Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Аркадий Райкин: смех эпохи

К 110-летию со дня рождения актера (24 октября)

Аркадий Райкин был легендой своего времени и своей страны. Миллионы людей смеялись и плакали, радовались и огорчались вместе с героями Райкина, узнавали его персонажей в реальной жизни. При этом ему удавалось совмещать искусство сатирика, всегда находящегося в оппозиции к обществу, с тем официальным признанием, которое пришло в конце жизни.

Родился будущий артист в Риге в 1911 году. Его отец Исаак Давидович был далёк от театра – он работал лесным бракёром в Рижском морском порту. Райкин много писал в своих воспоминаниях о том, как отец гневался по поводу нового увлечения сына и наказывал за то, что тот кривлялся перед зеркалом. "В нашей семье недостает только клоуна!", – говорил отец. Несмотря ни на что, тяга к искусству маленького Аркаши не угасала.

Свой первый поход в театр Аркадий Исаакович вспоминал так: "Сцена изображала птичник. Артисты ходили в костюмах петухов и кур. А посередине сидел мой приятель, Витя, и ни на кого не глядя, строгал палочку. Я чуть не умер от зависти. Ему повезло – у них во дворе снимали квартиру две настоящие артистки".

Время было суровое – в стране шла революция, начиналась гражданская война. Но интерес к искусству принимал массовый характер. Как свидетельствуют историки театра, именно в это время появлялось множество любительских трупп.

Первый раз на сцену Аркаша Райкин вышел в Рыбинске. Во дворе у соседа Коли Савинкова в сарае был сооружен театр. Неизвестно, что это была за пьеса, но впечатления от постановки у юного артиста были невероятные. Он рассказывал, как нервничал и переживал за свою первую роль.

В 1922 году семья Райкиных перебралась в Петроград, где жили родственники, и поселилась на шестом этаже большого дома на Троицкой улице. Маленький Аркаша стал пропадать вечерами в театрах, в том числе в Государственном академическом театре драмы, неофициально именовавшемся Александринкой. Он был потрясён искусством театра и его величием, особенно по сравнению с Рыбинской самодеятельностью. Буквально сразу же мальчик стал участником школьного драмкружка. В нём родился набросок будущего эстрадного номера – стихотворение "Узник" Пушкина в исполнении артиста балета.

В студенческие годы начал выступать с различными номерами, брал частные уроки пантомимы и сценического движения у Михаила Савоярова, знаменитого куплетиста и эксцентрика. После техникума по распределению попал в Театр имени Ленинского комсомола (тогда ещё называвшийся Театром рабочей молодёжи).

В этот момент жизнь Райкина оказалась под ударом. Через два года после начала театральной карьеры он попал в больницу с тяжелым приступом ревмокардита и долго боролся за свою жизнь.

После долгого восстановления комик принимает несколько важных решений в своей карьере. Он начинает сниматься в кино, уходит в Ленинградский Новый театр. Его роли на сцене, особенно созданные им номера "Чаплин" и "Мишка". В это время происходит знакомство с Леонидом Утёсовым, которое перетекло в крепкую многолетнюю дружбу. Именно Леонид Осипович предрёк молодому Райкину успешное светлое будущее.

В 1940 году Аркадий Исаакович был приглашён в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где за три года он вырос от артиста массовки до художественного руководителя. Здесь Райкин сумел сформировать команду профессионалов, с которыми выступал перед солдатами во время Великой Отечественной войны. После освобождения Ленинграда Райкин вернулся вместе с семьёй обратно. Но не все члены семьи пережили это время – отец Райкина, Исаак Давидович умер от последствий голода.

После войны Райкин продолжил свою творческую деятельность. Все постановки проходили при полных залах, создавались новые номера, билеты на выступления невозможно было достать.

В конце 1970-х годов Райкин был несколько раз приглашён в городской комитет КПСС Ленинграда, где получал предупреждения о том, что его творчество очень провокационно и не устраивает высшее руководство. Чтобы спасти труппу, он обратился к генсеку Леониду Брежневу, с которым познакомился ещё в военное время. Тот пошёл навстречу и помог театру переехать в Москву, распорядившись о подготовке и оборудовании здания, где ранее располагался кинотеатр "Таджикистан".

В 1987 году в обновлённом здании состоялся премьерный спектакль "Мир твоему дому" по сценарию Семёна Альтова. Эта постановка была последней в жизни Аркадия Исааковича. Осенью театр получил название "Сатирикон", а в декабре Райкина не стало. После его смерти управлением театра занялся его сын, Константин.

За полвека Аркадий Райкин сыграл несколько тысяч ролей. Звание заслуженного артиста получил в 1947 году, уже имея всенародную известность. В 1968 году стал народным артистом. В 1980 году он стал лауреатом Ленинской премии, а в следующем году ему было присвоено звание Герой Социалистического Труда.

Сменялись поколения, приходили и уходили кумиры, а авторитет Райкина, его особое место в искусстве оставались незыблемыми. Годы брали своё, сдавала память, утрачивалась лёгкость движений, но сохранялась атмосфера единения с залом, на протяжении полувека сопутствовавшая каждому его выходу на сцену. И самый рядовой, не премьерный, спектакль превращался в единственный в своем роде праздник.

Он воспринимал окружающий мир чисто эмоционально, и, быть может, именно поэтому его миниатюры, а он в той или иной мере был их соавтором, попадали в самые болевые точки нашей действительности.

Искусство Райкина всегда было очень серьёзно, и прежде всего по отношению к нему самого художника. Но молодого Райкина горячо полюбили за великолепную "несерьезность", искромётную комедийность его серьёзного искусства. Попасть на спектакли с его участием, где бы он ни работал, всегда был непросто. Счастливчикам артист дарил три часа очищающего душу смеха. А те, кому не удавалось побывать на спектаклях, приникали к приемникам, чуть заслышав знакомый глуховатый голос. С развитием телевидения актёр вошёл желанным гостем в каждый дом, в каждую советскую семью.

Райкиным было создано уникальное направление сценического искусства. Под его непосредственным влиянием выросли артисты Геннадий Хазанов, Евгений Петросян, Роман Карцев, и, конечно же, Михаил Жванецкий.

Известно, что у Аркадия Исааковича дома была довольно солидная коллекция живописи. Сам себя он собирателем не считал, и говорил, что коллекция сформировалась сама, из подарков и случайных покупок. В его собрании находились работы Фрагонара, Гудиашвили, Сарьяна, Альтмана и других. По роду деятельности Райкин много встречался с деятелями искусства, такими как Кукрыниксы, Анна Стерн, Савва Бродский. И все они, не говоря уже об учениках и друзьях, всегда вспоминали его как простого, общительного и удивительного человека. А в историю искусства он вошёл как уникальный артист, близкий и понятный народу, любимец миллионов советских людей, вне зависимости от их национальности, возраста и образования.

 

Список литературы:

Семейный альбом: артистическая династия. Райкины / автор проекта Ю. Климач. – Москва : АСТ: Фонд поддержки и развития культуры имени А. И. Райкина, 2001. – 328 с. : ил.

Уварова, Е. Д. Аркадий Райкин / Е. Д. Уварова. – Москва : Искусство, 1986. – 304 с. : ил.

Райкин, А. И. Воспоминания / А. И. Райкин. – Москва : АСТ, 1998. – 475 с. : ил.

Овчинникова, С. Константин Райкин. Страсти по театру / С. Овчинникова. – Москва : Зебра Е, 2013. – 384 с. : ил.