Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

"Жизнь моя, иль ты приснилась мне? "

Образ Сергея Есенина в изобразительном искусстве и фотографии

К 125-летию со дня рождения поэта

Сергей Есенин – одна из самых противоречивых и загадочных личностей в мире русской литературы начала XX века. Современники отзывались о нём, как о человеке, влюблённом в свою родину, душа которого "нараспашку" открыта для поэзии.

Всего за 10 лет образ Есенина стал одним из самых знаковых в отечественной поэзии, при этом стоит учитывать, что его короткая жизнь, оборвавшаяся в 30 лет, пришлась на время революционных переворотов и Гражданской войны. Образ хулигана, так любившего свою страну, своё родное село Константиново, увековечен в портретах, фотографиях и скульптурах.

К юбилею великого русского поэта отдел литературы по искусству представляет книжно-иллюстративную выставку, в рамках которой собраны самые известные изображения Сергея Александровича Есенина.

Жизнь Есенина пришлась на начало расцвета фотографии в России. Репортажное фото встречалось еще редко, постановочные фотопортреты снимались в студиях, их авторы выстраивали целые композиции, искали световое решение, чтобы удачно обыграть натуру. Внешность поэта давала богатый материал фотохудожникам, и они оставили много портретов, снятых в разные периоды его жизни. Одна из известных фотографий молодого Есенина запечатлела его сидящим, опершись на спинку стула. Этот снимок чаще всего используют при описании раннего творчества поэта.

Обращаясь к фотографии как к виду искусства, стоит отметить работу Моисея Наппельбаума. Поникший и опечаленный, на этом снимке поэт как будто открыл свою истинную душу, охваченную тоской. Дочь фотографа Ольга Грудцова позже вспоминала, как была сделана эта фотография.

"…А Есенин! Отец как бы предугадал его судьбу. Есенин пришел сниматься с товарищами – веселый, кудрявый, золотоволосый херувим в галстуке "бабочкой". А на портрете он стоит с низко опущенной головой, в накинутой на плечи шубе. Стоит обреченный…" Сам Наппельбаум рассказывал: "Когда я пригласил Есенина к аппарату, он как бы неохотно подчинился этому и отказался снять с себя шубу. Мало того, он не захотел сесть в кресло. Подойдя к стене, он встал и попросил снимать его в такой позе. Я не стал спорить, а решил использовать то, что мне предлагалось поэтом. Теперь я благодарен ему за строптивость. Это помогло увидеть поэта глубже – иначе, чем это было общепринято".

Одной из ярких страниц в биографии Есенина была встреча в 1921 году с прославленной американской танцовщицей Айседорой Дункан. Союз этих двух знаменитых художников, длившийся более двух лет, наложил глубокий отпечаток на личную и творческую судьбу Сергея Есенина.

Танцовщица и поэт были очень популярны, знаменитая пара стала предметом внимания прессы и фотографов, благодаря чему осталось много свидетельств их счастья. Вот фото из России, где Есенин и Дункан ещё только встретились, и их глаза переполнены любовью. А вот фото из Америки, куда Айседора уговорила уехать своего возлюбленного, желая лучшего для себя и для него. Магия светотени запечатлела насыщенную эмоциями, хоть и короткую совместную жизнь.

Есенина в своих неординарных работах изображали и русские графики. Например, художник XX века Юрий Анненков, чьё творчество в силу обстоятельств малоизвестно в России. Знакомство Юрия и Сергея 

состоялось в 1914-1915 годах в Пенатах, знаменитой усадьбе Ильи Репина, которая стала местом встречи многих деятелей искусства. Первое впечатление о "разодетом поэте" было плохим, однако впоследствии они стали близкими друзьями. Есенин читал ему свои стихи, порой Анненков был первым, кто слышал его новые строки. В память о нем в 1960-х и был нарисован этот портрет.

Также стоит отметить образ поэта, созданный Федором Константиновым в 1965 году. Его оригинальный подход к графике, где преобладают параллельные линии, раскрывает новую – эмоциональную сторону рисунка. Портрет Сергея Александровича имеет особенные черты. Его фоном стал сельский пейзаж, который олицетворяет трепетное отношение поэта к природе, взгляд в его глазах – умиротворённый, спокойный.

Признание творчества народного поэта также было отражено в скульптуре. В разных городах России установлены памятники Есенину.

В Москве, на Есенинском бульваре, вблизи Волгоградского проспекта, среди берез и сосен стоит на бронзовом основании в виде природного валуна бронзовая фигура молодого Есенина, задумчиво всматривающегося в родной пейзаж. Юноша с непокрытой головой легко идёт навстречу солнцу и ветру. Одежда на нем простая – сапоги, косоворотка, куртка, переброшенная через плечо.

В 1995 году в Таврическом саду культурной столицы нашей страны – Санкт-Петербурга, был открыт мраморный памятник Сергею Александровичу Есенину. То, как он одет, выдает интеллигента, человека творческой профессии. Но свободная поза, пенек, на котором он сидит, держа в руках кленовый лист, подчеркивает неразрывную связь между поэтом и природой, родной землей, которая вдохновляла его лучшие творения.

В 2009 году близ Северного проспекта, по адресу Есенина, 1 благодаря двум строительным компаниям был установлен ещё один памятник, посвященный Есенину.

Популярен памятник Сергею Александровичу, установленный в его родном селе Константиново (ныне Есенино). Именно сюда приезжают поклонники поэта, которые хотят увидеть дом, где он родился, пройти его тропами, подышать воздухом его задумчивого, нежного края.

Неповторимый образ Сергея Есенина, конечно, создают стихи. Но дополняют удивительно гармонирующие с ними произведения изобразительного искусства – портретные рисунки и гравюры, работы скульпторов и фотохудожников.

 

Список литературы:

 

Агатов, М.В. Об авторах ваших книг : литературные композиции по материалам критической и мемуарной литературы / М. В. Агатов. – Москва : Молодая гвардия, 1972. – 655 с. : ил.

Воронов, Н.В. Советская монументальная скульптура, 1960-1980 /Н. В. Воронов ; НИИ теории и истории изобраз. искусств Акад. художеств СССР. – Москва : Искусство, 1984. – 396 с. : ил.

Дункан, А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин : воспоминания : пер. с англ. / А. Дункан. – Москва : Политиздат, 1992. – 397 с. : ил.

Дункан, И. Русские дни Айседоры Дункан и ее последние годы во Франции / И. Дункан, А.Р. Макдугалл ; вступ. ст., сост и примеч. Г.Г. Лахути. – Москва : Моск. рабочий, 1995. – 271 с. : ил.

Кожевников, Р.Ф. Скульптурные памятники Москвы : путеводитель / Р. Ф. Кожевников. – 2-е изд., доп. – Москва : Моск. рабочий, 1983. – 320 с. : ил.

Константинов, Ф.Д. Каталог выставки / Союз художников СССР, Моск. орг. союза художников РСФСР ; авт. вступ. ст. А. Михайлов. – Москва : Совет. художник, 1973. – 108 с. : ил.

Любовь и смерть Сергея Есенина : [сборник]. – Москва : Дефант, 1992. – 158 с. : ил.

Мой край, задумчивый и нежный : фотоальбом / [авт.-сост. К. П. Воронцов ; фото Е. К. Дмитриева, В. И. Салеева]. – Москва : Совет. Россия, 1985. – 128 с.

Наппельбаум, М. Избранные фотографии / вступ. ст. А. Вартанова ; сост. Л. Наппельбаум. – Москва : Планета, 1985. – 104 с. : ил., 24 отд. л. : ил.

 

Подготовила М.В. Компаниец,

библиотекарь отдела

литературы по искусству