Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

"Он был писателем военным…"

К 105-летию со дня рождения К.М. Симонова


В истории отечественной литературы имя Константина Симонова (1915–1979) занимает особое место. Поражает его творческая многогранность: поэт, прозаик, драматург, сценарист, журналист, переводчик. И всё – в одном лице. Характерной особенностью творчества Константина Симонова, по сути, на протяжении всей его жизни являлась верность военной теме.

Непосредственным участником военных действий писатель стал впервые в 1939 году, участвуя в военном конфликте на Халкин-Голе, серьезном столкновении Красной армии с японскими войсками. События, развернувшиеся на границе Монгольской республики, легли в основу романа "Товарищи по оружию". Публикуемые в книге "XX век. Писатель и война. Архивные материалы Отдела рукописей ИМЛИ РАН" (Москва, 2010) воспоминания Константина Симонова являются нерукотворным памятником,  который писатель воздвиг своим собратьям по перу и по судьбе. В них описано и участие Константина Симонова в работе над изданием газеты "Героическая красноармейская" в период военного конфликта на Халкин-Голе. С особенной теплотой писатель отзывается о военных корреспондентах, которые "На "пикапе" драном // И с одним наганом // Первыми въезжали в города".

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Боевое знамя» и др. Побывал на всех фронтах, а также в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Он видел войну вблизи, все её тяготы и невзгоды, кошмар поражений и радость побед, смерть и героизм солдат и офицеров. Именно поэтому его произведения о войне столь правдивы, информативны, ярки и впечатляющи.

Содержание книги Ильи Эренбурга и Константина Симонова "В одной газете" (Москва, 1979) – это сложившаяся из очерков и публицистических статей фреска, на которой запечатлены события долгих четырех лет жестокой войны. Тексты писателей дополняют друг друга, и, поставленные рядом, дают стереоскопическое изображение народной войны. В своих очерках Симонов изображает то, что видел своими глазами, делится тем, что пережил сам, или рассказывает историю какого-то человека, с которым его свела война. В его очерках всегда есть повествовательный сюжет, и часто они напоминают новеллу. В них мы непременно найдем психологический портрет героя – обыкновенного солдата или офицера переднего края, отражены жизненные обстоятельства, формировавшие характер этого человека.

Писатель оставил обширнейшее эпистолярное наследие, так как огромна была почта, которую он получал. К Симонову обращались с самыми разными просьбами и вопросами, делились с ним мыслями, касающимися и жизни, и искусства. Не терпя отписок, он во всё вникал, отвечал по существу, если требовалось и было в его силах. Стремясь полнее отразить разные стороны деятельности и творчества писателя, составители сборника "Константин Симонов. Письма о войне. 1943-1979" (Москва, 1990) выпустили книгу, которая целиком состоит из писем о войне и военной литературе. Одна из сквозных тем, пронизывающих книгу – правда о войне. В самых разных аспектах предстаёт она в письмах солдатам, офицерам, прославленным полководцам, читателям, писателям, деятелям культуры.

Война провела писателя по всей России, по всем фронтам от севера до юга страны, но нам, жителям Кубани, особенно интересен боевой путь писателя, связанный с нашим краем. Его очерки военных лет неоценимы для кубанцев, ведь Константин Симонов был единственным писателем-фронтовиком, который оставил будущим историкам и потомкам описание трагических дней гитлеровского "нового порядка" на Кубани. Очерк "Краснодар" из третьего тома книги "От Черного до Баренцева моря" (Москва, 1944) был написан в день взятия города войсками Красной Армии, в этом его особая ценность для нас. В нем переданы не только события 12 февраля 1943 года, но ощущается и сама атмосфера первого дня освобождения. "Они входили в Краснодар, желая сделать вид, что эта столица Кубани и при них останется столицей Кубани. Они забыли только одно: русский город никогда не станет немецким городом, сколько бы дощечек с названиями они ни переменили на углах улиц и сколько бы портретов Гитлера ни расклеили на заборах", – писал военный корреспондент.

В творческом наследии Константина Михайловича есть одна особенная книга – эссе "Глазами человека моего поколения" с подзаголовком "Размышления о Сталине", включенная в однотомник "Стихотворения и поэмы. Повести разных лет. Последняя работа" (Москва, 2004). По "гамбургскому счету" литературы она не принадлежит к лучшему из написанного Симоновым. Но все-таки эта книга, неполная и несовершенная, являет собой уникальную для автора попытку анализа своей жизни, этапов духовного формирования, эволюции взглядов, не говоря уже о чисто биографической и исторической ценности сообщаемых в ней фактов. Симонов старается быть в ней предельно честным и объективным.

Книга была напечатана почти через 10 лет после смерти писателя и на фоне перестроечных атак на белые пятна советской истории многих разочаровала отсутствием разоблачительности, нарочитой ровностью интонации, вызвала резкую критику. Немногие увидели в ней исповедь сына века, мало кто заметил, что и в этих, новых для него и теме, и манере Симонов остался верен принципам историзма, жесткого отделения себя пишущего и размышляющего от себя живущего и действовавшего совсем в ином времени, при совсем иных обстоятельствах.

Константин Михайлович Симонов был уверен, что сохранение памяти о годах боёв необходимо в интересах будущих поколений. Он писал: "не согласен с тем, что, думая о мире, надо при этом забывать о минувшей мировой войне. Люди, которые хотят, чтобы эта вторая мировая война действительно когда-нибудь называлась в учебниках истории последней мировой войной, должны, думая о мире, особенно хорошо помнить уроки войны".

Информацию подготовила

И.В. Пономарева,

библиотекарь отдела читального зала

 

 

Библиографический список:

 

XX век. Писатель и война. Архивные материалы Отдела рукописей ИМЛИ РАН. – Москва : ИМЛИ РАН, 2010. – 544 с.

Симонов, К. М. В одной газете… (Репортажи и статьи 1941-1945 г.) / К.М. Симонов. – Москва : Издательство Агентства печати Новости, 1979. – 286 с.

Симонов, К.М. От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента. Кн. 3 / К.М. Симонов. – Москва : Советский писатель, 1944. – С. 20-30.

Симонов, К.М. Письма о войне (1943-1979) / К.М. Симонов. – Москва : Советский писатель, 1990. – 720 с.

Симонов, К.М. Стихотворения и поэмы. Повести разных лет. Последняя работа / К.М. Симонов. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 606 с.