Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 В мире животных Евгения Чарушина

К 120-летию со дня рождения художника-анималиста (11 ноября)

 

Уважаемые читатели! 11 ноября исполняется 120 лет со дня рождения художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина. Произведения классика ленинградской школы книжной графики обращены к детям, но притягивают к себе читателей всех возрастов.

Евгений Иванович родился в 1901 году, в семье губернского архитектора-художника Ивана Аполлинариевича Чарушина. Рисовать начал очень рано. Мальчик брал пример с отца, в его руках всегда были карандаши. Чаще всего маленький Женя изображал животных, любовь к которым ему привила мать. В саду у дома всегда было много цыплят, поросят, коз, кроликов, голубей, цесарок, котов и любимый трёхногий пёс Бобка. Детство проходило удивительно разнообразно, и этот период определил будущее Чарушина. Он стал художником во многом благодаря его родителям, которые всегда поддерживали интересы сына, правильно направляли его и приложили все усилия к тому, чтобы уникальная любовь к природе и прирожденный талант были превращены в большое искусство.

В квартире Чарушиных часто собирались приятели Евгения. Ребята читали свои стихи, показывали свои рисунки, спорили, мечтали о будущем. Так родился «Сопохуд» – союз поэтов и художников, старшему члену которого было девятнадцать лет, самому младшему, Евгению, едва исполнилось четырнадцать. И никто не догадывался, какая удивительная судьба ждёт мальчика, какое вдохновенное очарование природой, литературой и живописью ему предстоит.

В вятском коммерческом училище он сразу попал в руки художника А.И. Столбова. Здесь ему привили вкус к занятиям резьбой, лепкой, живописью и графикой, и тем самым укрепили интерес и влечение к будущей профессии.

Ни учёба, ни плотные занятия не могли уменьшить интереса к природе и литературе у юного студента Чарушина. По совету доброго друга Виталия Бианки, с которым их познакомила природа, Евгений вместе с друзьями отправляется в путешествие на Алтай. Три друга – Е. Чарушин, В. Курдов, и Н. Костров – исходили весь этот чудесный край на юго-востоке Сибири. Три месяца на лошадях и пешком, с художественным инструментом в руках – впечатлений от поездки хватило не только для множества работ, но и для сюжетов будущих рассказов.

«Сопохуд» и студенческие годы дали Чарушину хорошую живописную и литературную базу.

Первый рассказ дался Евгению очень трудно. «Первый тетерев» был готов в 1924 году, потом дорабатывался и изменялся, а в 1930 году был напечатан в журнале «Ёж» и вошёл в сборник «Охотничьи рассказы». Одна за другой стали создаваться его охотничьи истории, его имя всё чаще появлялось на страницах журналов и газет.

Нельзя не упомянуть «крёстного редактора» Чарушина – Самуила Яковлевича Маршака. Его советы в непростом деле дали благоприятную почву для будущих работ графика. Вместе с ним Чарушин создал иллюстрации к его книге «Детки в клетке», так полюбившейся всем советским детям.

История создания «Деток в клетке» была непроста. Пока Чарушин создавал иллюстрации, Маршак правил и резал свои стихи. Выбрасывал целыми кусками и четверостишиями. Например, текст знаменитого «Тигренка» сократился с двенадцати строк до двух, что потребовало от художника нового решения. Но вскоре издание состоялось и имело громадный успех. Иллюстратор Чарушин уже обладал к тому времени авторитетом, а благодаря «Деткам» – стал в ряд ведущих. 

В дальнейшем «Детки» получили новую жизнь в виде диафильмов, нескольких переизданий в разных странах мира, печати на детских кубиках. Даже сейчас «Детки в клетке» – одна из самых популярных книг для малышей.

Но не только Маршака радовала совместная работа с Евгением Ивановичем. Иллюстрации Чарушина украшают издания книг Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Олега Капицы, Ольги Берггольц, Корнея Чуковского и многих других.

Чарушин подчёркивал, что в работе с другими писателями было гораздо меньше споров и сомнений, чем при работе с собственными текстами. Конечно, его авторские детские рассказы, стишки-шутки и рисунки к ним играли самую главную роль в творчестве и карьере художника. Сам Чарушин о своей любви к делу говорил так: «То, что производило на меня большое впечатление в детстве, волнует и сейчас. Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения». Поэтому он сводил к минимуму изображение среды иллюстрации, оставляя только персонаж. И получал много критики за то, что якобы «умаляет красоту природы».

Его «Шутки» стали одной из самых популярных книжек для младшего возраста. Понятные, веселые тексты, удивительные картинки, влюбляющие в себя малышей уже много лет. На каждой странице книги – идеальный баланс между текстом и рисунком. Где-то стихи дополняют иллюстрацию, где-то наоборот – иллюстрация дополняет текст. Но важно то, что одного без другого представить нельзя. В этом и заключается уникальный баланс Чарушина-художника и Чарушина-писателя.

Например, шутка про «Самолет» и его рисунок:

Вот машина так машина –

Нет ни пара, ни бензина,

Не пыхтит, не дымит,

Только крыльями шумит.

Без иллюстрации невозможно понять, что за машина, и что за самолет. Взглянув на рисунок, маленький читатель понимает, что «самолет» – это корзинка, а его крылья – множество птичек. Пассажиры, конечно же, лесные зверята. Таким образом художник подчеркивает неразрывную связь текста и иллюстрации.

Чаще всего на страницах «Шуток» можно встретить мишек, бельчат, зайчат и других детенышей лесных зверей. Многие замечали, что у Чарушина-художника, как и у Чарушина-писателя, проявляется явное пристрастие к «щенячьему» возрасту своих героев. Большая часть его персонажей – детки, малыши, мамины крохи. 

Чарушин подчёркивал, что если в книгах для старшего возраста текст диктует форму иллюстрации, то в изданиях для малышей наоборот – именно на картинках держится вся книжка. Поэтому важно найти правильную, гармоничную композицию, которая привлечёт такое непостоянное детское внимание. Такого же принципа Чарушин придерживался при иллюстрации знаменитых народных сказок «Теремок» и «Курочка Ряба».

Евгений Иванович говорил: «Плохо ли, хорошо ли у меня это получается, не знаю. Но в работе моей я честен». И эта честность перед главным читателем – ребёнком – проявляется в высшей мере.



 

Использованная литература:

Кузнецов, Э. Д. Звери и птицы Евгения Чарушина  / Э. Д. Кузнецов. – Москва : Советский художник, 1983. – 176 с. : ил.

Художники детской книги о себе и своём творчестве : статьи, рассказы, заметки, выступления / составитель, вступительная статья и примечание В. И. Глоцера. – Москва : Книга, 1987. – 320 с. : ил.

Гродненский, Г. П. Е. Чарушин : критико-биографический очерк / Г. П. Гродненский ; Дом детской книги. – Ленинград : Лениздат, Ленинградское отделение, 1962. – 47 с. : ил.

Чарушин, Е. И. Мир Чарушина: Евгений Иванович Чарушин – художник и писатель / Е. И. Чарушин ; авторы вступительной статьи И. А. Бродский, Г. П. Гродненский. – Ленинград : Художник РСФСР, 1980. – 232 с. : ил.

Чегодаева, М. А. Искусство, которое было : пути русской книжной графики, 1917-1936 / Мария Чегодаева.  – Москва : Галарт, 2012. – 383 с. : ил.

Чарушин, Е. И. 10 книжек для детей / Е. И. Чарушин. – Ленинград : Художник РСФСР, 1989. – 184 с. : ил.