Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Анкета опроса получателей услуг ![]() ![]() Вы можете оставить отзыв ![]() Анкета доступна по QR-коду, |
Художественные музеи Италии К перекрёстному году итальянских и российских музеев
Крупные города Италии – Рим, Флоренцию, Венецию – называют городами-музеями благодаря огромному количеству сохранившихся культурных памятников, шедевров архитектуры. Настоящими сокровищницами в этих городах являются художественные музеи, где сосредоточены тысячи произведений изобразительного искусства. Рим играет исключительную роль в истории мировой культуры. На протяжении веков он был крупнейшим политическим, художественным и религиозным центром европейского мира. Проделав долгий путь от небольшого селения во времена Ромула, превратившись в центр средиземноморской державы в эпоху Римской республики и империи, став великим центром христианской церкви в первые века нашей эры, а с эпохи Возрождения – и центром исключительно богатой и бьющей ключом художественной жизни, Рим хранит свидетельства этой многовековой биографии.
Большая часть настоящей коллекции была приобретена Шипионе – он хотел показать широкую панораму стилистического своеобразия важнейших мастеров эпохи. Сама галерея находится в прекрасном парке, созданном в XVII веке. Среди дорогого убранства, изумрудной зелени, где можно прокатиться на велосипеде, совершить прогулку на лошадях и насладиться совершенным сочетанием природы и искусства.
Ещё со времен семейства Барберини в резиденции хранилось крупное собрание художественных произведений, однако национальной галереей она стала только после 1949 года, когда государство выкупило палаццо. Из-за проблем с переоборудованием залов галерея открылась только в 1953 году и по сей день существует на временной основе. 1445 картин и 2067 предметов искусства (а также около 600 картин и различных предметов, переданных в другие музеи на хранение) всё ещё ожидают своего окончательного размещения.
Согласно "Новому описанию древнего и современного Рима", созданному в 1775 году Джованни Дземпелем, приобретение экспонатов для музея полностью финансировалось понтификом, который на собственные деньги приобрёл целую коллекцию, чтобы "открыть храм искусств на благо всех, кто изучает живопись". Собрание Капитолийского музея было сформировано в основном из двух крупных частных коллекций – Саккетти и Пио. Почти все картины до сих пор хранятся в галерее, за исключением нескольких, переданных Академии Святого Луки, где они вновь стали предметами изучения для будущих художников. Кроме того, 40 полотен были перевезены в Ватикан. В наши дни Капитолийская Галерея является современным музеем, занимающим второй этаж Палаццо деи Консерватори, спроектированного самим Микеланджело. Одной из жемчужин художественного мира Италии является Галерея Спада. Она находится во Дворце, построенном в 1540 году по проекту Микеланджело Меризи де Караваджо для кардинала Джироламо Капо ди Ферро. Главным достоянием галереи, её "драгоценной шкатулкой" является коллекция живописи, размещённая в крыле XVII века. В неё вошли шедевры таких мастеров, как Тициан, Гаспар Дюге, Спадинол, Ладзаро Бальди, Джузеппе Бартоломео Кьяри. Многие годы она собиралась кардиналом Бернардино Спада, а затем его внучатым племянником кардиналом Фабрицио.
Поначалу галерея располагалась во Дворце выставок на улице Виа Национале, ныне функционирующем как отдельный культурно-выставочный комплекс. В 1911 году появилась возможность возведения нового здания близ фонтана Валле Джулия. В 1933 году здание было расширено в два раза, и две трети новых помещений сразу заняли политические экспозиции того времени. Стратегия наполнения фондов, принятая первым директором галереи Франческо Яковаччи, была нацелена как на приобретение разрозненных произведений, так и на выкуп целых мастерских. Данной политики придерживались вплоть до конца ХХ века, пытаясь компенсировать недостаток современного искусства в музеях Рима. Сейчас фонд насчитывает более 4400 работ знаменитых художников XIX – XX веков со всего мира. Среди авторов, чьи произведения находятся в Национальной Галерее – Винсент Ван Гог, Густав Климт, Клод Моне, Василий Кандинский. Совсем недавно от музея отделился филиал новейшего искусства, где собираются шедевры итальянских художников последних десятилетий.
Особенность музея в том, что и сейчас он периодически обновляется и пополняется благодаря целенаправленному собиранию и постоянным пожертвованиям частных лиц, обмену с другими музеями, реставрационным работам.
Через три века обеспокоенные кардиналы подали папе прошение о роспуске конгрегации гумилатов, и эти земли перешли к иезуитам, которые создали здесь свою школу и коллегию. Период совершенствования, достройки комплексов и новых аудиторий длился до 1773 года. В этом году был распущен орден иезуитов и начался новый этап становления Бреры. После тяжёлых испытаний – бюрократических мероприятий, реконструкции и строительных работ – пинакотека стала основной составляющей в структуре Королевской Академии изящных искусств, главного института обучения искусствам в Милане.
XIX век для Пинакотеки оказался довольно спокойным. Наиболее значительным событием стало отделение галереи от Академии и её превращение в самостоятельный национальный музей.
Сейчас галерея Брера является одним из самых видных музеев мира, хранящим шедевры, неразрывно связанные с пониманием многовековой истории искусства. В собрании музея находятся произведения Рафаэля, Пьеро Делла Франческа, Джованни Беллини, Караваджо и многих других великих живописцев. Совершая путешествие по Италии, никто не обходит вниманием удивительную Венецию. Благородная и единственная Венеция – такое точное определение ей дал итальянский учёный Франческо Сансовино. И с ним нельзя не согласиться – это действительно благородный по культуре и этике город, обладающий уникальной инфраструктурой.
Главным входом во дворец являются ворота, обрамлённые декоративными узорами, шпилями и барельефами. Над ними высится статуя дожа Франческо Фоскари, преклоняющего колени перед крылатым львом. По бокам от ворот стоят скульптурные изображения молодых женщин, символизирующих силу и милосердие.
Помимо рабочих залов для властей в здании расположены две тюрьмы. Одна, со свинцовыми стенами, под крышей, а другая – в подвальном помещении на уровне воды. Густая, леденящая душу атмосфера этих помещений настояна на исторических фактах, которые веками давали пищу воображению поэтов и писателей. Самыми известными подсудимыми здесь были учёный Джордано Бруно и писатель и авантюрист Джакомо Казанова.
Сейчас собрание музея состоит из трёх тематических коллекций. Первая – историческая, где представлены виды Венеции прошлых веков, а также документы и реликвии. Вторая – картинная галерея, хранящая работы Витторе Карпаччо, Джованни Беллини, Антонелло да Месина и других художников и скульпторов. Третья коллекция – Музей Рисорджименто. Здесь можно увидеть огромное количество экспонатов, рассказывающих об истории Венецианской Республики, её падении и объединении с Италией. Тут представлены костюмы, гравюры, исторические картины и многое другое.
Работы самых известных живописцев Венеции выставлены именно в Галерее Академии. На стенах расположены полотна Гуарди, Каналетто, Марьески, Тициана, Лоренцо Лотто и других. Особенно стоит выделить хранящийся здесь цикл картин "Чудеса истинного креста" Джентиле Беллини и Витторе Карпаччо. Помимо музеев, хранящих богатую историю Венеции, стоит отметить Музей современного искусства в Ка Пезаро и собрание Пегги Гуггенхейм. В каждом из них представлены шедевры современного изобразительного искусства с XIX по XX вв. Среди экспонатов – "Юдифь II" Густава Климта, "Ручей" Андерса Цорна, "Рождение смутных желаний" Сальвадора Дали, работы Марселя Дюшана, Джино Северини, Пабло Пикассо, Пауля Клее. Одним из центров мирового искусства заслуженно является итальянская Флоренция. Она славится своим богатым культурным наследием, созданным Джорджо Вазари, Джотто, Филиппо Брунеллески, Верроккьо и последовавшими за ними гениями.
Палаццо Питти, приобретённый Козимо Медичи, вступил в блестящий новый этап. Дворец был значительно расширен: обустроен великолепный двор, разбиты сады Боболи, один из самых красивых парков в мире. В 1620 году наследник герцога Козимо II задумал изменить фасад дворца и поручил исполнение этой работы Джулио Париджи. Через 30 лет уже его сын Альфонсо получил заказ на удлинение здания.
Но сохранилось в палаццо то, что отличает его от многих музеев. Вопреки традиции в познавательных целях организовывать экспозицию по историческому принципу в Питти сохраняется почти неизменный облик дворцовой галереи: богато украшенные залы, зеркала, увешанные гобеленами стены, пышная дорогая мебель, старинные часы с боем, роскошные камины и так далее. При этом в дворцовом собрании живописи хранятся работы таких мастеров, как Караваджо, Рубенс, Рафаэль, Тициан, Веронезе. Информацию подготовила Компаниец М.В., библиотекарь первой категории отдела литературы по искусству
Список литературы
Бурбон, Ф. Италия / Ф. Бурбон, П. Агина ; перевод с английского И. Л. Сергеевой. – Москва : АСТ : Астрель, 2003. – 128 с. : ил. Венеция : альбом / Д. Ш. Непи, А. Джентили, Д. Романелли, Ф. Райлэндс ; перевод. И. В. Макарова – Москва : Слово/Slovo, 2003. – 608 с. : ил. Галерея Уффици. Флоренция / В. Калмыкова ; составитель. А. Астахов. – Москва : Белый город, 2006. – 237 с. : ил. Грегори, М. Уффици и Питти: Живопись галерей Флоренции : альбом / М. Грегори ; автор предисловия А. Паолуччи, М. Кьярини. – Москва : Слово/Slovo, 1999. – 688 с. : ил. Искусство Италии : Живопись. Скульптура. Архитектура X – XХ веков / под редакцией Г. Фосси ; авторы текста М. Рейке, Г. Фосси, М. Буссальи ; перевод В. Д. Дажиной. – Москва : Белый Город, 2001. – 430 с. : ил. Лаубер, Р. Милан. Галерея Брера / Р. Лаубер ; перевод с итальянского И. В. Макарова. – Москва : Слово/Slovo, 2012. – 480 с. : ил. Микелетти, Е. Флоренция. Галерея Уффици. Палаццо Питти. Музей Барджелло / Е. Микелетти ; перевод с испанского О. Г. Качковского, А. Ю. Мартыновой. – Москва : АСТ, 2001. – 240 с. : ил. Музеи Италии : шедевры Ренессанса : альбом / перевод с итальянского И. В. Макарова. – Москва : Слово/ Slovo, 2014. – 540 с. : ил. Музеи Рима / М. Буссальи ; перевод с итальянского И. В. Макарова. – Москва : Слово/ Slovo, 2011. – 448 с. : ил. Пинакотека Брера, Милан / текст под редакцией С. Дзуффи ; перевод с итальянского М. А. Беляева. – Москва : БММ, 2006. – 144 с. : ил. Реато, Д. Венеция: история и достопримечательности / Д. Реато ; перевод с английского В. С. Веревкиной. – Москва : БММ АО, 2001. – 136 с. : ил. Рим. Искусство сквозь века : в 2 томах / под редакцией М. Буссальи. – Москва : АСТ : Астрель. – 2003. Сокровища европейских музеев / текст Е. П. Рачеева. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС : Красный пролетарий, 2004. – 400 с. Чамина, Н. Ю. Рим. Галерея Боргезе / Надежда Чамина. – Москва : Слово/Slovo, 2017. – 448 с. : ил. Шедевры музеев мира : самые знаменитые коллекции / перевод с итальянского С. В. Зоновой. – Москва : Арт-Родник, 2010. – 399 с. : ил. |