Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Они в судьбе у каждого из нас

К Международному дню учителя

Время, когда мы учились, набирались знаний и опыта, останется в нашей памяти навсегда. В это время с нами по жизни шли наши учителя, те люди, которые учили и воспитывали. Возвращаться мыслями в свое детство и юность нам часто помогают книги об учителях, учениках и их взаимоотношениях. Возникало ли у вас желание заглянуть в их внутренний мир, познакомиться с их повседневной жизнью? Чем живут учителя? Они отличаются от остальных людей? Или они такие же, как все? А учителям такие книги могут дать уверенность в том, что они не одиноки в попытках помочь ученикам найти себя.

Рассказ "Уроки французского" занимает в творчестве В. Распутина особое место, он является во многом автобиографичным. Не просто так оно написано от первого лица. Будучи ребёнком, В. Распутин так же, как и главный герой его повести, приехал в незнакомый город, где столкнулся со всеми трудностями жизни в послевоенном СССР, но благодаря доброте и отзывчивости местной учительницы смог пережить этот непростой период своей жизни.

В качестве названия рассказа «Уроки французского» В. Распутин взял наименование дополнительных занятий главного героя с учительницей. Эти уроки являются важной школой жизни для героя, помогают его становлению как человека, личности. Название акцентирует внимание читателя на том, что французский язык, как и другие предметы, имеет второстепенное значение по сравнению с тем, какие ценности педагог прививает детям и какой пример он подает. Главная героиня научила мальчику чему-то более важному, чем иностранный язык — отзывчивости, пониманию и доброте.

Образ историка Ильи Семеновича Мельникова из повести Г. Полонского "Доживем до понедельника" (сборник "Ключ без права передачи", 1980) – один из самых запоминающихся образов учителя. Классный руководитель 9 «В» — человек, знающий свой предмет и любящий своих учеников, благородный, умный. Он не ортодокс и готов учить и учиться сам, понимая главное: в школе нужно не только увлечь своим предметом, но и воспитать подопечных, сделать их не только знатоками, но и людьми.

Всего три дня из жизни школы описаны в повести. Но за это время происходит много неординарных событий. Они приобретают особую напряженность, становятся источниками драм, способных сломать человеческую судьбу. За эти три дня ученики успели устроить бойкот молодой учительнице и помириться с ней, написать сочинение, получить важный жизненный урок от своего одноклассника и осознать истинную ценность таких понятий, как счастье, дружба, любовь, честь. И еще: они сумели понять, как важны в их жизни такие Учителя, как Илья Семенович.

Повесть А. Лиханова "Благие намерения" (сборник "Благие намерения", 1981) – одна из главных в творчестве писателя. Молодая учительница прониклась сочувствием к своим воспитанникам-сиротам и попыталась найти им родителей, но не всем своим ученикам она сумела помочь, и тогда сама заменила им мать.

Когда Альберт Лиханов создавал это короткое, но такое глубокое произведение, он ещё надеялся, что брошенные родителями дети не останутся один на один со своей страшной бедой. Поэтому таким светлым оптимизмом проникнуто это произведение. Главная героиня – литературное воплощение такого человека, который способен до конца исполнить свой долг. И как привлекателен этот образ! Он восхищает силой характера, самоотверженностью, честностью и любовью к детям.

"Меня душила любовь, нежность к этим детям, – скажет она, – мне хотелось обнять их, не каждого, не поодиночке, а всех вместе, в раз, обнять и прижать к себе". С этого порыва юной благородной души начинается их встреча – воспитателя и воспитанников. Но повествует о ней Надежда Георгиевна десять лет спустя, когда ей уже немного за тридцать, а её малыши окончили школу и сами стоят на пороге взрослой жизни. Теперь за плечами Надежды Георгиевны немалый опыт педагогических проб, удач и ошибок. Опыт жизни, в котором радость побед неотделима от горечи поражений. Её откровенный, беспощадный к себе рассказ и есть ретроспективный анализ её первого, самого ответственного года интернатской работы.

Повесть Ю. Полякова «Работа над ошибками» (сборник "Сто дней до приказа и другие повести", 1994) рассказывает о школьной жизни, о сложных взаимоотношениях между учителями и учениками, самими преподавателями, а также о непростых отношениях, складывающихся между самими учениками. Повесть отличает не только глубокий психологизм, который передает остроту внутренних взаимоотношений, но и ироничный тон, собственный взгляд Юрия Полякова на все происходящее.

Молодой журналист Андрей Петрушов, временно устроившийся преподавать русский язык и литературу в школу, чувствует разрыв связи времен и пытается объединить учеников хотя бы героическим прошлым – поисками утраченной рукописи талантливого писателя Пустырева, погибшего на фронте. В одном из интервью Ю. Поляков признался: "Мне в голову пришло интересное решение – написать произведение от своего лица, так, как если бы лично мне довелось оказаться именно сегодня в школе. Появилась возможность многое увидеть свежим взглядом. То, к чему учителя давно привыкли, открылось мне совершенно по-новому".

Роман Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз» о том, как многое может изменить даже в самой трудной школе один увлеченный учитель. Автор романа в предисловии замечает, что название книги «означает невозможность достижения цели, если выбраны неправильные средства». Но данную метафору можно с успехом заменить на другую: "двигаться против течения". Читатели нашей страны познакомились с этим романом ещё в 1967 году, когда он был напечатан в журнале "Иностранная литература". Произведение прочли более восьми миллионов человек, передавая друг другу, зачитывая журнал до дыр.

Молодая учительница Сильвия Барнетт мечтала познакомить учеников с мирами Чосера и Шекспира, но вынуждена заполнять бесконечные формуляры, требовать замены выбитого окна и учиться бороться с хамством учеников. Сможет ли она разглядеть их лица, узнать каждого из них? Получится ли у нее найти общий язык с другими преподавателями, или она вынуждена будет уйти, как уходят из школы более 80% молодых педагогов? Порой она чувствует себя бегущей вверх по лестнице, ведущей вниз, плывущей против течения, уносящего ее все дальше от цели. Молодая учительница ищет ответы на свои вопросы, пытаясь понять, чего ждут от нее ученики, зачем пришел в школу каждый из ее коллег.

Именно учитель в детстве приобщает детей к труду, прививает привычку доводить дело до конца, учит учиться. И учительская профессия – одна из самых ответственных и благородных. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Литература же помогает нам глубже понять и осознать это.

 

Информацию подготовила

И.В. Пономарева,

библиотекарь читального зала

 

Библиографический список:

 

Доживем до понедельника / Г. И. Полонский. – Текст : непосредственный // Ключ без права передачи : Киноповести / Г. И. Полонский. – Москва : Детская литература, 1980. – 3-68.

Кауфман, Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз / Б. Кауфман. – Москва : Радуга, 1989. – 288 с.

Лиханов, А. А. Благие намерения / А. А. Лиханов. – Москва : Молодая гвардия, 1981. – 560 с.

Работа над ошибками / Ю. М. Поляков. – Текст : непосредственный // Сто дней до приказа и другие повести / Ю. М. Поляков. – Москва : Стелс, 1994. – С. 3-128.

Распутин, В. Г. Уроки французского / В. Г. Распутин. – Москва : Детская литература, 1982. – 110 с.