Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 

"Мне было многое знакомо…"

К 130-летию со дня рождения И.Г. Эренбурга

 

А мы такие зимы знали,

Вжились в такие холода,

Что даже не было печали,

Но только гордость и беда.

И в крепкой, ледяной обиде,

Сухой пургой ослеплены,

Мы видели, уже не видя,

Глаза зеленые весны.

И.Г. Эренбург


       Илья Григорьевич Эренбург (1891–1967) – личность чрезвычайно сложная и многогранная. Он был в течение длительного времени одной из самых загадочных фигур в истории советской литературы. Поэт, прозаик, журналист, теснейшим образом связанный с культурой Серебряного века, он оказался в эпицентре трагической русской истории XX столетия, стал ее летописцем.

Творческая манера Ильи Григорьевича всегда отличалась особой «хлесткостью». Он стал автором сразу нескольких фраз и метафор, которые впоследствии зажили своей собственной жизнью. Так, например, именно ему принадлежит фраза «Увидеть Париж и умереть» (роман «Мой Париж», 1931 год). Уникальная судьба ждала и словечко «оттепель», соскочившее с точного и быстрого пера Ильи Эренбурга в 1954 году. Так называлась его повесть, изданная после смерти Сталина. Это слово, ставшее практически официальным названием целой эпохи в жизни нашей страны, теперь используется во всех учебниках истории.

Известный в свое время поэт, талантливый переводчик, тонкий эссеист, мемуарист, самый знаменитый публицист 30–40-х годов, Илья Эренбург был в первую очередь незаурядным прозаиком, автором многих бестселлеров. Пройдя испытание временем, его первый роман "Необычайные похождения Хулио Хуренито" и последовавший за ним роман "Жизнь и гибель Николая Курбова" до сих пор звучат свежо и своеобразно. Зачислить их в какую-либо определенную романную рубрику не так-то просто: лирическая сатира, романы авантюрно-плутовские, социально-психологические, пародийные, философские, – все эти определения будут по-своему правомерны.

В сборник "Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников. Жизнь и гибель Николая Курбова. Рассказы" (Ростов-на-Дону, 2000) включены два романа и несколько рассказов Ильи Эренбурга. Что же найдет читатель на страницах тех книг Ильи Эренбурга, которые долгие десятилетия оставались потаенными? Лев Лунц назвал роман "Необычайные похождения…" сатирической энциклопедией. Это точное определение – трудно назвать сюжет или тему, обсуждаемую в романе, над которым бы автор не издевался. Но это еще и роман больших пророчеств. Внимательный читатель подивится тому, как в романе, написанном в 1921 году, предсказываются и атомное оружие, и германский национал-социализм, и Холокост, и многое другое из трагической хроники XX века…

Волею обстоятельств Эренбург оказывался на гребне событий, определявших лицо столетия (революционное движение и политэмиграция, фронты Первой мировой войны, события русской революции, пекло войны гражданской, падение Парижа и эпопея войны Отечественной). Книгу Я. Рабиновича "Илья Эренбург. Портрет на фоне времени" (Москва, 2011) можно назвать книгой жизни. В ней представлены существенные грани жизни писателя – литературная, общественная, политическая, частная и личная. А жизнь Ильи Григорьевича Эренбурга была сложной, с этим не спорят даже его антагонисты. Писатель, конечно, оставался человеком своего времени, его иллюзий, заблуждений, сомнений, лжи и надежд. Но автор книги отмечает, что в отличие от многих внутренне зашоренных сочинений советских "классиков", ранние книги Эренбурга и его поздние мемуары сохраняли несомненную живость и информативность.

"Я буду рассказывать об отдельных людях, о различных годах, перемежая запомнившееся моими мыслями о прошлом", – так определил И.Г. Эренбург идею создания своих мемуаров, увидевших свет в начале 1960-х годов. Воспоминания Эренбурга не просто вписывались в социальную атмосферу тех лет, приспосабливаясь к ней. Они самим фактом своего существования меняли эту атмосферу, поднимая планку общепринятых представлений и "дозволенных" сюжетов и тем. Его критиковали, с ним спорили, его даже одергивали, иногда весьма грубо. Но, как бы то ни было, тема, к которой вчера еще нельзя было даже прикоснуться, становилась предметом спора, обсуждения. Наиболее значительным произведением последних лет жизни писателя стали воспоминания "Люди, годы, жизнь" (кн. 1-6, 1960-65; кн.7 не закончена).

Бесцензурное, исправленное и дополненное издание всех книг в 3-х томах "Люди, годы, жизнь: Воспоминания" (Москва, 1990) содержит материалы, ранее не печатавшиеся. Философские мемуары не только рассказали о духовных исканиях XX века, но и ввели в культурный обиход советского читателя десятки до этого запрещенных имен. Их публикация стала событием для широких кругов советской либеральной интеллигенции, читавшей и понимавшей иногда "зашифрованные" размышления писателя о проблемах современности. Оглядываясь на пройденный путь, писатель рассказал о выдающихся современниках и самом времени. Книга богато иллюстрирована, многие фотографии и рисунки публикуются впервые.

О военной публицистике Эренбурга написаны горы восторженных откликов, воспоминаний, статей, книг. И в самом деле, никогда – ни прежде, ни потом – голос его не звучал так громко и, главное, не волновал так сердца миллионов людей, как в эти четыре года. Огромная популярность военных статей Эренбурга объясняется, конечно, множеством самых разных причин, не последняя из которых – недюжинный дар публициста, присущая Эренбургу редкостная способность заражать читателя своими чувствами, выраженными в слове. Каждая статья Эренбурга на страницах фронтовых газет становилась сенсацией для солдат и офицеров, при этом они ощущали в каждой строчке свои личные помыслы, надежды, стремления.

Книга Ильи Эренбурга "Война. 1941–1945" (Москва, 2004) – первое за предыдущие 60 лет издание избранных статей самого популярного военного публициста СССР. В сборник включены двести статей из полутора тысяч, написанных Эренбургом за четыре года войны, некоторые из них публикуются впервые по рукописям. Памфлеты, репортажи, листовки, фельетоны, обзоры, вошедшие в сборник, писались для бойцов фронта и тыла. Они печатались в центральных и местных, фронтовых, армейских и партизанских газетах, звучали по радио, выходили брошюрами и книжками, их знала и ждала вся страна. Военные статьи И.Г. Эренбурга – это не только своеобразная хроника военных событий; это прямое и точное выражение яростного накала великой и трагической борьбы, итогом которой стала Победа.

Илья Григорьевич был лично знаком со многими знаковыми для XX века личностями: Ленин, Бухарин, Троцкий, Савинков, Неру и Черчиль, Хрущев и Жуков. Еще более грандиозен перечень его друзей и добрых знакомых в мире искусства и литературы. Сборник "Воспоминания об Илье Эренбурге" (Москва, 1975) воспроизводит многие страницы биографии писателя. Воспоминания К. Федина, Н. Тихонова, А. Твардовского, К. Симонова, А. Суркова, К. Паустовского, Б. Полевого, М. Алигер, С. Образцова и многих других воссоздают образ писателя, публициста, поэта. Читатель видит И. Эренбурга в различных обстоятельствах – в годы республиканской Испании, на фронтах Великой Отечественной войны, в редакции газеты "Красная звезда", в зарубежных поездках. К сожалению, в книге не все периоды жизни писателя освещены с одинаковой полнотой и подробностью, большая часть материалов относится к годам его зрелости, второй половине 1930-х годов, военной и послевоенной поре. Конечно, каждый из этих материалов еще не портрет самобытного писателя. Но, собранные вместе, они помогут составить более полное представление о личности Эренбурга.

Почти шесть десятилетий продолжался литературный путь Ильи Эренбурга. Повести и романы, стихи и поэмы, тысячи статей и переводы, рассказы и мемуары – таково творческое наследие писателя. Как воспринимались его произведения современниками и как они звучат спустя время? Что стало фактом истории литературы и что осталось в ней? Почему читают статьи и книги Эренбурга, почему живет в сознании людей имя писателя? Книга А. Рубашкина "Илья Эренбург. Путь писателя" (Ленинград, 1990) – попытка ответить на эти и другие вопросы. Ленинградский критик посвятил ее творчеству И.Г. Эренбурга – от первых поэтических сборников десятых годов и романа "Хулио Хуренито" до мемуарной книги "Люди, годы, жизнь", а также широко известным на Западе книгам "Единый фронт" и "Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца", публицистике разных лет. В книге повествуется о жизни Эренбурга в Москве, Париже, Берлине, Мадриде, о его личных и творческих контактах с Цветаевой, Пикассо, Пастернаком, Хемингуэем, Мейерхольдом. Автор книги отмечает, что для него важна следующая задача: увидеть, где Эренбург был на таком подъеме, таком ощущении эпохи, которые позволили ему выразить время и потому пережить свой век.

И.Г. Эренбург, прожив непростую жизнь, никогда не писал о пустяках, не уклонялся от диалога с трудной и сложной эпохой, не складывал оружия, защищая человечность и культуру. И большая часть созданного им – не только проза больших и малых жанров, мемуары, стихи, но и публицистика, очерки и статьи, – сохранила живую, немеркнущую силу искусства.

 

 

Библиографический список:

 

1. Воспоминания об Илье Эренбурге : сборник / сост. Г. Белая, Л. Лазарев. – Москва : Советский писатель, 1975. – 295 с.

2. Рабинович, Я. Илья Эренбург : Портрет на фоне времени / Я. Рабинович. – Москва : Алгоритм, 2011. – 720 с.

3. Рубашкин, А.И. Илья Эренбург : Путь писателя / А.И. Рубашкин. – Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1990. – 527 с.

4. Эренбург, И.Г. Война, 1941–1945 / И.Г. Эренбург. – Москва : Олимп, 2004. – 795 с.

5. Эренбург, И.Г. Люди, годы, жизнь : Воспоминания. Т.1 – Москва : Советский писатель, 1990. – 640 с.

6. Эренбург, И.Г. Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников. Жизнь и гибель Николая Курбова. Рассказы / И.Г. Эренбург. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 512 с.

 

Информацию подготовила

И.В. Пономарева,

библиотекарь читального зала