Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Сергей Образцов: кукольный волшебник

К 120-летию со дня рождения режиссера театра кукол

 

Имя Сергея Владимировича Образцова, одного из великих создателей кукольного дела в России, на всех языках мира произносят с глубоким почтением.

Человек, оказавший огромное влияние на развитие мирового театра кукол, создавший свой знаменитый театр и музей, Сергей Образцов (1901–1992) родился и вырос в Москве. Его профессия определилась не сразу. Сначала он закончил реальное училище К.П. Воскресенского, одно из самых известных учебных заведений Москвы с сильным преподавательским составом. После Образцов стал студентом Высших художественно-театральных мастерских ("Вхутемас"), где его учителями были выдающиеся художники Абрам Архипов и Владимир Фаворский.

И все же манил Образцова именно театр. Мастерству работы с куклой тогда практически не обучали, поэтому путь на сцену лежал через музыкальный и драматический театр, где Сергей Владимирович служил актером  14 лет.

В 1920 году Образцов впервые стал выступать с театральными куклами. Он показал, что куклы – это не просто развлечение для детей, они могут быть интересны и взрослым, они могут говорить о важном и доносить серьезные мысли. К середине 1930-х годов он был уже популярным эстрадным артистом, ставившим пародийные "романсы с куклами". Его номера "Хабанера", "Налей бокал", "Минуточка" и другие очень полюбились зрителям. В этот период он также поставил несколько водевильных кукольных спектаклей.

В 1931 году Сергею Образцову поручили возглавить Центральный театр кукол. Сначала это был передвижной уличный театр: небольшой коллектив колесил по московским дворам, школам, паркам, домам культуры. Выступления проходили везде, где люди готовы были их смотреть. Труппа состояла из нескольких человек, репетировали в крошечной комнатке, а по городу разъезжали сначала в телеге, а потом – в фургоне.

Собственное помещение появилось у театра шесть лет спустя, 16 сентября 1937 года. Популярность кукольных представлений бродячего театра была настолько велика, что правительство Москвы предоставило детищу Сергея Образцова помещение на площади Маяковского – здание бывшего Реалистического театра.

В 1970 году театр занял здание на Садово-Самотёчной улице, в котором живёт и по сей день. Архитектурный комплекс стал эталоном для всех стационарных театров кукол. Визитная карточка театра – металлические часы, вот уже полвека завораживающие не только детей, но и взрослых. Каждый час на фасаде театра кукарекает петух, звучит мелодия "Во саду ли, в огороде…", а в одном из раскрывающихся окошек появляется кукольный персонаж. В полдень и в полночь можно увидеть всех жителей чудо-часов. К слову, в ночное время часы работают в особом тихом режиме, чтобы не будить людей, живущих рядом.

Сергей Образцов совершил настоящую революцию в театре кукол. В его театре все вместе – актеры, художники, мастера по изготовлению кукол, сотрудники постановочной части, музыканты – являли собою ансамбль, были единомышленниками. Образцов наполнил новым смыслом работу кукловода – это было уже не механическое управление куклой, а настоящая жизнь в роли, как в драматическом театре. Куклы – полноценные сотрудники театра. Мастера-кукольники создают неповторимые образы из гипса, бумаги, поролона или дерева, актеры помогают кукле ожить.

Любимую куклу с лицом удивленного малыша, Тяпу, Сергей Образцов сделал еще 1928 году из папье-маше. Сергей Владимирович не расставался со своим Тяпой – кукла объехала с ним весь мир. Образцов называл его "самым старым живым ребенком в мире".

Многие спектакли Сергея Образцова вошли в золотой фонд не только отечественного, но и мирового театрального искусства. Большое количество постановок мастера и по сей день в репертуаре Государственного академического Центрального театра кукол имени С.В. Образцова и очень любимы зрителями. Эти спектакли связывают поколения – люди, которые в детстве смотрели "По щучьему велению", "Нашу Чукоккалу", "Волшебную лампу Аладдина", приводят на эти постановки своих детей, а затем и внуков.

Творческий путь театра отмечен спектаклями-долгожителями, навсегда вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства: "По щучьему велению" (1936), "Король-Олень" (1943), "Весёлые медвежата" (1945), "Необыкновенный концерт" (1946), "Божественная комедия" (1961), "Дон Жуан" (1975) и многими другими.

Спектакль-пародия "Необыкновенный концерт" стал самым знаменитым в мире русским кукольным представлением, его посмотрело самое большое на земле количество зрителей. Спектакль идет в театре с 1946 года (кстати, тогда он назывался "Обыкновенный концерт") по настоящее время, и каждому его показу по-прежнему сопутствует аншлаг.

Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, спектакли Образцова в течение десятилетий не сходят с афиш. "Во всем мире нет другого такого Образцова. Он сам изобрел свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов", – писал о Сергее Образцове Корней Чуковский. Театр завоевал сердца и взрослых, и детей, утверждая своим искусством всепобеждающую силу добра, создавая из самых простых в мире кукол самые смешные и добрые номера. 

Музей театральных кукол при театре – один из крупнейших в мире. В его коллекции нет ни одной копии – все экспонаты подлинные. Датой основания музея принято считать 16 сентября 1937 г., когда театр расстался с бродячей жизнью и получил собственное здание на площади Маяковского. Здесь было всё необходимое для работы: зрительный зал, мастерские, помещения для репетиций и балкон. Именно на отгороженном от зрителей балконе и расположилась первая выставка кукол.

Театр рос, рос и музей, всё многочисленнее и разнообразнее становились его фонды. К 1970 г., ко времени переезда театра в новое здание на Садовой-Самотёчной, музей стал одним из крупнейших в мире по количеству и разнообразию экспонатов. В нем собрана богатейшая коллекция театральных кукол и атрибутов кукольных представлений более чем из пятидесяти стран мира. В музее хранятся ценнейшие архивные документы, специальная литература, афиши, плакаты, программы спектаклей, эскизы декораций и костюмов, рукописи, фотографии, кинофильмы – экспонаты, позволяющие проследить зарождение и развитие мирового кукольного искусства.

В Музей театральных кукол театра Образцова зрители приходят перед спектаклем, чтобы увидеть уникальную коллекцию.

Филиалом Музея театральных кукол является Музей-квартира С.В. Образцова, в которой всё сохранилось практически так же, как и при жизни великого кукольника.

Театр Образцова имеет единственную в стране специализированную библиотеку с самым полным собранием литературы о куклах и кукольном театре. Библиотека обладает уникальной коллекцией книг по истории театральных кукол, изданий по истории костюма, живописи, фольклору и другим вопросам, которые составляют культурный контекст искусства играющей куклы. Фонд библиотеки насчитывает около 10 тысяч книг и включает редкие издания. Посетителям библиотеки предоставлена редкая возможность всестороннего, глубокого и внимательного изучения русского и мирового театра кукол.

 

Театр занимал главное место в жизни Сергея Образцова, но одним лишь театром его жизнь и работа не ограничивались. Он также известен в мире кино как создатель жанра документального киномонолога, автор фильмов "Кинокамера обвиняет", "Удивительное рядом", "Невероятная правда", "Кому он нужен, этот Васька". Снятые С.В. Образцовым документальные фильмы не потеряли своей актуальности и сегодня. Сам Сергей Владимирович говорил: "Я свою работу в кинематографе рассматриваю как общественную. Я уверен: если ребенку жалко маленькую птичку, он обязательно вырастет добрым человеком. И, наоборот, мучитель животных наверняка порочен и в отношениях с людьми". Оригиналы фильмов хранятся в Музее театра.

Многогранность таланта Сергея Образцова реализовалась в создании кукольного театра. Любовь к кукле как способу воплощения роли стала главной в судьбе талантливого человека, которого еще при жизни называли выдающимся кукольником, а сегодня называют гением и классиком искусства играющей куклы.

 

Список использованной литературы:

Голдовский, Б.П. Куклы : энциклопедия / Б.П. Голдовский. – Москва : Время, 2004. – 494 с. : ил.

Голдовский, Б.П. Художественные куклы : большая иллюстрированная энциклопедия / Б.П. Голдовский. – Москва : Дизайн Хаус, 2009. – 294 с. : ил.

Государственный Центральный театр кукол под руководством народного артиста СССР С.В. Образцова : фотоальбом / [редактор Т.П. Баженова]. – Москва : Искусство, 1980. – 56 с. : ил.

Куклы мира : самые красивые и знаменитые. – Москва : Мир энциклопедий Аванта+, 2008. – 184 с. : ил.

Музей театральных кукол Государственного академического Центрального театра кукол имени С.В. Образцова / автор проекта Б.П. Голдовский. – Москва : Бук Хаус, 2005. – 216 с. : ил.

Образцов, С.В. Моя профессия / С.В. Образцов. – Москва : Искусство, 1981. – 460 с. : ил.

Образцов, С.В. По ступенькам памяти / С.В. Образцов. – Москва : Время, 2001. – 320 с. : ил. – (Век и личность. Автопортрет на фоне эпохи).

Образцов, С.В. Эстафета искусства / С.В. Образцов. – Москва : Искусство, 1987. – 238 с. : ил.

Образцовцы. 1931 – 1992 – 2018 / руководитель проекта И.Л. Корчевникова, автор идеи В.А. Шеховцев. – Москва : ИКАР, 2020. – 589, [2] с. : ил.

Смирнова, Н.И. И… оживают куклы. Книга о кукольных театрах / Н.И. Смирнова. – Москва : Детская литература, 1982. – 192 с. : ил.

Федотов, А.Я. Анатомия театральной куклы / А.Я. Федотов. – Москва : Искусство, 1944. – 62 с. : ил.

Федотов, А.Я. Секреты театра кукол / А.Я. Федотов. – Москва : Искусство, 1963. – 174 с. : ил.

Федотов, А.Я. Техника театра кукол / А.Я. Федотов. – Москва : Искусство, 1953. – 202 с. : ил.

 

Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству