Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Летопись войны в плакатах, графике и фотокадрах

   В Год памяти и славы, год 75-летия Великой Победы отдел литературы по искусству представляет издания последних лет, на страницах которых нашла отражение тема войны.

   "За нашу Победу! Плакаты Великой Отечественной войны 1941–1945годов" (М., 2012) – искусству острому, боевому, призывному посвятило свою новую работу издательство "Контакт – Культура". Проникновенные, волнующие, созданные в считанные дни и даже часы плакаты сохраняют драгоценные приметы времени, память о незабываемых событиях, о тревогах и испытаниях военных лет. Вместе с народом плакат воевал, трудился, скорбел, радовался, дошёл до Победы. Подборка из 24 листов Золотой серии напоминает о славном пройденном пути.

   Журнал "Крокодил" в военные годы продолжал оставаться наиболее популярным сатирическим журналом. Молодой состав "Крокодила" ушёл на фронт, основная нагрузка легла на плечи оставшихся в Москве художников старшего поколения, которые делали изосатиру максимально действенной, поддерживали её неизменно высокий художественный уровень. Журнальная сатира имела своё особенное лицо, в журналах решались общие для всей сатиры военных лет темы, но их решение было рассчитано на страницу журнала, на длительное восприятие рисунка зрителем. Рисунки "Крокодила", не обладая непосредственной связью с жизнью фронта, давали более общие оценки, откликались на более широкий круг событий. На страницах "Крокодила" большое место занимали военно-бытовые рисунки, содержащие лишь лёгкий оттенок сатиры. На протяжении всех лет войны в "Крокодиле" помещались несатирические изображения, посвящённые борьбе против фашизма и страданиям немецкого народа, чувствующего острую боль и стыд за свою страну.

   В альбоме "Победа в рисунках и карикатурах журнала "Крокодил" 1941–1945" (М., 2015) собраны около двухсот работ художников, сотрудничавших с журналом. Преимущественно художники "Крокодила" использовали приём подцвеченного рисунка, выполненного пером, карандашом или кистью с быстрым обобщающим штрихом.

   Громадный и трудный опыт фоторепортёра Марка Борисовича Маркова-Гринберга отразился и в съёмках военных лет, которым посвящена одна из глав книги-альбома "Советская эпоха Маркова-Гринберга" (М., 2012). На фронт Марков сначала попал связистом: военно-учётную специальность "фотокорреспондент" в военкомате почему-то зачеркнули, но с ФЭДом он не расставался всю войну. Последние снимки-потрясения были сделаны фоторепортёром 9 мая 1945 года в фашистском лагере смерти Штутгоф.

   Годы Великой Отечественной войны – особая страница в 125-летней истории Русского музея. На восьмые сутки войны была подготовлена к эвакуации значительная часть коллекции, музей стал на консервацию. В городе, стиснутом смертельным кольцом блокады, научные сотрудники Русского музея вели исследовательскую работу; под надёжные своды музейных хранилищ собирали произведения искусства из частных коллекций, находившихся в разрушенных домах, работы художников сражающегося Ленинграда. Экспонаты "Первой выставки работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны", состоявшейся в январе 1942 года, были приобретены государством для музеев страны. Значительная часть работ стала основой коллекции военной живописи Русского музея. В послевоенные годы коллекция искусства 1941–1945 годов продолжала пополняться.

   Представленное в музее самостоятельным разделом искусство военных лет отражено в каталоге "Идёт война народная… 1941 – 1945" (СПб., 2015).

   Художник Анатолий Каплан, вернувшийся из эвакуации в переживший смертельный ужас и невосполнимые потери, ещё военный Ленинград, воспринимает его с обострённым чувством любви и боли. В своих набросках и законченных композициях – они воспроизводятся в альбоме "Анатолий Каплан. Ленинград" (СПб., 2014) – художник сознательно отходит от классического, величественного образа города. На его чёрно-белых литографиях прекрасный город предстаёт окутанным дымкой сумерек, дождя, снега и грусти. Заснеженный или залитый проливным дождём, с едва просматриваемыми силуэтами великих творений петербургских зодчих, город живёт своей, иногда едва заметной деловой жизнью: на улицах убирают снег, ремонтируют фонари, варят асфальт. Художник сумел передать очень сложное состояние смертельно уставшего города, который с трудом, медленно приходит в себя.

   Победа для каждого из нас ассоциируется не только с именами полководцев, героев-солдат и тружеников тыла, но и с неповторимыми, живущими в памяти каждого фотокадрами войны. В тяжелейших условиях фронтовых будней создавались фотопроизведения огромного эмоционального воздействия. Информационная насыщенность и изобразительные достоинства военных снимков определили их долголетие, обеспечили появление на газетных полосах, выставочных стендах, книжных и альбомных страницах. Фотоальбомы "Великая Отечественная война 1941–1945: Фотолетопись" (М., 2010) и "Россия: ХХ век в фотографиях. 1941–1964" (М., 2014) содержат уникальный коллективный репортаж о Великой Отечественной войне с её горестями и утратами, доблестью и славой, который 75 лет назад трудом и подвигом своим создали военные фотожурналисты.

 

Подготовила В.П. Гугнина,

главный библиотекарь

отдела литературы по искусству