"Он первый увидел звёзды так близко"

12 апреля 1961 года произошло историческое событие – советский лётчик Юрий Алексеевич Гагарин за 108 минут обогнул Землю на космическом корабле "Восток", открыв человечеству дорогу к звёздам.

В серии "ЖЗЛ" вышла книга Л.А Данилкина "Юрий Гагарин" (Москва, 2011), посвящённая одному из главных героев отечественной истории. Автор представил в издании огромное количество архивных документов о жизни и деятельности Юрия Гагарина, включая рассказы его родственников, друзей, товарищей, наставников. Жизнь первого космонавта планеты оборвалась очень рано, он погиб 27 марта 1968 года вследствие авиационной катастрофы. За 34 года Юрий Алексеевич Гагарин прожил насыщенную, интересную жизнь. Он стал символом исполнения мечты человечества.

Книга А.И. Первушина "Юрий Гагарин. Первый полёт в документах и воспоминаниях" (Москва, 2014) рассказывает о первом космонавте планеты, называя его космический полёт едва ли не единственным позитивным событием в кровавой истории ХХ века. Эта книга состоит из документов и свидетельств о подготовке первого полёта к звёздам и самом полете, расшифровки переговоров Гагарина с Землей во время полёта и многих других, заслуживающих внимания. Некоторые приведены полностью, некоторые фрагментарно, но талантливо вплетены в ленту захватывающего повествования. Они наглядно показывают, сколько трудностей пришлось преодолеть Юрию Гагарину на пути к заветной цели. Переживший войну и разруху, столкнувшийся с бедностью и жестокостью, он сумел стать достойным сыном нашей страны, опытным профессионалом, испытателем космических кораблей.

В книге Джайлса Спарроу "История космических полётов. Люди, события, триумфы, катастрофы" (Москва, 2010) воссозданы главные события космической эры. Автор подробно описывает запуск первого спутника, первый полёт человека в космос, первую и последующие высадки астронавтов на Луне, повествует о величайших достижениях в ракетостроении, о триумфах и катастрофах космических кораблей. В издании представлен материал о научных открытиях исследователей космоса от Циолковского и Фон Брауна до конструкторов и инженеров наших дней. В разделе "Незабываемые 108 минут" собраны обращения перед стартом Ю. Гагарина: " Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! Через несколько минут могучий космический корабль унесёт меня в далёкие просторы вселенной.… Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением". Уникальные фотографии помогут наглядно представить и заново пройти великий путь, который проделал человек, однажды решив покинуть родную Землю и устремиться в безбрежность Вселенной.

Первый человек в космосе. Первый групповой полёт на орбиту. Первая женщина-космонавт. Первый выход в открытый космос. Все эти прорывы СССР состоялись благодаря первым пилотируемым космическим кораблям, рассказывает А. Железняков на страницах книги "Первые пилотируемые корабли "Восток и "Восход" (Москва, 2016). Сегодня мы уже не вполне осознаём, каким научным подвигом были эти первые орбитальные полёты и с каким колоссальным риском были связаны: 10-кратные перегрузки и температуры до 3500°, недостаточно изученные последствия невесомости и космической радиации. Траекторию баллистического спуска, углы атаки и температурный режим начинали рассчитывать еще на ручных электромеханических арифмометрах, а из семи испытательных пусков, предшествовавших триумфу Юрия Гагарина, успешными были лишь три. Недаром много лет спустя Борис Черток признавался, что "сегодня ни за что не подписал бы гарантию безопасности" на старт первого космонавта и что лишь "получив огромный опыт, понял, как сильно мы тогда рисковали…". В книге ведущий историк космонавтики представил исчерпывающую информацию о первых пилотируемых космических кораблях СССР и подготовке первых космонавтов.

В книгу известного писателя, генерал-майора авиации А.К. Сульянова "Взлёт и трагедия Юрия Гагарина" (Минск, 2007) вошли роман "Чёрный "Мерседес" с правительственным номером", рассказы, ряд публицистических статей. В сборнике автор опубликовал результаты исследований гибели первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Подвиг Юрия Алексеевича Гагарина навсегда вписан в историю Земной цивилизации!

Библиографический список:

1.     Данилкин Л.А. Юрий Гагарин / Л.А. Данилкин. – Москва : Молодая гвардия, 2011. – 511 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей)

2.     Железняков А.Б. Первые пилотируемые корабли "Восток" и "Восход" / А.Б. Железняков. – Москва: Эксмо. – 2016. – 112 с.

3.     Первушин А.И. Юрий Гагарин. Первый полёт в документах и воспоминаниях / А.И. Первушин. – Москва : Алгоритм. – 2014. – 416 с.

4.     Спарроу Джайлс. История космических полётов. Люди, события, триумфы, катастрофы / Джайлс Спарроу. – Москва. – ЗАО "БММ". – 2010. – 320 с.: ил.

5.     Сульянов А.К. Взлёт и трагедия Юрия Гагарина / А.К. Сульянов. – Минск. – 2007. – 508 с.

Информацию подготовила