Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Российские женщины-ученые

К Году науки и технологий

 

О великих женщинах в науке вспоминают непростительно редко. Образ ученого чаще ассоциируется с бородатым мужчиной типа Дарвина, Павлова или Менделеева. А ведь история знает немало имен женщин, внесших значимый вклад в развитие научных знаний. Вот лишь некоторые из них, наши соотечественницы.

"Укротительница микробов", "королева антибиотиков" – так называли Зинаиду Виссарионовну ее коллеги-ученые, а друзья добавляли еще и имя доктора Власенковой: ведь профессор Ермольева это и есть героиня "Открытой книги" В. Каверина (Минск, 1988). Не все, что рассказано в книге о Власенковой, было в жизни с Зинаидой Ермольевой. Но главное – путь в науку, упорные поиски, – все это было на самом деле.

Одна из родоначальниц отечественной микробиологии, Ермольева (1898-1974) выбрала свою профессию не случайно. В 1915 году она узнала, что ее любимый композитор Петр Чайковский умер от холеры. Тогда Зинаида решила, что посвятит себя борьбе с этим заболеванием, и поступила в Донской государственный университет.

Во время эпидемии холеры 1922 г. Зинаида едва не умерла в результате эксперимента над собой: исследуя пути заражения инфекцией, она намеренно выпила воду, содержащую холероподобные вибрионы. Благодаря ее смелому эксперименту были созданы современные нормы хлорирования воды.

В 1939 году ее командировали в Афганистан, где она изобрела методы экспресс-диагностики холеры и эффективный препарат не только против этой болезни, но еще и против брюшного тифа и дифтерии. В Великую Отечественную Зинаида смогла предотвратить распространение эпидемии холеры под Сталинградом. Болезнь началась среди немецких войск и грозила жителям города и советским военным, но благодаря Ермольевой было развернуто производство бактериофага, проведены массовые прививки и хлорирование колодцев.

Одной из важнейших заслуг советского микробиолога стало изобретение первого отечественного антибиотика "Крустозина", аналога пенициллина. Создатель последнего Говард Флори был в СССР с делегацией в 1944 году, чтобы сравнить два препарата. Оказалось, что крустозин не только не хуже, но даже эффективнее. Впечатленный Флори прозвал Ермольеву "Госпожой Пенициллин".

Конечно, за время, что нет среди нас этой великой женщины, некоторые ее открытия уже стали достоянием истории. Но сама она остается примером служения науке и обществу.

Наша иммунная система не знает о присутствии в нашем организме мозга благодаря гематоэнцефалическому барьеру, концепция которого сформировалась в 1918 году. За это открытие миру стоит быть благодарным первой женщине-профессору Женевского университета и первой женщине-академику Советского Союза Лине Соломоновне Штерн (1878-1968).

К 1924 году Лина Соломоновна была известным и обеспеченным человеком, консультируя параллельно с работой в университете фармацевтические фирмы. Тем не менее, получив официальное приглашение возглавить кафедру физиологии во 2-м Московском мединституте, Штерн соглашается уехать из благополучной Швейцарии: «Здесь и без меня все хорошо. А СССР – разоренная страна с множеством больных. Значит, родина во мне нуждается».

Уже через несколько лет в ее ведение передали целый исследовательский Институт физиологии, основанный в 1929 году, и выпуск газеты «Бюллетень биологии и экспериментальной медицины». Она также создала отдел возрастной физиологии в Институте охраны материнства и младенчества. Лина Соломоновна продолжала работу над темой гематоэнцефалического барьера, над концепцией сосудосуживающих и сосудорасширяющих метаболитов и значением оксидов в тканевом дыхании.

Во времена Великой Отечественной войны инъекциями препаратов в спинномозговой канал она лечила столбняк и разрабатывала методы терапии туберкулезного менингита, а также метод борьбы с травматическим шоком у солдат.

Исследовательница пережила многое, но выпавшие на ее долю испытания не помешали ей не просто выжить, но и прожить 90 лет, выпустить более 400 научных статей и сделать несколько открытий. Профессор Я.Л. Рапопорт однажды сказал о ней словами поэта: она знала "одной лишь думы власть, одну – но пламенную страсть". И этой страстью была наука. О жизни и научном подвиге ученой можно узнать из книги Я.А. Русина "Лина Соломоновна Штерн" (Москва, 1987).

Фамилия Лермонтовых одно время в Европе была известна не только благодаря легендарному поэту. Особую славу этому роду принесла и доктор химии Юлия Всеволодовна Лермонтова (1847-1919). Будущее дарование родилось 2 января 1847 года в семье генерала, который приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу.

Несмотря на рано проснувшуюся любовь к химии и прекрасные знания предмета, в поступлении в Петровскую академию Юлии отказали: побоялись увидеть "семинариста в шали".

Впрочем, дело спасла подруга Юлии, тоже впоследствии талантливая ученая Софья Ковалевская. Она предложила попытать счастья в Германии, где обе успешно поступили в Гейдельбергский университет. Лермонтова блестяще закончила его, защитила докторскую степень и вернулась на Родину.

Ее творческий расцвет пришелся на 80-е гг. XIX века. В ту пору в мире царил нефтяной бум. Для успешной переработки нефти Менделеев развивал теорию непрерывной перегонки черного золота. Однако воплотить на практике ее никому не удавалось.

Первый аппарат, выполняющий эту задачу, сконструировала именно Лермонтова! А потом она занялась изучением свойств светильных газов и заметила, что для получения такого газа нефть подходит гораздо лучше, чем уголь. Так этот продукт стал активно использоваться для уличного освещения городов. Целый ряд исследований, которые провела Юлия Всеволодовна, положил начало возникновению в стране нефтегазовых заводов.

Юлия Лермонтова была разносторонне одаренным человеком: не только химиком, но и агрономом, семеноводом и сыроваром, писательницей и художником. Архивы первой в России женщины-химика Юлии Всеволодовны Лермонтовой до сих пор полностью не изучены, опубликована лишь малая часть ее исследований. Книга Ю.С. Мусабекова "Юлия Всеволодовна Лермонтова" (Москва, 1967) рассказывает о жизни и научной деятельности Ю. Лермонтовой.

Известный нейрофизиолог, академик, создатель и руководитель Института мозга человека, автор более 400 научных работ Наталья Петровна Бехтерева (1924-2008) изучала самый неопознанный объект во Вселенной – человеческий мозг и разгадывала его загадки всю жизнь. С ее именем связан один из научных прорывов – первый в СССР эксперимент по долгосрочному вживлению электродов в мозг человека для диагностики и лечения. В итоге была создана стереотаксическая неврология, вместо открытых вмешательств хирурга в мозг применяющая прицельные и малотравматичные методы. Такие операции стали проводиться даже ради избавления от наркотической зависимости.

Она мечтала ближе подобраться к самому феномену гениальности, безумства, интуиции, к тайнам сна. А еще хотела исследовать вершину мыслительного процесса – творчество. Но однажды призналась: "Если и скажут, что Бехтерева больше всех знает о мозге, то пусть у нее будут силы не поверить в это". О выдающемся ученом и неординарной личности Наталье Бехтеревой можно узнать из книги "Наталья Бехтерева – какой мы ее знали" (Москва; Санкт-Петербург, 2009). Примечательно, что редактором книги является ее сын, С.В. Медведев.

 

Библиография:

 

Бехтерева, Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н.П. Бехтерева. – Москва ; Санкт-Петербург : Астрель : СОВА, 2013. – 383 с. : ил.

Каверин, В. А. Открытая книга: роман / В. А. Каверин, художник В. П. Мастеров. – Минск : Юнацтва, 1988. – 750 с.

Мусабеков, Ю. С. Юлия Всеволодовна Лермонтова (1846-1919) / Ю. С. Мусабеков. – Москва : Наука, 1967. – 80 с.

Наталья Бехтерева : какой мы ее знали / под общей редакцией С. В. Медведева. – Москва ; Санкт-Петербург : АСТ : Сова, 2009. – 256 с. : ил.

Русин, Я. А. Лина Соломоновна Штерн. (1878-1968) / Я. А. Русин, В. Б. Малкин. – Москва : Наука, 1987. – 192 с.