Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Ландшафтная архитектура между традицией и новаторством

 

Сад – самое чистое из всех человеческих наслаждений. Оно более всего освежает дух человека, без него здания и дворцы – всего лишь грубые творения его рук.

      Фрэнсис Бэкон, английский философ

 

   Термин "ландшафтная архитектура" впервые появился немногим более ста лет тому назад в США, в связи с организацией там первых национальных парков. В Европу он пришел гораздо позднее. Тем не менее, это не означает, что ландшафтная архитектура имеет короткую историю. Напротив, человече­ская деятельность, объединяемая этим понятием, уходит далеко вглубь веков. Стремление облагородить место своего обитания появилось у человека, как только он начал строить первое жилье. Вероятно, начало садового дизайна связано с представлением о рае на Земле. Так человек ощущал гармонию своего бытия с окружающей природой, и стремился возродить хотя бы ее уголок у своего дома.

   О.Б. Сокольская в пособии "История садово-паркового искусства" (М., 2004) и С.С. Ожегов в очерке "История ландшафтной архитектуры" (М., 1993) пишут, что история зарождения и создания объектов ландшафтного зодчества насчитывает тысячелетия. В трактатах древних философов, историков, произведениях писателей просматривается целый ряд описаний парков и садов. Авторы отмечают, что сады и парки как форма синтеза природы и различных видов искусства были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с философией, литературой, музыкой, живописью, градостроительством, архитектурой и народными традициями. Они выражали изменяющиеся в каждую эпоху отношения человека к природе.

   Книга Н. Николаевой "Японские сады" (М., 1975) посвящена одному из своеобразных творений человеческого художественного гения. Автор дает глубокий анализ японских садов как особого вида изобразительного искусства, рассматривает зарождение и становление японского сада со времени средневековья до наших дней. Автор пишет: "Японские сады хочется уподобить стихам – так точны они в своем метафорическом языке, так разнообразны по эмоциональному строю, так философски глубоки по смыслу".

   "Искусство исламского сада" Э. Кларк (М., 2008) познакомит вас с дизайном, символикой и растительным миром традиционного исламского сада и практическими советами для тех, кто хотел бы создать такой для себя. Это не история исламских садов и не их полный географический обзор. Однако несомненно, что приступающему к этой работе, будет весьма полезно иметь представление о культуре, которая породила такую ландшафтную архитектуру. Эта книга содержит не только схемы дизайна, но и богатые идеи, вытекающие из фундаментальной темы исламского сада, а также рекомендации по посадкам растений.

   Все меняется с течением времени – и мы, и мир вокруг нас. Ландшафтный дизайн тоже не стоит на месте. Ушли в прошлое грандиозные дворцовые парки, обозревать которые полагалось из окна кареты или сидя верхом. Английские сады "для дома" и немецкий Natur garden – на очереди, чтобы войти в историю. "Что оставит в садовом искусстве наш беспокойный век?", – задается вопросом Ю. Попова автор книги "Сад для всей семьи, или Функциональные зоны сада" (М., 2006). Уже не оставляет никакого сомнения, считает автор, что новый век – самая демократичная эпоха паркостроения. Сегодня при создании сада становится все менее важным, какими материальными ресурсами вы располагаете, и все более значимым – кто вы, какие идеи и мысли хотите донести при помощи садового искусства. Современные сады создаются прежде своего для людей. Здесь порой причудливо переплетаются элементы различных исторических традиций, а стилем все чаще называется индивидуальный почерк того или иного мастера.

   Основная цель иллюстрированной энциклопедии "Современный ландшафтный дизайн" (М., 2008) – дать читателю практические рекомендации по обустройству приусадебного участка в соответствии с требованиями современного ландшафтного дизайна. Рациональная планировка – это одна из самых важных задач, которая стоит перед владельцем участка, и к ее решению следует подходить с большим вниманием. Но при этом помнить, что нет и не может быть идеального сада. Книга написана в понятной, доходчивой форме и максимально приближена к конкретным условиям сегодняшнего дня.

   Завершить обзор виртуальной выставки хочется книгой "Поэзия садов" (М., 1998), написанной патриархом отечественной филологии академиком Д.С. Лихачевым. Издание посвящено проблеме соотношения творчества поэта с садовым искусством, исследует вопрос, каким общим стилям, стилистическим формациям они подчиняются, какие общие идеи выражают, а кроме того, какую роль играет садово-парковое искусство в творчестве поэта. "Моя задача, пишет Д.С. Лихачев, состоит в том, чтобы продемонстрировать принадлежность садов и парков определенным стилям в искусстве в целом, через которые и осуществляется связь садово-паркового искусства с поэзией".

   Виртуальная экспозиция ориентирована на архитекторов, специалистов в области градостроительства и ландшафтной архитектуры, искусствоведов, а также может быть интересна широкому кругу читателей.

   Издания, представленные на выставке, можно взять на дом в отделе городского абонемента.

Материал подготовлен

и. о. зав. отделом городского абонемента

Л.В. Баскаковой