Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Сеятель твой и хранитель.

Образ крестьянской семьи в русском искусстве

Ко дню семьи, любви и верности (8 июля)Семья всегда был одной из популярных тем живописи на протяжении многих лет. Художники писали семейные портреты, различные сцены из жизни.

Но редкие живописцы работали с крестьянскими семьями. За такие картины практически не платили, так как для купцов, бояр и прочей знати они не имели ценности – им было интересно видеть портреты своих родственников, пейзажи и натюрморты.

В XVII-XVIII веках крестьян на картинах практически не было. В это время процветала портретная живопись (художники выполняли под заказ портреты влиятельных людей: императоров, графов, купцов) и историческая картина (главными её темами были войны, мифы, знаковые события в мировой истории).

Начало XIX века было отмечено ростом популярности картин бытового жанра с изображением людей крестьянского сословия.

Одним из первых, кто в своем творчестве использовал образ крестьянина и крестьянской семьи, был Алексей Гаврилович Венецианов, ученик Боровиковского. Мы не знаем, какой педагогической системы придерживался Владимир Лукич, однако некоторые его техники отражаются в последующем творчестве его ученика.

Призванием Венецианова было не обличение язв общественного строя, а воспевание тех прекрасных черт народа, которые помогали ему выживать при самых тяжёлых испытаниях. Поэтому героями его картин становятся те, кто ранее никогда не появлялся в русской живописи.

Одной из самых ярких и лучших работ Венецианова является "Сенокос". Образ матери двоих детей помогла воплотить модель, в которой сквозь обыденность проглядывают черты возвышенной красоты. При длительном просмотре картины над головой матери невольно видится  светлый ореол, подобие нимба, что подводит к самому глубокому смыслу: перед зрителем не просто мать, кормящая ребёнка грудью в поле, перед ним настоящая крестьянская Мадонна.

Образы семьи и детей запечатлены и в других картинах Венецианова: "На пашне", "Кормилица с ребенком".

Ещё одним ярким художником, работавшим в бытовом жанре, был Карл (Кирилл) Викентьевич Лемох. Будучи одним из учредителей Товарищества передвижных выставок, он ушёл от исторической живописи к бытописанию.

Картина "Родительская радость" является достоянием и гордостью Калужского художественного музея. Мать и отец, на руках отца – совсем ещё малыш. Обстановка вокруг небогатая: колыбель скручена наспех и набита подручными тканями, а ребёнок одет в истрёпанную рубашонку. Этой картиной Лемох желал подчеркнуть, что, несмотря на бедность, невзгоды и тяготы, люди умеют радоваться самым главным вещам – рождению детей.

Ещё одна интересная работа Лемоха – диптих "Новый член семьи" – "Новое знакомство". На первой картине деревенские ребятишки пришли посмотреть на младшего брата, а на другой младенца показывает мама, низко склоняясь над люлькой. Именно здесь мы видим, с каким трепетом подошёл живописец к образам детей. Многие современники Лемоха считали, что именно детские образы даются ему лучше всего.

Это не единственные картины Карла Викентьевича, показывающие быт крестьянской семьи. Не менее важной в его творчестве стала дилогия: "Без кормильца", олицетворяющая потерю и горе безутешной матери, и "Где болтались?" – строгая  родительница вопрошает у малышей, где же они пропадали столько времени.

Яркими представителями бытового жанра стали живописцы Константин и Владимир Маковские.

Константин Маковский был одним из самых популярных и модных живописцев XIX столетия. Однако, в противовес огромному количеству портретов знати и приближенных к императорскому двору, Маковский посвящает часть своего времени бытовому жанру.

Его картины носят сложный, трагичный характер. Он не умаляет трудной доли крестьянского общества, а наоборот, подчёркивает её, что характерно для товарищества передвижников, участником которого он являлся.

Так, на картине "Жница" Маковский изображает женщину с двумя детьми. Малыш – совсем кроха – прильнул к материнской груди, а девочка, еле-еле стоящая на ногах, пытается встать, опираясь на палку. Позади построен шалаш из тряпья для времяпрепровождения малышей. Жница вынуждена брать их с собой, чтобы не оставлять одних без присмотра.

Ещё одна картина, родственная "Жнице", это "Крестьянский обед во время жатвы". Пока лошади отдыхают от работы, уставшие родители вместе с детьми, которые вынуждены тоже находиться в поле, обедают кашей. В руках у членов семьи ложки. Их на всех не хватает, и поэтому кто-то ест вместе с одной ложки, а кто-то покорно ждёт, когда наедятся другие.

Отличительной чертой этих картин является яркость и сочность красок. В отличие от мрачного и хмурого стиля передвижников, здесь мы видим ярко-жёлтое убранное поле, голубое небо.

Брат Константина Егоровича, Владимир, также был известным передвижником. Его современники часто говорили о необычном смешении в творчестве Маковского. Вечером он мог писать картины для высоких чинов, а следующим утром – просил позировать малышей в бедной деревне.

Как и брат Константин, Владимир Егорович очень любил подчёркивать любые проявления жизни на своих картинах. Ему важна каждая, даже самая незаметная, деталь быта. Маковский поражал своим стремлением изучить все сложности жизни низших слоёв общества.

Многие художники стремились раскрыть не только быт крестьянской семьи, но и чувства. Зачастую сюжетами картин становились трагедии, беды и просто очень грустные сцены.

Например, среди работ Карла Богдановича Венига можно увидеть картину "Кормилица навещает своего больного ребенка". Она повествует о несчастной крестьянке, которая вынуждена оставлять своё больное дитя из-за кормления барского ребёнка. Деревенский ветхий домик с убогой обстановкой подчёркивает, что у крестьянки просто нет выбора: чтобы прокормить себя и свою семью, ей приходится отдавать время барчукам.

При рассмотрении деталей интерьера можно заметить, с какой точностью художник подошёл к бытовым мелочам. Однако многие исследователи подчёркивают театральность картины и объясняют это тем, что художник никогда не был в захолустье и не знал настоящего быта низших слоёв населения.

С подобной трагичностью зритель сталкивается в картинах "Горе" Н.П. Богданова-Бельского, "Арест" А. Н. Шурыгина, "В половодье" К. А. Трутовского.

Алексей Корзухин – ещё один художник, часто обращавшийся к теме крестьянства. Рождённый в уральской крестьянской семье и с самого детства увлекавшийся рисованием, он поступил в Академию художеств и получил в награду за успехи – серебряную медаль, которая дала право на освобождение от крепостной зависимости.

Не понаслышке зная о народной жизни, он избрал для себя путь жанриста. Героями его картин становились простые люди. Художник сочувствовал им и переживал, стараясь передать глубину человеческой личности.

Сожаление и переживание отчётливо видно в картинах "Поминки на кладбище", "У краюшки хлеба", "Сбор недоимок". Здесь Корзухин буквально давит на зрителя тягостью жизни крестьян и их семей. Убитая горем женщина страдает у могилы, оголодавшая мать смотрит на детей, застывших у корочки хлеба, рыдающая мать с ребёнком на руках падает в ноги забирающим последнюю корову.

Очень интересны по своему духу картины Ильи Репина "Проводы новобранца" и Константина Савицкого "На войну". Обе работы рассказывают о том, как на службу отправлялись молодые люди. Однако каждое полотно имеет своё настроение.

Картина Репина несёт в себе грусть и тоску. Вокруг молодого мужчины собрались родственники. В глазах близких можно различить тоску, печаль и тревогу. Буквально всё вокруг пронизано предстоящей разлукой. Даже маленькие дети уныло смотрят. Изображённые животные тоже будто всё понимают и остро ощущают происходящее. Печальные взгляды окружающих передают суть сюжета. Центральное место в картине отведено матери, плачущей на плече у своего сына. Она глубоко переживает расставание с юношей. Все присутствующие понимают, что это может быть последняя встреча. 

Интересно, что идея картины зародилась у Репина, когда он гостил у мецената Саввы Мамонтова в Абрамцево. Илья Ефимович много гулял по окрестностям и стал свидетелем сцены проводов молодого новобранца.

Картина "На войну" Савицкого имеет другую атмосферу. Олицетворяя всеобщую тревогу и народное горе, художник даёт зрителю осмотреться и почувствовать себя на перроне вокзала. Слева окутанная горем мать прильнула к груди своего сына. Рядом опечаленная жена, хмурый отец и дочь. Дочь обернулась на шум – прямо в центре картины разворачивается трагедия. Оставив без верхней одежды, молодого парня уводят к вагону. К нему рвётся жена, буквально раздавленная его уходом.

Савицкий старался передать, как по-разному люди реагируют на горе. Кто-то, как семьи слева и справа, смиренно тоскуют и прощаются со своими родственниками, а кто-то не готов отпустить в неизведанный мир войны любимого человека.

Отдел литературы по искусству представляет книжно-иллюстративную выставку "Сеятель твой и хранитель. Образ крестьянской семьи в русском искусстве", посвящённую Дню семьи, любви и верности.

Составитель

Компаниец М.В.,

библиотекарь отдела литературы по искусству

 

Список литературы:

Государственный Русский музей. Санкт-Петербург : Живопись XII-начала ХХ века / Е. В. Баснер, В. П. Князева, В. К. Лаурина и др. ; составитель и автор вступительной статьи В. А. Пушкарева. – Москва :   Изобразительное искусство, 1993. – 314 с.

Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник / автор текста М. Шлыкова. – Москва : Белый город, 2001. – 64 с.

Алексей Корзухин, 1835-1894 [Изоматериал]. – Москва : Белый город, 2016. – 25 л.

Государственный Литературный музей / автор текста Л. Алексеева. – Москва : Белый город, 2004. – 64 с.

Владимир Маковский [Текст] / автор текста И. Ненарокомова. – Москва : Белый город, 2002. – 48 с.

Нестерова, Е. В. Константин Егорович Маковский : альбом / Е. В. Нестерова – Санкт-Петербург : Золотой век : Художник России, 2003. – 288 с.

Григорьян, И. И. Русская жанровая живопись : альбом / И. И. Григорьян. – Москва : Олма-Пресс Образование, 2005. – 96 с.

Экштут, С. Шайка передвижников: история одного творческого союза / С. Экштут. – Москва : Белый город, 2004 – 464 с.

Манин, В. С. Шедевры русской живописи : энциклопедия мирового искусства / В. С. Манин. –  Москва : Белый Город, 2000. – 400 с.

Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки / автор текста Н. Погрецкая. – Москва : Белый Город, 2002. – 64 с.

Рогинская, Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок : исторические очерки / Ф. С. Рогинская ; Академия художеств СССР, НИИ теории и истории изобразительных искусств. – Москва : Искусство, 1989. – 430 с.

Государственная Третьяковская галерея : альбом / автор-составитель Ю. К. Королев. – Москва : Изобразительное искусство, 1990. – 124 с.

Леонтьева, Г. К. Алексей Гаврилович Венецианов : альбом. К 200-летию со дня рождения / Г. К. Леонтьева. – Ленинград : Художник РСФСР, 1980. – 200 с.

Шестимиров, А. Забытые имена. Русская живопись XIX века / А. Шестимиров. – Москва : Белый город, 2004. – 480 с.

Калужский областной художественный музей / автор текста и составитель В. Обухов. – Москва : Белый город, 2005. – 64 с.