Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

С "Лейкой" и блокнотом

Журналисты и фоторепортеры на войне

                                                          

Пусть живые запомнят и пусть поколения знают

Эту взятую с боем суровую правду солдат.

Семён Гудзенко

                                              

Война потребовала коренных перемен в деятельности редакций газет, журналов, радио. Отделы, призванные освещать события на фронте, укреплялись самыми мобильными и талантливыми сотрудниками. Оперативно формировалась корреспондентская сеть в составе действующей армии и флота. Разветвлённой, всеохватной становилась военная печать. В 1942 году в войсках и на флоте издавалось 1433 газеты и журнала общим тиражом 8,5 млн экземпляров. И это при острейшем дефиците бумаги, ставшей в условиях войны стратегическим продуктом. Практически круглосуточно в городских квартирах и на селе работала радиоточка. И какой горькой ни была бы газетная строка, как бы диктор ни скрывал за ровным голосом тревогу, нужное, как воздух, слово вселяло надежду, веру: победа будет за нами.

Важная задача военной печати состояла, особенно в начальный период войны, в том, чтобы в трудный для Родины час помочь воинам армии и флота уяснить их особую личную ответственность. Фронтовые, армейские и дивизионные газеты из номера в номер публиковали материалы, раскрывающие всенародный характер борьбы против фашизма. Они призывали воинов действовать смело и решительно, не давая пощады оккупантам.

Собкор газеты "Правда" Пётр Лидов первым рассказал о подвиге у деревни Петрищево юной партизанки, которая называла себя Таней. А через две недели в газете появился ещё один его очерк – "Кто была Таня". Стране и миру стало известно подлинное имя героини-комсомолки: Зоя Космодемьянская. Фотокорреспондент Сергей Струнников первым опубликовал снимки, сделанные на месте трагической гибели юной москвички.

«Красная звезда» полнее и ярче других газет освещала фронтовые дела. В годы войны в войска, на передовую, в почтовую и фельдъегерскую сети страны было отправлено 1197 номеров "Красной звезды". Авторитет газеты определялся тем, что перед войной штат редакции укрепили склонными к литературному творчеству специалистами военного дела. А с началом боевых действий редакционный аппарат пополнили специальные корреспонденты из числа писателей: Илья Эренбург, Пётр Павленко, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Алексей Сурков, Василий Ильенков, Евгений Габрилович, Василий Гроссман, Андрей Платонов и другие. Все они, корме Эренбурга, призывались из запаса в кадры РККА, получали в редакции обмундирование, оружие, специальные пропуска, освобождающие от проверок на дорогах (Красная звезда. 2020. 19 февр. С. 10).

С первых военных номеров читатель "Звёздочки" с интересом знакомился с памфлетами Ильи Эренбурга. Как всякий истый газетчик, он не чурался любой черновой работы в редакции: делал подписи под снимками, писал комментарии к трофейным документам, проверял перевод из иностранных изданий. Делал репортажи с фронтов, писал хлёсткие фельетоны антифашистской направленности, гневные рассказы о чудовищных преступлениях нацистов. Эренбург считал своим долгом показать фашистов такими, какими видел и знал их сам, и возмущался, когда в газете гитлеровцев называли противником. Это враги, звери, убийцы. Так и надо писать. В самые тяжкие первые месяцы войны такие статьи были нужны особенно. Позже, когда Красная Армия перейдёт в наступление, и наши бойцы своими глазами увидят, что принесли с собою захватчики, всё станет яснее и проще.

Эренбург не только беспощадно обличал гитлеровцев, но и мастерски посмеивался над ними. Есть мнение, например, что именно он пустил в ход уничижительное для немцев прозвище «фриц». Ещё летом 1941 года наши бойцы называли немецких солдат «герман», а зимой их разжаловали во «фрицы».

Статьи Эренбурга зачитывались «до дыр». Известен даже приказ командира одного из партизанских полков: «Разрешается раскуривать «Красную звезду», кроме статей Эренбурга".

Позже на страницах газеты появились стихи и репортажи Константина Симонова, Алексея Суркова. Материалом "В казачьих колхозах" заявил о себе полковой комиссар Михаил Шолохов, создатель "Тихого Дона". Фронтовики через "Красную звезду" знакомились с публицистикой Алексея Толстого, Евгения Петрова, Василия Гроссмана, Андрея Платонова.

За годы Великой Отечественной войны 17 сотрудников редакции "Красной звезды" погибли в служебных командировках, а семь получили ранения.

"Комсомольская правда" военных лет – это Юрий Жуков, Матвей Черненко, Алексей Кравченко. Это Аркадий Гайдар, жизнь которого оборвалась 26 октября 1941 года. Всю войну руководил молодёжной газетой Борис Бурков. В одном из номеров "Комсомольская правда" писала: "…подлинного корреспондента надо искать не в прихожей у командующего, а на командном пункте батальона, в блиндаже, у походного костра" (Красная звезда. 2020. 4 сент. С. 11).

Все газеты военного времени публиковали много фотографий. Без этих чёрно-белых снимков мы никогда не узнали бы лиц настоящих героев войны. Фотодокументы – так можно точнее назвать репортёрские снимки той поры. Пресса получала их от своих фотокорреспондентов из самого горнила войны.

Фотокоров военных лет было много, но имена Виктора Тёмина, Евгения Халдея, Макса Альперта, Ивана Шагина, Георгия Петрусова, Дмитрия Бальтерманца известны всему миру.

Макс Альперт встретил войну, работая в фотохронике ТАСС. Снимал на многих фронтах. И самый знаменитый свой снимок "Комбат", один из официальных символов 75-летия Великой Победы, он сделал в 1942 году. Позже эксперты института судебной экспертизы установили, что на снимке – Алексей Ерёменко, украинец, погибший через несколько секунд после того, как было "остановлено мгновенье". Правда, он не комбат, а младший политрук полка, и заменил в том бою погибшего командира батальона. В Луганске установлен памятник, повторяющий знаменитую фотографию (Красная звезда. 2020. 27 янв. С. 8).

Виктор Тёмин работал в газете "Правда". В историю советской журналистики вошел как один из самых оперативных фотокорреспондентов. В годы Великой Отечественной войны снимал на разных фронтах, сфотографировал с самолёта Знамя Победы над рейхстагом и быстро доставил снимок в Москву для публикации. Позднее на крейсере "Миссури" зафиксировал подписание Акта о капитуляции Японии. Был корреспондентом "Правды" на Нюрнбергском процессе.

Евгений Халдей снимал войну от её первого до последнего дня: битву под Москвой, Сталинградскую битву, сражения на Курской дуге, под Одессой и Севастополем, на Северном Флоте, освобождение Болгарии, Венгрии, Югославии, штурм Берлина. Самую известную свою фотографию – "Знамя Победы над Берлином" он сделал 2 мая 1945 года. На легендарном снимке запечатлены два бойца, которые держат развевающийся флаг над разрушенным городом.

Труд фоторепортёров, писавших и снимавших, – самоотверженный и героический труд. Родина высоко оценила его: 16 журналистам и газетчикам в годы войны было присвоено звание Героя Советского Союза. Почти все награждены орденами и медалями. Перед зданием Центрального дома журналистов в Москве стоит памятник фронтовому журналисту.

Воздадим должное погибшим и живым, всем, кто совершил свой патриотический и профессиональный подвиг. Они сделали всё, чтобы никто и ничто не осталось забытым.

Информацию подготовила

И.А. Сартакова,

главный библиотекарь ОПИ