name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Консультации по вопросам оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Краснодар литературный

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

facebook.com youtube.com vkontakte.com

Кубань Геннадия Квашуры

К 70-летию со дня рождения художника (22 декабря)

 

Как славится Россия широтой своих полей, так славится Кубань выдающимся художником Геннадием Тихоновичем Квашурой. Потомственный казак, ученик заслуженного художника России Юрия Скорикова, он взял за основу своего творчества одну из самых непростых тем исторической живописи – становление кубанского казачества.

Геннадий Тихонович родился в 1950 году в станице Пашковской. С самого детства он много времени посвящал художественному ремеслу. Любовь к живописи ему досталась от матери. По воспоминаниям художника, мама, уже работавшая водителем трамвая, уделяя сынишке внимание, с любовью рисовала ему цветными карандашами красивые трамвайчики.

Отучившись в художественной школе, Квашура подал документы в Краснодарское художественное училище, но

 неудачно – ему поставили двойку. Волей судьбы он поступил на художественно-графический факультет пединститута. Блестяще отучившись, художник попал в мастерскую художника Ю. Скорикова, где продолжал работать до самой смерти наставника.

Тема казачества стала для Геннадия Квашуры основной, прославила его не только по краю, но и по всей России. Работы Квашуры отличают тонкий подход к сюжету, точность и тщательность в подборе образа каждого персонажа. Именно благодаря этому работы художника удивительно точно отражают историю нашей земли, наших предков.

Одна из самых его знаменитых картин – "Переселение черноморских казаков на Кубань". Она входит в триптих о становления казачества и открывает эту серию. Работа над ней велась много лет и завершена была лишь к 2005 году.

На картине изображены утомленные дорогой переселенцы. Если рассматривать ее внимательно, с каждой минутой в глаза бросается все больше и больше персонажей, и каждый из них рассказывает свою уникальную жизненную историю. Мать, держащая сопящего малыша на руках, казаки с оружием, старики и молодые, женщины и мужчины… на их долю выпало самое массовое переселение в истории.

Следующая картина трилогии "Жеребьевка. Образование Кубанских станиц". По хронологии, запечатленное здесь событие происходит год спустя после прибытия последних переселенцев на Кубань, примерно в 1794 году. Решающую роль в организации станичной жизни тогда играли кошевой атаман Захарий Чепега (Чепига), войсковой судья Антон Головатый и войсковой писарь Тимофей Котляревский. Их мы, предположительно, и видим на центральной части картины. Уверенные в себе, широкоплечие, пышнотелые казаки вершат судьбу будущих станиц.

Завершающая картина серии – "Персидский бунт".

После возвращения в Екатеринодар участников персидской кампании 1796 года в казачьей среде начались волнения. Черноморцы выдвинули ряд требований, касающихся пошлин, земель и привилегий, а также возобновления выборности должностей в войске. Прибывший в войсковой град царский инспектор предложил направить в Петербург делегацию. Однако там 14 представителей казаков были арестованы и препровождены в Петропавловскую крепость. За бунт четверых руководителей восстания Павел I приговорил к наказанию кнутом и ссылке в Сибирь, остальных освободили.

Ещё более беспощадным был суд в Усть-Лабинской, приговоривший 165 казаков к повешению. Но царь заменил смертную казнь наказанием кнутом, розгами, клеймением, ссылкой на каторгу.

Эти события, вошедшие в историю как «персидский бунт» черноморских казаков, легли в основу самой драматичной картины Квашуры.

Стоит упомянуть, что Геннадий Тихонович славится не только как художник исторического жанра, но и как выдающийся портретист. Каждый портрет, каждый образ продуман им до мелочей. Он правдив, индивидуален и в то же время стремится к обобщению.

Самыми впечатляющими среди портретных работ Геннадия Тихоновича, несомненно, являются образы матери Елены Артёмовны и отца Тихона Гаврииловича. Точность в деталях, вплоть до морщин на руках, цветовая палитра и атмосфера картин создают удивительно трогательную композицию из двух полотен.

Если внимательно вглядеться в портреты, созданные Квашурой, можно увидеть много знакомых лиц. Именно своих друзей, товарищей, коллег художник изображал в образах казаков на знаменитой трилогии о казачестве. Так, на полотнах Геннадия Тихоновича встречаются лица В. Дейнеги, В. Белая, казаков Матвиенко, Чернеги и даже самого художника.

 

Список использованной литературы:

Квашура / [предисл. И.А. Петрусенко, В.П. Громова]. – Краснодар : Б. и., 2014. – 324 с. : ил.

Громов, В.П. Дорогие мои земляки : штрихи к портретам пашковчан / В.П. Громов. – Краснодар : Традиция, 2009. - 204 с. : ил.

Екатеринодарские страницы / М-во культуры Краснодар. края, Краснодар. краев. худож. музей им. Ф.А. Коваленко ; авт.-сост. Ю. А. Солодовников. – Краснодар : ПолиГрафф, 2013. – 108 с. : цв. ил.

Культурная палитра Кубани. И торжество, и вдохновенье. / Адм. Краснодар. края, департамент культуры Краснодар. края. – Краснодар : Периодика Кубани, 2006. – 132 с. : ил.

 

Подготовила

М.В. Компаниец,

библиотекарь отдела литературы по искусству

 














tounb-logo.gif

tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика