Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

История Кубани в бронзе и мраморе: 15 лет со дня открытия воссозданного памятника императрице Екатерине II в Краснодаре

       Начало улицы Красной – это исток Екатеринодара. Именно здесь, в бывшей южной части Карасунского кута, в конце XVIII века была выстроена казаками крепость – главный форпост Кубанской кордонной линии. Мало кто знает, что памятник Екатерине II, воссозданный Александром Алексеевичем Аполлоновым в 2006 году, является не совсем точной копией снесённого в 1920-м. Тот, первый, монумент, который спроектировал Михаил Осипович Микешин, а выполнил Борис Васильевич Эдуардс в 1907 году, был демонтирован в 1920 году в связи с революционными событиями.

       Михаил Осипович Микешин – один  из виднейших русских скульпторов второй половины XIX века и, пожалуй, единственный крупный монументалист, автор нескольких известных памятников, созданных в то время, когда скульптура как искусство переживала период относительного упадка в связи с развитием так называемого "критического" реализма в живописи. Родился Микешин в 1835 году в деревне Максимково Смоленской губернии близ Рославля. Окончил Петербургскую академию художеств, где обучался по классу батальной живописи под руководством Богдана Павловича Виллевальде. Слава пришла к нему в 1859 году с победой в конкурсе памятников в честь тысячелетия России в Великом Новгороде. И тут же посыпались заказы на монументы. Скульптуры адмиралов Нахимова и Истомина хотели видеть в Севастополе, императора Александра II – в Ростова-на-Дону, Ермака – в Новочеркасске, гетмана Богдана Хмельницкого – в Киеве.

       С южным краем, с кубанскими казаками М.О. Микешин впервые познакомился осенью 1858 года, когда он как художник сопровождал великих князей Николая Николаевича и Михаила Николаевича в рискованной поездке по Кавказу, где шла многолетняя война. Когда в начале 1860 года император Александр велел объявить конкурс проектов памятника Екатерине Великой в Петербурге, работа 25-летнего Михаила Осиповича первоначально не рассматривалась – Микешин не имел звания скульптора. Однако в 1869 году за памятник Екатерине II для Санкт-Петербурга он был удостоен звания академика.

       С 1864 года Михаил Осипович Микешин – участник не только русских художественных конкурсов, но и всемирных. Так, он получил первую премию, орден и звание почетного члена Лиссабонской Академии художеств за проект монумента "Португальскому королю Педро IV" (другое название – "Португальская конституция"). Проектировал он памятник Георгию Черному и князю Михаилу III для Сербии, итальянскому королю Виктору-Эммануилу, Аврааму Линкольну для Вашингтона, Адаму Мицкевичу для Варшавы. Всех знаков отличия и наград у художника насчитывалось более двадцати. Творческая энергия художника казалась неистощимой. Одновременно с проектированием монументов Михаил Осипович немало своих сил уделял иллюстрированию литературных произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова.

       Лебединой песней великого скульптора стал памятник императрице Екатерине II для г. Екатеринодара. Мысль об увековечении значительного события в исторической жизни казачества – переселения на берега кубанские и основание града Екатеринодара – давно волновала умы лучших людей войска. Но впервые об этом во всеуслышание заявил на одном из заседаний Кубанского областного комитета его секретарь, правитель канцелярии Войскового Штаба, историк и археолог Е.Д. Фелицын в 1882 году.

       А 6 мая 1885 года на Войсковом Кругу выступил старожил, войсковой старшина Василий Степанович Вареник, "кубанский златоуст". Он сказал, что по случаю приближающегося 100-летнего юбилея со дня поселения Кубанского казачьего войска на "сих берегах" в Екатеринодаре необходим памятник Екатерине II и ее сподвижникам – светлейшему князю Потемкину, кошевому атаману Чепеге и войсковому судье Головатому. Тогда и началась деловая переписка с Петербургом о памятнике. Казаки – народ смышленый, они сразу выбрали самого известного скульптора России – Микешина. Художник был польщен и принял заказ. 29 декабря 1892 года Михаил Осипович делает карандашом эскизный набросок будущего памятника.

       Судя по описанию М.О. Микешина, изложенному на нескольких листах, художник прекрасно знал родную старину, историю России, ее обычаи и нравы. Мастер с полной отдачей занялся проектом памятника. В начале своего творческого пути Микешин во имя искусства отказался от престижной заграничной поездки. Теперь, увлеченный работой над моделью памятника для Екатеринодара, отказывался даже от летнего отдыха. Он торопился завершить свою работу, словно боялся оставить модель незавершенной, будто чувствовал, что ему осталось жить недолго. Результаты титанического труда великого мастера не замедлили сказаться: проект оказался удивительно содержательным. Художник воплотил в нем главную идею, которой он руководствовался: дать изображение Екатерины Великой, кубанского казачества и русского народа.

       Памятник трактован Микешиным в стиле Людовика XV, столь любимом Екатериной II. На трехстороннем постаменте стоит колоссальная бронзовая фигура Государыни Всероссийской в царственной порфире, со скипетром и державою в руках – символами самодержавной власти помазанников Божиих. На выступающем карнизе переднего кронштейна из-под золоченой короны ниспадает длинный алюминиевый свиток, вверху которого – золотой орлик того времени, а ниже золотым выпуклым шрифтом прописана Высочайшая грамота от 30 июня 1792 года, дарующая доблестным черноморцам привольные земли на Кубани. Державную Благодетельницу окружали: светлейший князь Г.А. Потемкин, покровитель казачества, войсковой судья А.А. Головатый, выхлопотавший казакам царские милости, первые кошевые атаманы С.И. Белый (с булавой) и З.А. Чепега, осеняющий себя крестным знамением и славящий Господа. Памятник лицевой стороной был обращен к северу, а на задней стороне, освещенной солнцем, были помещены кобзарь с поводырем.

       Известно, что в образе кобзаря М.О. Микешин воплотил образ своего друга – поэта Т.Г. Шевченко, которого он водил в гости к своим петербургским знакомым, за что "батько Тарас" (он был старше Микешина  на 22 года) называл Михаила Осиповича "поводырем".

       19 января 1896 года, в пятницу, в 12 часов 30 минут Михаил Осипович Микешин во время работы над большой глиняной моделью внезапно скончался от паралича сердца. А 21-го нашел свой вечный приют в Александро-Невской лавре, рядом с могилами своих друзей – композитора А.Г. Рубинштейна и артиста И.Ф. Горбунова.

       В Екатеринодаре 9 сентября 1896 года совершена торжественная закладка памятника Екатерине II. Но затем на несколько лет работы приостановились. Основной причиной этому было отсутствие достойного художника, который смог бы продолжить и завершить начатое Михаилом Микешиным великое дело. В октябре 1899 года Военный совет утвердил комиссию, состоящую из 5 человек, по сооружению памятника под председательством старшего помощника наказного атамана генерал-майора М.П. Бабыча.

       Но главное – нашелся талантливый мастер, готовый окончить начатый труд Микешина. Им оказался Борис Васильевич Эдуардс, художник, к тому времени приобретший крупное художественное имя в России и в европейских странах. В это время Борис Васильевич только закончил работу над памятником Императрице Екатерине II для Одессы, так  что у него был накоплен достаточный опыт по воплощению этой великой личности Государства Российского в красивом и прочном металле – бронзе. По микешинским моделям скульптор отлил в Одессе бронзовые статуи,  изготовил копии старинных запорожских пушек, многочисленные бронзовые украшения, буквы для жалованной грамоты, узорчатые чугунные фонари, колонны для ограды и кованую решетку. В 1904 году все детали памятника морем, а потом по реке Кубани были доставлены в Екатеринодар. Из-за революционной смуты, охватившей почти всю Россию, установка и открытие монумента затянулись, и, к сожалению, главный памятник в жизни одесского мастера был открыт без него. 6 мая 1907 года пушечные выстрелы оповестили о начале торжества. Открытый в этот день памятник простоял тридцать лет, оставаясь главной достопримечательностью города. В 1920 году памятник был демонтирован.

       Монумент восстановлен в сентябре 2006 года по сохранившимся чертежам и эскизам автора. Над воссозданием памятника Екатерине Великой в течение четырех лет трудилась группа мастеров под руководством заслуженного художника России Александра Апполонова. Появился памятник, не просто воссозданный по микешинскому образцу, а переосмысленный, усовершенствованный в пропорциях и деталях. Аполлонов долго и упорно шел к своей цели, изучал документы, исторические свидетельства, консультировался с краеведами. И в результате появился шедевр, ставший одним из скульптурных символов Краснодара. Александр Алексеевич Аполлонов был полон новых идей и планов, но автомобильная катастрофа оборвала жизнь этого замечательного скульптора в год его семидесятилетия.

Литература:

Бардадым, В. П. Кисть и резец. Художники на Кубани. – Краснодар : Советская Кубань , 2003. – 256 с. : ил.

библиотекарь225 имен. Екатеринодар - Краснодар / составитель. Ю. В. Лучинский, И. Т. Краев. – Краснодар : Традиция, 2018. – 335 с. : ил.

Екатеринодар - Краснодар : 222 факта / администрация муниципального образования  г. Краснодар ; автор текста В. В. Бегунов ; научный консультант Н. А. Корсакова, Ю. В. Ефремов. – Краснодар : Традиция, 2015. – 289 с. : ил.

Илюхин, С. Р. Виды Екатеринодара : иллюстрированная история развития города и его перспективы / С. Р. Илюхин, Н. А. Стрижова, Л. А. Халимова. – Краснодар : Лаконт, 2006. – 104 с. : ил.

Краснодар = Krasnodar / [автор текста Н. Малюченко]. – Краснодар : Небо Кубани, 2009. – 160 с. : ил.

Краснодар. Портрет на память. Посвящается 210-летию Краснодара / редактор-составитель О.В. Кондратова. – Краснодар : Краснодарские известия, 2002. – 192 с. : ил.

Краснодар в камне и бронзе = Krasnodar in stein und bronze = Krasnodar in stone and bronze / [автор-составитель И. И. Ващенко и др.]. – Краснодар : Традиция, 2017. – 235 с. : ил.

Материал подготовила

А.С. Высоцкая, библиотекарь

отдела литературы по искусству