Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

"Народная живопись" Аполлинария Васнецова

К 165-летию со дня рождения художника

 

Творчество Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933) – особая глава в истории русского изобразительного искусства. Его картины правдивы и убедительны, они пронизаны любовью к народу, к его истории. Художник обладал даром устанавливать невидимую связь со зрителем, будить его воображение, доставлять радость от встречи с прошлым.

Творческому методу Аполлинария Васнецова была присуща характерная особенность: он добросовестно прорабатывал любую тему, опираясь на научные данные своего времени.

Аполлинария Михайловича современники называли "младшим Васнецовым", потому что он был родным братом знаменитого живописца Виктора Васнецова. Аполлинарий не остался в тени своего знаменитого родственника и первого учителя, однако Виктор сыграл важную роль в его художественном развитии. «Я и художником-то стал только потому, что в детстве видел его рисунки и работы», – утверждал впоследствии Аполлинарий Михайлович.

Аполлинарий Васнецов вошёл в историю русского искусства конца ХIХ – первой трети ХХ вв. как пейзажист эпического плана, мастер исторического пейзажа. В столь многообразной плеяде ярких индивидуальностей рубежа веков Аполлинарий Васнецов нашёл свою тему, свою манеру выражения, своё лицо художника, не похожее ни на какое другое. Это понимали и признавали уже его современники. Выдающийся художник К. Ф. Юон писал: "Уникальность его произведений свидетельствует о яркой и исключительной его художественной индивидуальности, которая является как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды. А. М. Васнецов принадлежит к группе русских художников, искусство которых глубоко национально".

Вырос художник в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Отец братьев Васнецовых был человеком просвещённым, интересовался естественными науками и астрономией, рисовал, знал и любил природу. Привил любовь к родному краю и своим детям.

"Любовь к природе, так сказать, влюблённость в неё, наблюдательность была воспитана во мне отцом с глубокого детства. Ночью он обращал моё внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звёзды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу", – писал А. М. Васнецов. Любовь к небу и звёздам осталась у него на всю жизнь, он являлся членом-учредителем московского Общества любителей астрономии. В пейзажах изображению неба художник придаёт особое значение. В его наследии сохранилось около сорока этюдов облаков.

   

В 1878 году Аполлинарий переезжает в Москву вместе со старшим братом В. М. Васнецовым. Вид древнего города с бесчисленными памятниками старины очаровал впечатлительного юношу, он полюбил Москву, и эту любовь сохранил на всю жизнь. Через всё его творчество прошла тема старой столицы. Он изучал её памятники, запечатлевал и воспевал красоту средневекового города, не случайно его называют "певцом старой Москвы". В автобиографии А.М. Васнецов отмечал: "Для всех интересующихся искусством на мне написано: "Старая Москва".

Одним из первых этюдов, открывших эту тему, является "Вид на Крымский мост, Кремль и Храм Христа Спасителя со стороны Нескучного сада"(1878).


С 1883 года Аполлинарий Васнецов участвует в выставках Товарищества передвижников. В этом же году П. М. Третьяков, чуткий ко всему новому и талантливому, приобрёл у него для своей галереи пейзаж "Серый денёк". Для молодого художника это была большая творческая победа. В 1888 году картина "Днепр перед бурей" стала его пропуском в Товарищество передвижных художественных выставок. Произведения "Серый денёк", "Родина", "Днепр перед бурей", "Сумерки" выполнены в характерной манере ранних передвижников.

   

Расцвет творчества художника, самобытность его определяется в 1890-е годы. Он много путешествовал по стране, всегда возвращаясь с большим количеством этюдов и новых картин. После поездок на Украину, Крым, Кавказ, Урал появляются на передвижных выставках картины большого эпического звучания: "Тайга на Урале. Синяя гора", "Волнующаяся нива", "Горное озеро. Урал", "Сибирь", "Кавказ", "Эльбрус перед восходом солнца" и другие. На этих полотнах предстаёт природа России с её сказочной красотой и торжественностью.

Величественная природа Урала и Сибири, бескрайние просторы, своеобразная красота суровых горных хребтов, покрытых лесами, и широких полноводных рек предстают перед нами в эпических пейзажах Васнецова.

В картине "Сибирь" в обобщенном пейзажном образе художник показал величественную природу и своеобразную красоту сурового края. Уходящая вдаль синева неба подчеркивает панорамность вида. Динамику в изображение вносит фигура стремительно скачущего всадника. Несколько грубые краски, очень упрощённый, типичный рисунок отличают живописную манеру художника.

   

Огромное впечатление на живописца произвела природа Кавказа. "Поездка на Кавказ, – писал он, – дала мне возможность видеть проявления стихийных сил природы в их кульминационном пункте. Нагромождённые друг на друга скалы, пропасти, вечные снега и тучи, ползущие по скалам, дали мне темы для картин". В этих работах Васнецов передал эпическую красоту горного Кавказа, избежав при этом внешней эффектности.

   

Кавказские картины и этюды А. Васнецова, показанные в 1896-1898 годы на передвижных выставках, обратили на себя внимание зрителей, получили высокую оценку А. Н. Бенуа: "Ему единственному удался Кавказ, а между тем, сколько русских художников писали его… Кавказ Аполлинария Васнецова единственно приближается к Кавказу Лермонтова – чудовищно-огромный, давящий, широкий, страшный, безумно красивый в своем серо-зелёном однообразном колорите".

   

Особое место в творчестве художника занимают "Озеро" и "Элегия", получившая Большую серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. В этом произведении нашли отражение настроения определенной части русской интеллигенции, испытывавшей в то сложное, полное противоречий время чувства непонятости, одиночества и обращавшейся к символизму в искусстве. По свидетельству известного художника-пейзажиста Н. Н. Дубовского, васнецовская "Элегия" произвела большое впечатление на великих современников, в частности, на Л. Н. Толстого.

   

Сюжет "Озера" мог быть навеян суровой красотой лесов и ущелий, увиденных художником во время многочисленных путешествий. Колорит работы – тяжёлый сочный зеленый в разных вариациях: от серебристого до почти чёрного. Вглядываясь в магическую глубину пейзажа, зеленоватые тени, падающие на уснувшее озеро, на окружённый тишиной лес, на неподвижные лапы елей, погружаешься в сказочную красоту исконно русской природы. Все это делает Аполлинария Михайловича Васнецова мастером самобытной ландшафтной живописи.


Рубеж 1900-х годов ознаменовался для художника рядом событий в его творческой биографии. В 1901 году он был приглашён в Училище живописи, ваяния и зодчества руководить пейзажным классом, который вёл до 1918 года. Его учениками были С. В. Герасимов, В. В. Мешков, Б. Н. Яковлев, В. В. Крайнев, В. Ф. Штраних и другие. В 1903 году Академия художеств избирает А. М. Васнецова действительным членом, и он принимает активное участие в организации Союза русских художников.

В это время у Аполлинария Михайловича появляется увлечение театрально-декорационным искусством. Он активно и плодотворно работает над декорациями для постановки исторических опер на русские темы на сценах Большого театра в Москве, Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Частной оперы С. И. Мамонтова, оперного театра С. И. Зимина, городского Народного дома на Введенской площади. Он исполняет эскизы театральных декораций к операм "Хованщина" М. П. Мусоргского (совместно с К. А. Коровиным), "Садко", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова, "Опричник" П. И. Чайковского.

   

В этот новый период творчества признанный мастер эпического пейзажа увлекается воссозданием архитектурного облика древнейших городов России.

Образ древней столицы лейтмотивом прошёл через всё творчество Аполлинария Васнецова. Старая Москва была для него символом вечной жизни русской культуры. По картинам А. М. Васнецова можно проследить архитектурную летопись первопрестольной от древних времён до построек начала ХХ века. Одним из любимых периодов истории России у художника был ХVII век, ему Васнецов посвятил свои известные картины "Улица в Китай-городе. Начало ХVII века", "Базар", "Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало ХVII века". А. Н. Бенуа дал высокую оценку историческим пейзажам А. М. Васнецова: "Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении. В них он подобно своему брату сумел разгадать коренную русскую, окончательно в наше время исчезающую красоту – вычурную, странную прелесть целой безвозвратно погибшей культуры".

   

В зрелом возрасте художник написал проникновенную серию городских пейзажей, посвящённых различным уголкам Москвы и Подмосковья. В 1926 году, в год своего 70-летия, тяжело переживая смерть старшего брата, Виктора Васнецова создал полотно "Шум старого парка" ("Всё в прошлом"), где передал образ уходящей России – русской дворянской усадьбы. В этом произведении звучат черты эстетики модерна.


В начале ХХ века А. М. Васнецов уделял особое внимание архитектурным проектам, принимая участие в архитектурных конкурсах. Все представленные работы были выполнены в неорусском стиле. В этом стиле художник работал и в области декоративно-прикладного искусства: выполнял эскизы мебели и бытовой утвари для мастерских Троице-Сергиевой Лавры и Абрамцева.

А. М. Васнецов – автор ряда трудов по истории и археологии Москвы, астрономии, философии, эстетике и теории искусства. Им написано учебное пособие "Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи", в котором автор устанавливает и анализирует понятия, определяющие искусство живописи. Он написал главу "Облик старой Москвы" для второго тома "Истории русского искусства", выходившей под редакцией И. Э. Грабаря. Археологические изыскания художника были признаны Императорским Московским археологическим обществом. Под руководством А. М. Васнецова активно велись работы по сохранности и реставрации московской старины.

На протяжении всей своей жизни А.М. Васнецов занимался литературной деятельностью. Его литературное наследие представлено разными жанрами: повести, рассказы, путевые очерки, воспоминания, автобиография.

Умер Аполлинарий Васнецов в 1933 году в Москве. На гранитной плите его могилы на Введенском кладбище высечена надпись: "Художнику, историку, мыслителю…".

 

 

 

Список использованной литературы:

 

Аполлинарий Васнецов : сборник материалов : к 100-летию со дня рождения / составитель Л. А. Ястржембский. – Москва : Московский рабочий, 1957. – 169 с. : ил.

Беспалова, Л. А. Аполлинарий Михайлович Васнецов, 1856–1933 / Л. А. Беспалова. – Москва : Искусство, 1983. – 229 с. :  ил.

Васнецов, А. М. Облик старой Москвы / А. М. Васнецов // Юный художник. – 1995. – № 7. – С. 10–14.

Васнецов, А. М. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи / А. М. Васнецов. – Москва : И. Кнебель, 1908. – 133 с. : ил.

Васнецов, В. А. Страницы прошлого : воспоминания о художниках братьях Васнецовых / В. А. Васнецов. – Ленинград : Художник РСФСР, 1976. – 196 с. : цв. ил.

Васнецова, Е. К. Аполлинарий Васнецов = Apollinary Vasnetsov : альбом на русском и английском языках / Е. К. Васнецова, И. М. Шмидт, перевод С. С. Гитман. – Москва : Изобразительное искусство, 1980. –168 с. : ил.

Москва в творчестве А. М. Васнецова : сборник / составитель Е. К. Васнецова. – Москва : Московский рабочий, 1986. – 272 с. : ил.

История русской живописи. 90-е годы ХIХ века. – Москва : Белый город, 2006. 128 с. : ил. Из содерж. : Васнецов А. М. – С. 80–95.

Ядохина, Е. Предвидения художника / Е. Ядохина // Художник. – 1993. – № 5. – С. 22–23.

 

Подготовила

О.Н. Полякова,

заведующая отделом литературы по искусству