![]() ![]() ![]() ![]() Экскурсия по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
Игорь Грабарь. Художник, искусствовед, реставратор. К 150-летию со дня рождения (25 марта) Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда, помня всю жизнь правило, по которому лучший отдых – есть перемена работы.
Увлеченность искусством проявилась у Грабаря ещё в ученические годы. Он подрабатывал иллюстратором в журнале "Нива" и писал отзывы о художественных выставках. Точно решив для себя, что именно с живописью хочет связать свою жизнь, в 1894 году он поступил в Императорскую Академию, где занимался у Ильи Репина.
В начале 1900-х Грабарь увлекся импрессионизмом и постимпрессионизмом. Следование этим течениям особенно заметно в его зимних пейзажах "Февральская лазурь", "Мартовский снег", «Иней» (1905). Сам художник называл "Февральскую лазурь" главной картиной в своем творчестве. Она стала новым словом в русской пейзажной живописи после Исаака Левитана. Идею для неё подсказала сама природа во время прогулки в лесу. Он засмотрелся на березу и выронил палку, наклонился за ней и случайно поднял глаза вверх. В книге «Моя жизнь» Грабарь так писал об этом случае:
Игорь Эммануилович часто говорил, что с окончанием зимы жанр пейзажа для него терял свою привлекательность. Тогда он начинал писать натюрморты. Он создавал их, чтобы поддерживать свои живописные навыки во время периода большой общественной работы.
В 1930-е годы Игорь Грабарь создавал портреты известных людей: композитора Сергея Прокофьева, поэта Корнея Чуковского, академиков Сергея Чаплыгина и Владимира Вернадского и других.
Монументальный труд «История русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря стал важным этапом в отечественном искусствоведении. Первый его выпуск вышел в 1908 году, всего же до 1915 года было выпущено восемь томов. Книги успешно публиковались, но издание многотомника было прервано: во время Первой мировой войны издательство Кнебеля разгромили, многие стеклянные негативы были утрачены безвозвратно. После этого события художник несколько месяцев не мог работать.
В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево», руководил институтом имени В.И. Сурикова. В письме коллеге Грабарь писал: «Вы увидали бы, какой у меня с третьего этажа моей дачи русский простор открывается — просто дух захватывает. Все лето занимался живописью…» Он создавал пейзажи, обращался к излюбленной зимней теме в работах «Иней» (1952), «Зимний пейзаж».
К 150-летию знаменитого советского деятеля искусств отдел литературы по искусству подготовил книжно-иллюстративную выставку "Игорь Грабарь: художник, искусствовед, реставратор".
Составитель
Компаниец М.В. библиотекарь отдела литературы по искусству
Список литературы : Игорь Грабарь = Igor Grabar : альбом / авт.-сост. В.Г. Азаркович, Н.В. Егорова. – Ленинград : Аврора, 1977. – 24 с. : ил. Игорь Грабарь : альбом / авт. текста Н. Мамонтова. – Москва : Белый Город, 2001. – 48 с. : ил. Грабарь, И.Э. Искусство в плену / И.Э. Грабарь ; предисл. В.С. Кеменова. – Ленинград : Художник РСФСР, 1971. – 142 с. : ил. Грабарь, И.Э. Письма, 1891-1917 / И.Э. Грабарь ; сост. и авт. коммент. Л.В. Андреева, Т.П. Каждан ; АН СССР, ин-т Истории искусств м-ва культуры СССР. – Москва : Наука, 1974. – 472 с. : ил. История Русского искусства : в 13. т. / АН СССР, ин-т Истории искусств м-ва культуры СССР. – Москва : Наука, 1953. Грабарь, И.Э. Моя жизнь : автомонография; этюды о художниках / И.Э. Грабарь; сост. и вступ. ст. В.М. Володарского. – Москва : Республика, 2001. – 495 с.
|