Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Две "Троицы" золотого века русской иконы

7 июня православная церковь отмечает один из важнейших христианских праздников – День Святой Троицы

   Понятие Святой Троицы – самое глубокое и наиболее сложное богословское и духовное понятие в православии. Но оно визуализируется в православных иконах и фресках.

   Троица Феофана Грека – фреска в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, созданная в 1378 году. В основе Троицы Феофана Грека лежит библейский, Ветхого Завета, сюжет о бездетных супругах Аврааме и Сарре, в дом которых однажды под видом странников являются ангелы, и вскоре у Сарры рождается сын. На фреске запечатлена встреча Саррой и Авраамом (его изображение не сохранилось) странников, их гостеприимство и угощение ангелов трапезой. Центральные образы фрески – ангелы. Встреча земного и небесного передана Феофаном Греком с огромной силой: ветхозаветный сюжет весь в движении, средний ангел с распростертыми крыльями. При этом на экспрессивно выписанной  фреске ярко  выражено подчинение земного небесному, ангелы возвышены над людьми.      Выразительность манеры письма, ее подвижность, при этом сдержанный, практически монохромный колорит – отличительная черта творческой манеры Феофана Грека.

   Андрей Рублев, наиболее известный и почитаемый русский иконописец, создал свой шедевр – икону "Троица" – около 1411 года.

   Величайшая икона человечества изображает непостижимого и триединого Бога в символическом виде, канонически – в виде трех беседующих ангелов. Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы. Всё внимание в иконе сосредоточено на этом безмолвном общении трех ангелов.

   Не случайно Рублев исключает из своего замысла и Авраама с Саррой. В его иконе перед нами предстает не ветхозаветный сюжет, а образ Троицы, воплощающий божественное единство и жертвенную любовь.

   В основу композиции положен круг. При этом ангелы не вписаны в круг – они сами образуют его, так что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трёх фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают. Смысловым центром композиции является Чаша – прообраз крестной жертвы. Вокруг Чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов. Рублевская "Троица "– гармония, мудрость, спокойствие, созерцание.

   Икона была написана "в память и похвалу Сергия Радонежского", игумена земли Русской, по заказу его ученика и преемника игумена Никона. Андрей Рублев написал ее под влиянием святого Сергия, с которым имел счастье общаться с юных лет. Говорят, при создании культурного и духовного феномена, которым является "Троица", кистью Андрея Рублева водила рука самого преподобного Сергия.

   Феофан Грек и Андрей Рублев, великие иконописцы Средневековья, в своих произведениях воплотили новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы. Их творчество стало основой культуры русского народа.

Источники:

Алпатов, М.В. Феофан Грек : альбом / М.В. Алпатов. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Изобразительное искусство, 1990. – 208 с. : ил.

Брюсова, В.Г. Андрей Рублев / В.Г. Брюсова. – М. : Изобразительное искусство, 1995. – 304 с. : ил.

Вздорнов, Г.И. Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде : К 600-летию существования фресок, 1378-1978 / Г.И. Вздорнов. – М. : Искусство, 1976. – 292 с. : ил. – (Памятники древнего искусства).

Демина, НА. Андрей Рублев и художники его круга / Н.А. Демина. – М. : Наука, 1972. –284 с. : ил.

Ильин, М.А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. Проблемы, гипотезы, исследования / М.А. Ильин. – М. : Искусство, 1976. — 266 с. : ил.

Лазарев, В.Н. Андрей Рублев и его школа / В.Н. Лазарев. – М. : Искусство, 1966. – 386 с. : ил.

Лазарев, В.Н. Русская средневековая живопись / В.Н. Лазарев. – М. : Искусство, 1970. – 368 с. : ил.

Майорова, Н.О., Скоков, ГК. Русская иконопись. Сюжеты и шедевры / Н.О. Майорова, Г.К. Скоков – М. : Белый город, 2007. – 544 с. : ил.

Смирнова, Э.С. Московская икона XVI-XVII веков : альбом / Э.С. Смирнова. – Л. : Аврора, 1988. – 320 с. : ил.

 

Подготовила О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству