Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Русская икона: каноны и символы

К Дню православной книги (14 марта)

 

Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой художественной культуры. Интерес к ней сохраняется во всем мире на протяжении многих столетий. Но при этом неизменны и огромные трудности ее восприятия. Путь к постижению древней русской живописи лежит в понимании той роли, которую она играла в жизни общества, ибо достигнутая ею высота объясняется самим предназначением. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – воплотить в образы христианское вероучение. В основе древнерусской живописи лежит великое христианское слово.


Живопись должна была приблизить человека к истине этого слова, к глубине вероучения. Искусство православного мира выработало совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

"Образ" по-гречески – икона, с глубокой древности слово "икона" стало употребляться как название священных изображений, написанных на доске. Этому смыслу отвечает и собственно русское название икон – "образа́".

Но в широком смысле иконой, то есть образом, воплотившим Слово, является все, созданное этой живописью: мозаики и фрески, неотделимые от храмов, миниатюры на страницах рукописных книг. В течение долгих веков православная живопись несла людям духовные истины христианства. И в глубоком раскрытии этих истин обретала необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Икона пришла на Русь из Византии вместе с христианской верой и христианским храмом. И учили русичей писать святые образа мастера-изографы из Царьграда.

Икона – это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, она больше, чем искусство. Это явление духовное, средство для общения с Богом и святыми. Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Она вне времени, она – символ инобытия в нашем мире. Еще в христианской древности установился взгляд на икону как на предмет, не подлежащий произвольному изменению. Строгие правила написания иконы – каноны – тоже сформировались в Византии, а затем были восприняты на Руси.

Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения – все подчинено раскрытию внутреннего, духовного смысла. Удлиненные, тонкие фигуры, устремленные вверх, узкие плечи, длинные и тонкие пальцы – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем.

Овал лица удлинен, лоб высокий, нос, рот – мелкие, глаза – большие, взгляд – строгий и отрешенный. Внешность святых, одежда, покрывающая все тело, позы – все строго определено. Изображение фигур, зданий, гор носит плоскостной, а не объемный характер. На иконе  "Избранные святые" в соответствии с каноном Иоанн Златоуст изображен русым с короткой бородкой, а Василий Великий – темноволосым с длинной острой бородой.

В иконописи используется особый принцип изображения пространства – обратная перспектива (линии сходятся не за картиной, в ее кажущейся глубине, а перед ней, как бы в глазах зрителя). Она выражает идею изливания мира горнего в наш мир, дольний. При отсутствии объема пространство разрабатывается не в глубину, а в ширину. Передний и задний план имеют одинаковое значение. Целостное символическое пространство ориентировано на зрителя и предполагает его духовную связь с изображением.

Принцип обратной перспективы очень выразительно использован в иконе "Троица" А. Рублева. В этом древнерусском шедевре заключена глубина и непостижимая тайна мира горнего, вечное совершенство и гармония. Чтобы понять "Троицу" Рублева, необходимо осознать прием обратной перспективы, применяемой древними иконописцами.

В отличие от системы прямой перспективы, здесь все предметы, удаленные от первого плана, не уменьшаются, а увеличиваются в размерах. Обратная перспектива даже в каком-то отношении более естественна для человека. Как известно, система обратной перспективы состоит в том, что параллельные линии должны расходиться к горизонту, а исходят они из одной точки, находящейся непосредственно перед иконой, там, где находится зритель. Таким образом молящийся включается в пространство иконы, а не созерцает ее со стороны, и иногда может даже находиться внутри изображения. Древняя икона – это особым образом организованное, замкнутое в себе пространство, своего рода "окно в вечность".

Одна из основных особенностей иконописи – отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их. Это символика вечного Божественного света, с которым соединяются души святых. Световые блики – визуальные знаки богообщения. В иконе главное – лик святого, озаренный сиянием вечности, остальные детали второстепенны.

Лик одного из самых любимых на Руси святых Николая Чудотворца всегда узнаваем. Знаменитый новгородский образ XIII века исполнен света, взор святого кроткий, вдумчивый, терпеливый и одновременно строгий.

Известно, что русские люди издревле с особым усердием чествовали Николая Чудотворца и чаще, чем к другим святым, обращались к нему с молитвою. Можно даже сказать, что в древнерусском народном сознании святой Никола после Господа и Пресвятой Богородицы занимал первое место. Ни одному святому в Православной Руси не воздвигалось столько храмов и приделов, как Николаю Чудотворцу. Новгородская икона XIII века выражает сокровенное отношение и высокое почтение древнерусского человека к всенародно любимому святому – Николаю Угоднику, покровителю всех христиан, оплоту православия.

Каноном закреплена и символика цвета, хотя речь идет лишь об общих тенденциях. Неверно было бы утверждать, что каждая краска имела постоянное значение, но подбор определенных цветов на иконе не был случайным. Белый цвет – чистота Христа и сияние его Божественной славы, золото символизирует вечность и Божественный свет, красный – цвет мучеников, символ жертвы ради Христа, а также цвет царского достоинства. Зеленый цвет – юность и жизнь, голубой – чистота. Черный цвет на иконах используется только для изображения сил зла или преисподней. На псковской иконе XIV века "Борис и Глеб" обилие золотого и красного цвета. Почитание первых русских святых, канонизированных православной церковью, началось вскоре после их гибели. Отказавшись от политической междоусобной борьбы, князья безропотно приняли смерть от рук собственного брата и почитаются церковью как страстотерпцы. Их подвиг смирения, братской любви и прощения, добровольного принятия смерти был высоко оценен. Они стали символом единения духовных сил нации перед лицом междоусобной брани. Стране, распрощавшейся с язычеством, святые князья явили новый тип святости: смирение перед волей Всевышнего и готовность принять страдания и гибель.

Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. Это говорит о том, что события Священной истории в духовном пространстве существуют вне времени. Событие, происшедшее двадцать веков назад, действенно и сейчас, оно вне пространственно-временных рамок, оно существует в Вечности.

На новгородской иконе конца XII – начала XIII вв. "Успение Божией Матери" одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, стоящие вокруг ложа.

Каноническая икона не имеет случайных деталей, лишенных смыслового значения. Даже оклад не признавался древними иконописцами, поскольку его функция – чисто декоративная. Язык иконы лаконичен и точен.

Искусство древнерусской иконописи стало уникальным явлением в истории мировой культуры. Следуя канонам византийской живописи, русская икона сумела создать особый способ отражения действительности, несущий человеку ощущение радости и полноты земной жизни.

Вершинами русской иконописи были творения великих иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.

Феофан Грек, легендарный мастер, воспитавший целую плеяду учеников, до приезда в Новгород расписывал храмы в византийских городах. Из созданных Феофаном на Руси росписей сохранились немногие, но они  дают представление об уникальности его почти "импрессионистического" стиля, не имеющего прямых аналогов ни в византийской, ни в русской живописи. Стиль Феофана отличают схематизм и точность рисунка, правильность пропорций, лаконизм штриха, глубокая внутренняя выразительность. В цветовой гамме преобладают красно-коричневые тона; белила наложены густыми мазками, придавая ликам и композициям внутреннюю светоносность. "Христос Пантократор (Вседержитель)" Феофана огромен, могуч, строг. Пронзительные, неотступно следящие глаза, невероятная мощь в образе заставляют сжиматься – на тебя смотрит подлинный Судия мира.

Творчество Андрея Рублева – иконописца, мастера монументальной росписи и книжной миниатюры – феномен не только русской, но и мировой живописи, основа культуры русского народа.

"Спас" Андрея Рублева – произведение, оказавшее огромное влияние на современников иконописца и на все последующие поколения русских художников. Благородная простота образа Спасителя и его монументальный характер – типические особенности стиля Рублева. Выражение лица в сочетании с цветовой гаммой создает впечатление мудрого спокойствия. "Спас" Рублева не похож ни на какой другой. Невесомый и прекрасный, Он весь светится и будто наплывает, и ты понимаешь – это Он, Сам Господь – всевидящий, всемогущий и все понимающий.

Дионисий – самый радостный и торжественный русский иконописец. Его иконы высветлены, они залиты белым и золотым, лики и фигуры святых утонченно красивы и совершенны. В сложном иконографическом типе иконы "Спас в Силах" присутствует аллегорическое изображение четырех евангелистов в образе тельца, орла, льва и ангела с человеческим лицом. Квадраты и овалы разных цветов символизируют разные миры – земной и мир небесных сил. В левой руке Спасителя – Евангелие с цитатой на церковнославянском: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Эта икона – настоящий богословский трактат в красках. Ее сюжет опирается на Откровение Иоанна Богослова, образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

В глубоком сакральном смысле мы все – потомки великой древней богоспасаемой Руси. Сегодня, когда мы стремимся вернуться к своим истокам, нам как никогда необходимы знания – о своей истории, культуре, вере своего народа, его храмах и иконах. Сегодня во всех городах и селах открыты старинные и новые храмы. Встаньте перед алтарем, вглядитесь в иконостас, и в душу вам посмотрят строгие и мудрые лики русских икон.

 

Список использованной литературы:

 

Алпатов, М.В. Древнерусская иконопись / М.В. Алпатов. – Москва : Искусство, 1978. – 332 с. : ил.

Икона Древней Руси XI – XVI веков / ст. Л.А. Успенского, предисл. С.С. Аверинцева ; сост. Н.И. Бедник. – Санкт–Петербург : Художник России, 1993. – 256 с. : ил.

Полякова, О.А. Шедевры русской иконописи XVI – XIX веков / О.А. Полякова ; Гос. музей-заповедник "Коломенское". – Москва : Арт-Родник, 1999. – 255 с. : ил.

Русская иконопись. Сюжеты и шедевры / сост. А.Ю. Астахов. – Москва : Белый город, 2007. – 544 с. : ил.

Русская иконопись. – Москва : Белый город, 2003. – 419 с. – (Большая коллекция).

Салько, Н.Б. Живопись Древней Руси XI – начала XIII века: мозаики, фрески, иконы : альбом / Н.Б. Салько. – Ленинград : Художник РСФСР, 1982. – 310 с. : ил.

Современная православная икона. Санкт-Петербург = Modern orthodox icon. Saint-Petersburg : альбом / [авт.-сост. Н.С. Кутейникова]. – Москва : Троица, 2007. – 287 с. : ил.

Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству