Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Моя душа – музыка К 180-летию со дня рождения П.И. Чайковского. (1840-1893)
Там, где слова бессильны, является во всеоружии своём более красноречивый язык, музыка.
Пётр Ильич Чайковский В этом году исполнилось 180 лет со дня рождения гения русской музыки. Имя Петра Ильича Чайковского, несомненно, стоит в ряду самых дорогих и известных русских имен. Это символ русской музыки, символ России. Музыка Чайковского, как и поэзия Пушкина, приходит к нам в детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Бессмертные музыкальные творения композитора пользуются высоким признанием во всём мире. Они звучат повсюду, вызывая живой отклик. П.И. Чаковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 г. в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск, Удмуртия) в семье горного инженера. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 г. Он получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Но любовь к музыке оказалась сильнее. В 1862 г. юноша сдал экзамены в только открывшуюся тогда Петербургскую консерваторию. В 1863 г. он оставил службу, а после окончания с серебряной медалью консерватории (1866 г.) был приглашён занять должность профессора в Московской консерватории. В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию «Зимние грёзы», в 1869 г. – оперу «Воевода» и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», в 1875 г. – знаменитый концерт для фортепиано с оркестром № 1. В 1878 г. было создано одно из лучших его произведений – опера «Евгений Онегин» на сюжет А.С. Пушкина. Настоящей вершиной стала опера «Пиковая дама» (1890 г.), также на пушкинский сюжет. В 1891 г. Чайковский написал свою последнюю оперу «Иоланта». Сочинял он и музыку к балетам: «Лебединое озеро» (1876 г.), «Спящая красавица» (1889 г.), «Щелкунчик» (1892 г.). Взлётом Чайковского-симфониста считается его Шестая симфония (1893 г.).
Постоянно обращался композитор и к малым формам. Он автор романсов, которые являются жемчужинами вокальной лирики, а также фортепианных пьес, в их числе циклы «Времена года» (1876 г.), «Детский альбом» (1878 г.) и др. Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни. В 1885 г. он был избран директором Российского музыкального общества, в 1892 г. стал членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. почётным доктором Кембриджского университета. Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом, в котором в 1894 г. открыт музей композитора. Библиографический список: Альшванг, А.А. П.И. Чайковский / А.А. Альшванг. – 3-е изд. – М.: Музыка, 1970. – 816 с.: ил., нот. ил., порт. – (Классики мировой музыкальной культуры). Арановский, М.Г. Рукопись в структуре творческого процесса: очерки музыкальной текстологии и психологии творчества: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Прокофьев / М.Г. Арановский; М-во культуры РФ, Гос. ин-т искусствознания. – М.: Композитор, 2009. – 340 с. – (Российские музыкальные архивы). Конисская, Л.М. Чайковский в Петербурге / Л.М. Конисская. – 2-е изд., доп. и перераб. – Л.: Лениздат, 1974. – 320 с.: ил. Ручьевская, Е.А. Пётр Ильич Чайковский: Краткий очерк жизни и творчества / Е.А. Ручьевская. – М.: Музыка, 1998. – 136 с.: ил. – (Музыкальная библиотека для юношества). Сидельников, Л. Чайковский / Л. Сидельников. – Ростов Н/Д: Феникс, 1998. – 480 с.: ил. – (След в истории).
Информацию подготовила заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей Луцык Я.И. |