![]() ![]() ![]() ![]() Экскурсия по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
Кубань Геннадия Квашуры К 70-летию со дня рождения художника (22 декабря)
Геннадий Тихонович родился в 1950 году в станице Пашковской. С самого детства он много времени посвящал художественному ремеслу. Любовь к живописи ему досталась от матери. По воспоминаниям художника, мама, уже работавшая водителем трамвая, уделяя сынишке внимание, с любовью рисовала ему цветными карандашами красивые трамвайчики. ![]() Отучившись в художественной школе, Квашура подал документы в Краснодарское художественное училище, но неудачно – ему поставили двойку. Волей судьбы он поступил на художественно-графический факультет пединститута. Блестяще отучившись, художник попал в мастерскую художника Ю. Скорикова, где продолжал работать до самой смерти наставника. Тема казачества стала для Геннадия Квашуры основной, прославила его не только по краю, но и по всей России. Работы Квашуры отличают тонкий подход к сюжету, точность и тщательность в подборе образа каждого персонажа. Именно благодаря этому работы художника удивительно точно отражают историю нашей земли, наших предков. ![]() Одна из самых его знаменитых картин – "Переселение черноморских казаков на Кубань". Она входит в триптих о становления казачества и открывает эту серию. Работа над ней велась много лет и завершена была лишь к 2005 году. На картине изображены утомленные дорогой переселенцы. Если рассматривать ее внимательно, с каждой минутой в глаза бросается все больше и больше персонажей, и каждый из них рассказывает свою уникальную жизненную историю. Мать, держащая сопящего малыша на руках, казаки с оружием, старики и молодые, женщины и мужчины… на их долю выпало самое массовое переселение в истории. ![]() Следующая картина трилогии "Жеребьевка. Образование Кубанских станиц". По хронологии, запечатленное здесь событие происходит год спустя после прибытия последних переселенцев на Кубань, примерно в 1794 году. Решающую роль в организации станичной жизни тогда играли кошевой атаман Захарий Чепега (Чепига), войсковой судья Антон Головатый и войсковой писарь Тимофей Котляревский. Их мы, предположительно, и видим на центральной части картины. Уверенные в себе, широкоплечие, пышнотелые казаки вершат судьбу будущих станиц. ![]() Завершающая картина серии – "Персидский бунт". После возвращения в Екатеринодар участников персидской кампании 1796 года в казачьей среде начались волнения. Черноморцы выдвинули ряд требований, касающихся пошлин, земель и привилегий, а также возобновления выборности должностей в войске. Прибывший в войсковой град царский инспектор предложил направить в Петербург делегацию. Однако там 14 представителей казаков были арестованы и препровождены в Петропавловскую крепость. За бунт четверых руководителей восстания Павел I приговорил к наказанию кнутом и ссылке в Сибирь, остальных освободили. Ещё более беспощадным был суд в Усть-Лабинской, приговоривший 165 казаков к повешению. Но царь заменил смертную казнь наказанием кнутом, розгами, клеймением, ссылкой на каторгу. Эти события, вошедшие в историю как «персидский бунт» черноморских казаков, легли в основу самой драматичной картины Квашуры. ![]() Стоит упомянуть, что Геннадий Тихонович славится не только как художник исторического жанра, но и как выдающийся портретист. Каждый портрет, каждый образ продуман им до мелочей. Он правдив, индивидуален и в то же время стремится к обобщению. ![]() Самыми впечатляющими среди портретных работ Геннадия Тихоновича, несомненно, являются образы матери Елены Артёмовны и отца Тихона Гаврииловича. Точность в деталях, вплоть до морщин на руках, цветовая палитра и атмосфера картин создают удивительно трогательную композицию из двух полотен. Если внимательно вглядеться в портреты, созданные Квашурой, можно увидеть много знакомых лиц. Именно своих друзей, товарищей, коллег художник изображал в образах казаков на знаменитой трилогии о казачестве. Так, на полотнах Геннадия Тихоновича встречаются лица В. Дейнеги, В. Белая, казаков Матвиенко, Чернеги и даже самого художника.
Список использованной литературы: Квашура / [предисл. И.А. Петрусенко, В.П. Громова]. – Краснодар : Б. и., 2014. – 324 с. : ил. Громов, В.П. Дорогие мои земляки : штрихи к портретам пашковчан / В.П. Громов. – Краснодар : Традиция, 2009. - 204 с. : ил. Екатеринодарские страницы / М-во культуры Краснодар. края, Краснодар. краев. худож. музей им. Ф.А. Коваленко ; авт.-сост. Ю. А. Солодовников. – Краснодар : ПолиГрафф, 2013. – 108 с. : цв. ил. Культурная палитра Кубани. И торжество, и вдохновенье. / Адм. Краснодар. края, департамент культуры Краснодар. края. – Краснодар : Периодика Кубани, 2006. – 132 с. : ил.
Подготовила М.В. Компаниец, библиотекарь отдела литературы по искусству
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |