Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Современный классик

 

       2 сентября 2020 года советскому и российскому композитору, общественному деятелю, народному артисту СССР Андрею Павловичу Петрову исполнилось бы 90 лет.

Андрей Петров родился 1930 году в Ленинграде в семье военного хирурга Павла Платоновича Петрова и художницы Ольги Петровны Ваулиной.

       Во время Великой Отечественной войны вместе с семьёй был эвакуирован в Сибирь, где будущий композитор увлёкся литературой, обожал Грина и Паустовского, писал стихи, сочинял рассказы, сам их иллюстрировал, начал писать роман. Учился в первой открытой в г. Ленинске-Кузнецком в 1942 г. ДМШ по классу скрипки. В 1944 году вернулся в Ленинград.

      Мечта о карьере писателя развеялась в одно мгновенье после просмотра знаменитого американского фильма «Большой вальс» об Иоганне Штраусе. Красота музыки, а также легкость, с которой Штраус сочинял свои шедевры, произвели такое сильное впечатление, что Андрей решил стать композитором.

       Окончил музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова (1945—1949), а затем Ленинградскую государственную консерваторию по классу композиции (1949—1954). Дипломная работа – симфоническая поэма "Радда и Лойко" (по рассказам М. Горького "Макар Чудра", открывшая автору путь на филармоническую эстраду.  

       Работал преподавателем в музыкальном училище. В 1954-1958 гг. – редактором Ленинградского отделения издательства «Музыка».

       Творчество Андрея Петрова очень многообразно. Ему принадлежат как популярные мелодии к кинофильмам, музыка к песням и романсам, так и академические произведения — балеты, оперы, симфонии, инструментальные концерты.

       Первые песни Андрей Павлович начал писать через два года после окончания консерватории, не ограничивая себя одним форматом: танцевальная композиция «Пой, песня моя» соседствовала с сочинением «Мы коммунисты».

       В 1959 году на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова состоялась премьера балета "Берег Надежды" на музыку композитора. Именно на сцене этого театра ставились все крупные музыкально-сценические произведения Андрея Петрова, в том числе балет «Пушкин» в 1979 году.

       В конце 1960-х состоялась премьера мюзикла "Мы хотим танцевать". Он был поставлен на многих сценах нашей страны и за рубежом, в ряде случаев под названием "В ритме сердца". Но наиболее известен из «некинематографического» наследия Петрова балет по рисункам Жана Эффеля «Сотворение мира". Его оркестровые фрагменты автор объединил в сюиты. Они вошли в постоянный репертуар филармоний.

       В 1974 году он создал музыку к советско-американскому фильму "Синяя птица" по сказке М. Метерлинка (музыка писалась на английские стихи). К опере Андрей Петров пришел позже. В 1975 году он написал «Петра Первого». Далее последовала опера-феерия «Маяковский начинается», премьера которой состоялась на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова в 1983 году. 1986 год ознаменовался премьерой симфонии-фантазии "Мастер и Маргарита"

       По заказу американского продюсерского центра в 1995 году начинается работа над мюзиклом "Капитанская дочка" (совместно с композитором Ольгой Андреевной Петровой). В России мюзикл известен названием «Куда путь держишь, Ваше благородие?..».

       В 1990 году Андрей Петров создал симфоническую партитуру, использовав малоизвестную мелодию Михаила Глинки. Эта пьеса какое то время являлась Государственным гимном России.

       Каждому советскому человеку композитор стал известен благодаря музыке к фильмам – ряд отечественных картин своей долгой экранной жизнью во многом обязан музыке Андрея Петрова. Кинематографическая биография Андрея Петрова началась с фильма «Человек-амфибия», снятого на «Ленфильме» в 1961 году режиссерами Владимиром Чеботаревым и Геннадием Казанским. Мелодия из кинофильма сразу же стала популярной.

Молодому композитору посыпались предложения от кинематографистов

       В 1962 году произошла первая встреча композитора с кинорежиссером Георгием Данелия и создание музыки к его кинофильму "Путь к причалу". Потом были "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Осенний марафон".

       Но самым плодотворным и удачным оказался творческий союз Андрея Петрова с Эльдаром Рязановым. Судьбоносная встреча случилась в 1965 году. Результат – музыка к кинофильму "Берегись автомобиля!".

       И все последующие 13 фильмов Эльдара Александровича Рязанова пропитаны гениальной музыкой Андрея Павловича Петрова "Зигзаг удачи", "Старики-разбойники", «Гараж», «Служебный роман», «О бедном гусаре замолвите слово», "Жестокий романс", "Вокзал для двоих", "Небеса обетованные", "Старые клячи" и др.

       Писал он и для Станислава Ростоцкого ("Белый Бим Черное Ухо"), и для Алексея Германа ("Хрусталев, машину!"), и для Ролана Быкова ("Внимание, черепаха!"), - всего более чем к 80 картинам.

       С1994 по 1996 идет работа над созданием музыки к 60-серийному телефильму "Петербургские тайны" (совместно с композитором Ольгой Андреевной Петровой).

       Творчество Андрея Петрова отмечено множеством призов и наград. Среди них – ордена "За заслуги перед Отечеством" IV и III степени, орден Ленина и орден Трудового Красного Знамени.

       За 6 месяцев до кончины композитор написал произведение «Прощание с...». Когда журналисты попросили музыканта объяснить название, Петров ответил, что человеку на протяжении жизни постоянно приходится прощаться — с былыми страстями и увлечениями, с людьми, которых он больше никогда не увидит...

       Скончался Андрей Павлович 15 февраля 2006 года. Похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга в музее-некрополе «Литераторские мостки».

 

 

 

                                     Библиографический список

 

                                                  Книжные издания

       Андрей Петров : сборник статей. – Ленинград : Музыка, 1981. – 166 с.

 

       Кац, Б.А. Простые истины киномузыки : Заметки о музыке А. Петрова в фильмах Г. Данелия и Э. Рязанова / Б. А. Кац. – Ленинград : Совет. композитор, 1988. ‒ 230 с. : ил.

 

       Петров, А.П. Время. Музыка. Музыканты : Размышления и беседы / А. П. Петров. – Ленинград : Совет. композитор,1987. 134 с.

 

       Сердобольский, О.М. Композитор Андрей Петров : эскиз портрета / О. Сердобольский. ‒ Санкт-Петербург : Композитор, 2009. - 39 с.

 

       Четыре слова Андрея Петрова : сборник к 70-летию композитора / филармон. о-во Санкт-Петербурга. ‒ СПб. : Культ-информ-пресс, 2000. ‒ 293 с.

 

 

                                                   Нотные издания

       Белые ночи : Мелодии современного российского кино : переложение для фортепиано в четыре руки / ред.-сост. С.Н. Поддубный. ‒ Санкт-Петербург : Композитор, 2013. - 44 с.

       Липаткина, Л.Г. В новом звучании... : Аранжировки для ансамблей русских народных инструментов / Л.Г. Липаткина. ‒ Краснодар : "Просвещение-Юг", 2015. – 56 с.

       Петров, А.П. Арии и песни из оперы "Петр Первый" : для голоса и хора с фортепиано / А. П. Петров. ‒ Л. : Музыка, 1979. ‒ 55 с.

      Петров, А. Две мелодии : Из кинофильмов "Забытая мелодия для флейты" и "Синяя птица". Вальс: Из кинофильма "Берегись автомобиля": Переложение для флейты (скрипки) и фортепиано / А. Петров. ‒ СПб. : Композитор, 1998. – 10 с.

       Петров, А. Мелодии из кинофильмов : легкое переложение для фортепиано / А. Петров. ‒ М. : Сов. композитор, 1989. – 62 с.

       Петров, А. П. Я шагаю по Москве : Сб. песен в сопровождении баяна / А. П. Петров. ‒ М.-Л. : Воениздат, 1967. – 123 с.

       Хиты века : в легком переложении для фортепиано (гитары) / перел. Г. Фиртич. ‒ СПб. : Композитор. ‒ Вып. 1. ‒ 2004. – 24 с.

 

                                 Информацию подготовила

Вострикова Л.В, библиотекарь отдела

                                 нотных изданий и звукозаписей.