Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 

"Я сам мечту свою создам"
К 135-летию со дня рождения Н.С. Гумилева

 

Личность и судьба Николая Степановича Гумилева (1886-1921) — поэта редкой индивидуальности — вызывают сейчас жгучий интерес. Его творчество при жизни автора привлекало чарующей новизной и смелостью, остротой чувств, взволнованной мыслью, личность — мужеством и силой духа. Но долгие десятилетия стихи Гумилева не переиздавались. Имя его лишь изредка упоминалось. Гумилев был необоснованно причислен к участникам контрреволюционного движения и расстрелян, погиб в 35 лет. Короткий, насильственно прерванный на творческом взлете путь. Но удивительно, неповторимо яркий!

Для составления академически исчерпывающей биографии "рыцаря Серебряного века" русской поэзии время, вероятно, еще не настало. До сей поры не собраны воедино сведения о его жизни, не полностью систематизированы и не датированы многие его произведения. В течение многих десятилетий автор книги "Посредине странствия земного. Документальная повесть о жизни и творчестве Николая Гумилева" (Москва, 1995) В.В. Бронгулеев по крупицам собирал творческое наследие Гумилева. Предлагаемая книга посвящена детству, юности и началу зрелости Н.С. Гумилева до тех лет включительно, которые можно было бы называть "годами его дальних странствий" и которые завершаются рубежом – началом Первой мировой войны. В книге, прежде всего, были широко использованы произведения самого Гумилева, многие из которых, несомненно, автобиографичны. Они дали возможность проникнуться не только сиюминутными настроениями и переживаниями их создателя, но и его взглядом на самого себя и окружающий мир.

Книга оказалась многоплановой, что явилось следствием неоднократной смены декораций, служивших фоном крайне насыщенной событиями жизни поэта. Но помимо этого менялся и сам герой повести. В России он всегда оставался поэтом. В Европе, особенно в таких странах, как Италия и Франция, становился почти набожным ценителем искусств. На Ближнем Востоке из рафинированного эстета превращался в странствующего пилигрима, а иногда и в полунищего дервиша. В Абиссинии перед нами представал уже профессиональный охотник и в какой-то мере этнограф. Если же к сказанному добавить, что во второй половине жизни, на полях войны, тот же человек сделался бесстрашным кавалеристом-разведчиком, то картина метаморфоз его личности станет еще более впечатляющей.

В 1924 году, заканчивая курсовую работу по творчеству Николая Гумилева, студент Петроградского университета Павел Лукницкий, начинающий поэт, пришел с собранными материалами к Анне Ахматовой. Встреча положила начало их дружбе и совместному труду о поэте. В течение многих лет Лукницкий постоянно углублял и расширял свой труд, находя с помощью Ахматовой новые сведения, новые факты и очевидцев. Тогда же он собрал издания поэта – сборники стихов, прозу, пьесы, переводы – практически все, вышедшее в периодической печати, литературоведческие работы поэта и о нем, рукописи и рисунки.

Свод библиографических данных так и остался бы прибежищем архивных работников, если бы архивом Павла Лукницкого не занялась Вера Лукницкая. Автор книги "Николай Гумилев: Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких" (Ленинград, 1990) дает возможность читателям наиболее полно познакомиться с жизнью и деятельностью русского поэта – одной из центральных фигур литературного мира. Жена и вдова писателя, литератор Вера Константиновна Лукницкая предлагает читателям книгу о Николае Гумилеве, где использована часть записей П.Н. Лукницкого, которые добавят немало сведений в историю отечественной культуры.

Существует множество записей современников Гумилева, знавших его лично, а кроме того, более поздних энтузиастов-коллекционеров, собравших о нем интересные и ценные сведения. Это крайне разрозненные документы, частично опубликованные, частично рукописные, которые нуждаются в систематизации и обобщении. Издание "Николай Гумилев в воспоминаниях современников" (Москва, 1990) является первым сборником воспоминаний о Николае Степановиче Гумилеве. Мемуары Анны Гумилевой, Эриха Голлербаха, Дмитрия Кленовского, Андрея Белого, Алексея Толстого, Сергея Маковского, Владимира Пяста, Георгия Адамовича, Веры Неведомской, Георгия Иванова, Бенедикта Лившица, Андрея Левинсона, Всеволода Рождественского во многом уточняют и дополняют образ поэта. Цель сборника – показать Гумилева как поэта и как человека, как личность в живом окружении, в общении, разговорах и ежедневной деятельности. Словом, сделать более близким для нас человека, славного своим литературным и жизненным подвигом, человека, прекрасно жившего, обогатившего русскую литературу, повлиявшего на современников и потомков, на сам процесс развития поэзии.

В советский период сочинения Николая Гумилева публиковались преимущественно за рубежом, в среде русской эмиграции. Во многом благодаря этим изданиям не забылось имя и наследие поэта, и именно они составили основу для последующих изданий его произведений в современной России. В статье Н.Н. Носова "Зарубежные публикации произведений Н.С. Гумилева на русском языке" (ж. Обсерватория культуры. – 2016. – Т. 13, № 5. – С. 575) раскрывается история зарубежных русскоязычных изданий работ Гумилева. При написании статьи анализировались материалы электронной базы данных "Книги на русском языке, изданные за рубежом. 1927-1991", ведущейся НИО библиографии Российской государственной библиотеки. А также рассматривались сочинения Гумилева, изданные в разных странах мира и в различных форматах: отдельные книги (включая переиздания и репринты), собрания сочинений, сборники, антологии, хрестоматии, альманахи. Впервые уделяется непосредственное внимание подробному библиографическому обзору зарубежных русскоязычных изданий произведений Гумилева. Их отбор, описание, обращение к истории появления имеют большую теоретическую и практическую значимость. Это позволит литературоведам и заинтересованным читателям лучше ориентироваться в зарубежной русскоязычной литературе, связанной с данной тематикой.

Яркий представитель блестящей плеяды поэтов русского Серебряного века многое успел за недолгую жизнь. Автор десятка поэтических сборников, каждый из которых стал заметным событием в литературной жизни России, он также пробовал себя в драматургии, прозе, литературной критике. В сборнике "Глоток зеленого шартреза: Стихи, проза, поэмы" (Москва, 2002) литературная биография Гумилева представлена в двух измерениях – в более известной широкому читателю поэтической ипостаси и менее известной – прозаической. Наверное, мало кто знает, что проза всегда занимала довольно важное место в творчестве выдающегося русского поэта. В письме двадцатилетний Гумилев писал Валерию Брюсову: "Идей и сюжетов у меня много…. Но когда я подхожу к столу, чтобы записать все те чудные вещи, которые только что были в моей голове, на бумаге получаются только бессвязные отрывочные фразы. И я опять спешу в библиотеки, стараясь выведать у мастеров стиля, как можно победить роковую инертность пера". По-видимому, сам Гумилев относился – и в начале своего творческого пути, и впоследствии – к собственным опытам в прозе не слишком серьезно: всего лишь как к старанию "победить роковую инертность пера, чтобы воспользоваться плодами этой победы в поэзии – искусстве "высокого косноязычия".

Сейчас Николай Гумилев возвращается к нам, и, кажется, за последние годы мы узнали его творчество едва ли не полнее, чем современники. "О жизни и поэзии Николая Степановича Гумилева можно рассказывать по-разному, – писал Н.А. Богомолов. – Можно сделать его героем авантюрного романа, где есть многочисленные любовные интриги, африканские приключения, война, Париж и Лондон 1917-1918 годов, загадочная петербургская литературная жизнь после революции, заговоры, снова любовные похождения, поезд наркома военно-морских сил, – и, наконец, гибель от пули чекиста-палача. И в этой биографии будет много правды, за исключением одной: правды о поэте, жившем своими стихами, подчинившего жизнь поэзии и погибшего в конце концов за нее".

 

Информацию подготовила

И.В. Пономарева,

библиотекарь читального зала

 

 

Библиографический список:

 

Бронгулеев, В.В. Посредине странствия земного : документальная повесть о жизни и творчестве Николая Гумилева : годы 1886-1913 / В.В. Бронгулеев. – Москва : Мысль, 1995. – 351 с. : ил.

Гумилев, Н.С. Глоток зеленого шартреза : стихи, проза, поэмы / Н.С. Гумилев. – Москва : Эксмо-Пресс, 2001. – 640 с.

Лукницкая, В.К. Николай Гумилев : Жизнь поэта по материалам домашнего архива семьи Лукницких / В.К. Лукницкая. – Ленинград : Лениздат, 1990. – 302 с. : ил.

Н.С. Гумилев: pro et contra : личность и творчество Н. Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей : Антология / Сост., вступ. ст. и прим. Ю.В. Зобнина. – Санкт-Петербург : РХГИ, 2000. – 671 с.

Николай Гумилев в воспоминаниях современников / Ред.-сост. В. Крейд. – Москва : Вся Москва, 1990. – 316 с.

Носов Н.Н. Зарубежные публикации произведений Н.С. Гумилева на русском языке : к 130-летию со дня рождения поэта // Обсерватория культуры. – 2016. – Т. 13. - № 5. – С. 575 – 583.