтобы музыка работала на фильм и была в согласии с изображением. Александр Зацепин писал: «Эксцентрика – это все нестандартно, необычно, не как у всех. В ней чуть-чуть должна присутствовать гиперболизация, все должно быть чуть утрированно. Это касается и музыки».

В творческом содружестве режиссера со сценаристами, операторами, композиторами, художниками, актерами рождались феерические комедии Гайдая. Гайдай умел работать с людьми. Каждую сцену фильма режиссер предварительно мысленно проигрывал. О работе с актерами он говорил: «Я знаю, что нужно делать актерам. Но я их не заставляю это делать. Если они сделают лучше, я им вообще ничего не скажу. А если сделают хуже или неточно, я поправлю».

Гайдай позволял актерам импровизировать, отметая то, что не совпадало с его видением сцены. Не давя на актеров, он находил то, что нужно для фильма. В его фильмах снималась целая плеяда любимых артистов – Г. Вицин, Ю. Никулин, Е. Моргунов, А. Демьяненко, Ю. Яковлев, Н. Гребешкова, А. Смирнов, Н. Селезнева, М. Пуговкин, М. Светин, С. Крамаров, Л. Куравлев, В. Невинный, Н. Варлей. Многие из них получили известность благодаря комедиям Гайдая.

Леонид Гайдай в своем творчестве делал все, что мог и так, как он это понимал ­– с полной отдачей. Гениальный режиссер пережил себя. Его фильмы перешагнули в новый век, они востребованы и любимы, ведь зритель по-прежнему ценит простые человеческие чувства и хороший добрый юмор.

Литература:

Леонид Гайдай // Искусство кино. – 1996. – № 10. – С. 108-127.

Новицкий, Е. И. Леонид Гайдай / Е. И. Новицкий. – Москва : Молодая гвардия, 2017. – 416 с. : ил.

От смешного до великого: воспоминания о Леониде Гайдае // Искусство кино. – 2003. – № 9. – С. 5-39.

Пупшева, М. Гайдай Советского Союза / М. Пупшева, В. Иванов, В. Цукерман. – Москва : Эксмо, 2002. – 448 с.

Фролов, И. Д. В лучах эксцентрики / И. Д. Фролов. – Москва : Искусство, 1991. – 224 с. : ил.


Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству