Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

История души человеческой

 

30 октября по старому, 11 ноября по новому стилю 1821 года в Москве родился Ф.М. Достоевский, самый глубокий по части изучения внутреннего мира человека классик нашей литературы.

К 200-летию со дня рождения писателя отдел периодических изданий организовал юбилейный пресс-киоск под названием "История души человеческой". Пресс-киоск представляет большое количество статей из журналов, альманахов, газет, раскрывающих разные грани таланта великого писателя, его политические и философские взгляды.

В экспозиции пресс-киоска несколько разделов:

Пророк среди классиков;

Главные цитаты Достоевского;

Политические и философские взгляды писателя;

Всемирная известность его произведений;

Классик на экране.

 

В 1845 г. Достоевский закончил свой первый роман "Бедные люди". В начале 1846 г. "Бедные люди" появились в печати и привлекли к себе, так же как и почти одновременно печатавшаяся повесть "Двойник", всеобщее внимание читателей и критики. Уже в первых произведениях Достоевского ярко проявились горячее сочувствие к обездоленным, проникновение в "глубины души человеческой", чуткость к трагическим сторонам жизни, характерные для всех его позднейших произведений. В 1846 году молодой писатель стал появляться в литературных кругах. Он не умел, как было принято, с изяществом и иронией держаться в обществе. В 1847 г. он начал посещать собрания революционного общества Михаила Петрашевского, увлекся самыми радикальными революционными идеями. Вскоре был арестован,  осужден, отправлен на каторжные работы. Будущего автора "Бесов" ждали четыре года каторги в Омске, а потом солдатская служба в Семипалатинске. Такого хождения по мукам не испытывал ни один русский писатель

После возвращения в Петербург происходит как бы второе его писательское рождение. С начала 1860-х годов одно за другим выходят его произведения, которые снискали Достоевскому славу гения русской и мировой литературы, – "Записки из Мертвого дома", посвященные страстному обличению царской каторги и в тоже время отразившие горячую любовь Достоевского к народной России (1860-1862), романы "Униженные и оскорбленные" (1861), "Преступление и наказание" (1866), "Игрок" (1866), "Идиот" (1867), "Бесы" (1871-1872), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879-1880), повесть "Записки из подполья" (1864), рассказ "Кроткая" (1876) и др. Начинается также журнальная и редакторская деятельность Достоевского.

Как трезвый наблюдатель Достоевский не мог закрыть глаза на новые черты общественной и культурной жизни пореформенной буржуазной России. В 1870-х годах он продолжает отстаивать необходимость для страны идти вперёд мирным путем, в отличие от Запада, без коренных социально-политических преобразований. Высоко оценивая глубину и страстность исканий, нравственную бескомпромиссность и способность лучших представителей молодёжи к самопожертвованию, Достоевский не принимал революции, хотя своими произведениями объективно участвовал в её подготовке.

Творчество Ф.М. Достоевского ярко и притягательно отражено в кинематографе. По его произведениям снято более 130 фильмов – от короткометражных до многосерийных, от неудачных до знаменитых. Первая экранизация Достоевского состоялась не на родине, а в Германии. Это случилось в 1909 году, и её объектом стал роман "Преступление и наказание". Самые известные российские фильмы по его произведениям – "Идиот", "Белые ночи", "Братья Карамазовы" режиссера И. Пырьева, а также "Подросток" режиссера Е. Ташкова, "Идiотъ" режиссера В. Бортко, "Бесы" режиссера В. Хотиненко.

Ф. Достоевский в своих произведениях раскрыл такие стороны человеческой души, в которые до него просто боялись заглядывать. Интерес к его идеям и книгам огромен. Он – один из немногих русских писателей, завоевавших поистине планетарное признание.

Современный писатель Ю. Поляков убежден, что Достоевский актуален, как все классики. Накануне юбилея он делится своими мыслями: "Людям, воспитанным на модной теперь клиповой или "блогерской" подаче материала, трудно читать большие романы и вникать в их хитросплетения. Но я считаю, что человек, который хочет в совершенстве владеть русским языком, быть частью русского мира – и в духовном, и в интеллектуальном смысле, все-таки должен это прочесть и понять. Да, это требует усилий. Однако любое образование требует усилий, и прежде всего над самим собой. Да, читая Достоевского или кого-то ещё из классиков, ты вынужден мысленно реконструировать прошлое, преодолевая "языковой барьер", проникая через текст в контекст эпохи. Это серьёзная умственная работа. Но она чрезвычайно важна для развития человека. Без этих умственных усилий невозможен рост – ни личностный, ни интеллектуальный, ни профессиональный "  (Историк. – 2021. –  №10. – С. 80.).

 

 

Материал подготовила

И.А Сартакова,

главный библиотекарь ОПИ