Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 В мире животных Евгения Чарушина

К 120-летию со дня рождения художника-анималиста (11 ноября)

 

Уважаемые читатели! 11 ноября исполняется 120 лет со дня рождения художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина. Произведения классика ленинградской школы книжной графики обращены к детям, но притягивают к себе читателей всех возрастов.

Евгений Иванович родился в 1901 году, в семье губернского архитектора-художника Ивана Аполлинариевича Чарушина. Рисовать начал очень рано. Мальчик брал пример с отца, в его руках всегда были карандаши. Чаще всего маленький Женя изображал животных, любовь к которым ему привила мать. В саду у дома всегда было много цыплят, поросят, коз, кроликов, голубей, цесарок, котов и любимый трёхногий пёс Бобка. Детство проходило удивительно разнообразно, и этот период определил будущее Чарушина. Он стал художником во многом благодаря его родителям, которые всегда поддерживали интересы сына, правильно направляли его и приложили все усилия к тому, чтобы уникальная любовь к природе и прирожденный талант были превращены в большое искусство.

В квартире Чарушиных часто собирались приятели Евгения. Ребята читали свои стихи, показывали свои рисунки, спорили, мечтали о будущем. Так родился «Сопохуд» – союз поэтов и художников, старшему члену которого было девятнадцать лет, самому младшему, Евгению, едва исполнилось четырнадцать. И никто не догадывался, какая удивительная судьба ждёт мальчика, какое вдохновенное очарование природой, литературой и живописью ему предстоит.

В вятском коммерческом училище он сразу попал в руки художника А.И. Столбова. Здесь ему привили вкус к занятиям резьбой, лепкой, живописью и графикой, и тем самым укрепили интерес и влечение к будущей профессии.

Ни учёба, ни плотные занятия не могли уменьшить интереса к природе и литературе у юного студента Чарушина. По совету доброго друга Виталия Бианки, с которым их познакомила природа, Евгений вместе с друзьями отправляется в путешествие на Алтай. Три друга – Е. Чарушин, В. Курдов, и Н. Костров – исходили весь этот чудесный край на юго-востоке Сибири. Три месяца на лошадях и пешком, с художественным инструментом в руках – впечатлений от поездки хватило не только для множества работ, но и для сюжетов будущих рассказов.

«Сопохуд» и студенческие годы дали Чарушину хорошую живописную и литературную базу.

Первый рассказ дался Евгению очень трудно. «Первый тетерев» был готов в 1924 году, потом дорабатывался и изменялся, а в 1930 году был напечатан в журнале «Ёж» и вошёл в сборник «Охотничьи рассказы». Одна за другой стали создаваться его охотничьи истории, его имя всё чаще появлялось на страницах журналов и газет.

Нельзя не упомянуть «крёстного редактора» Чарушина – Самуила Яковлевича Маршака. Его советы в непростом деле дали благоприятную почву для будущих работ графика. Вместе с ним Чарушин создал иллюстрации к его книге «Детки в клетке», так полюбившейся всем советским детям.

История создания «Деток в клетке» была непроста. Пока Чарушин создавал иллюстрации, Маршак правил и резал свои стихи. Выбрасывал целыми кусками и четверостишиями. Например, текст знаменитого «Тигренка» сократился с двенадцати строк до двух, что потребовало от художника нового решения. Но вскоре издание состоялось и имело громадный успех. Иллюстратор Чарушин уже обладал к тому времени авторитетом, а благодаря «Деткам» – стал в ряд ведущих. 

В дальнейшем «Детки» получили новую жизнь в виде диафильмов, нескольких переизданий в разных странах мира, печати на детских кубиках. Даже сейчас «Детки в клетке» – одна из самых популярных книг для малышей.

Но не только Маршака радовала совместная работа с Евгением Ивановичем. Иллюстрации Чарушина украшают издания книг Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Олега Капицы, Ольги Берггольц, Корнея Чуковского и многих других.

Чарушин подчёркивал, что в работе с другими писателями было гораздо меньше споров и сомнений, чем при работе с собственными текстами. Конечно, его авторские детские рассказы, стишки-шутки и рисунки к ним играли самую главную роль в творчестве и карьере художника. Сам Чарушин о своей любви к делу говорил так: «То, что производило на меня большое впечатление в детстве, волнует и сейчас. Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения». Поэтому он сводил к минимуму изображение среды иллюстрации, оставляя только персонаж. И получал много критики за то, что якобы «умаляет красоту природы».

Его «Шутки» стали одной из самых популярных книжек для младшего возраста. Понятные, веселые тексты, удивительные картинки, влюбляющие в себя малышей уже много лет. На каждой странице книги – идеальный баланс между текстом и рисунком. Где-то стихи дополняют иллюстрацию, где-то наоборот – иллюстрация дополняет текст. Но важно то, что одного без другого представить нельзя. В этом и заключается уникальный баланс Чарушина-художника и Чарушина-писателя.

Например, шутка про «Самолет» и его рисунок:

Вот машина так машина –

Нет ни пара, ни бензина,

Не пыхтит, не дымит,

Только крыльями шумит.

Без иллюстрации невозможно понять, что за машина, и что за самолет. Взглянув на рисунок, маленький читатель понимает, что «самолет» – это корзинка, а его крылья – множество птичек. Пассажиры, конечно же, лесные зверята. Таким образом художник подчеркивает неразрывную связь текста и иллюстрации.

Чаще всего на страницах «Шуток» можно встретить мишек, бельчат, зайчат и других детенышей лесных зверей. Многие замечали, что у Чарушина-художника, как и у Чарушина-писателя, проявляется явное пристрастие к «щенячьему» возрасту своих героев. Большая часть его персонажей – детки, малыши, мамины крохи. 

Чарушин подчёркивал, что если в книгах для старшего возраста текст диктует форму иллюстрации, то в изданиях для малышей наоборот – именно на картинках держится вся книжка. Поэтому важно найти правильную, гармоничную композицию, которая привлечёт такое непостоянное детское внимание. Такого же принципа Чарушин придерживался при иллюстрации знаменитых народных сказок «Теремок» и «Курочка Ряба».

Евгений Иванович говорил: «Плохо ли, хорошо ли у меня это получается, не знаю. Но в работе моей я честен». И эта честность перед главным читателем – ребёнком – проявляется в высшей мере.



 

Использованная литература:

Кузнецов, Э. Д. Звери и птицы Евгения Чарушина  / Э. Д. Кузнецов. – Москва : Советский художник, 1983. – 176 с. : ил.

Художники детской книги о себе и своём творчестве : статьи, рассказы, заметки, выступления / составитель, вступительная статья и примечание В. И. Глоцера. – Москва : Книга, 1987. – 320 с. : ил.

Гродненский, Г. П. Е. Чарушин : критико-биографический очерк / Г. П. Гродненский ; Дом детской книги. – Ленинград : Лениздат, Ленинградское отделение, 1962. – 47 с. : ил.

Чарушин, Е. И. Мир Чарушина: Евгений Иванович Чарушин – художник и писатель / Е. И. Чарушин ; авторы вступительной статьи И. А. Бродский, Г. П. Гродненский. – Ленинград : Художник РСФСР, 1980. – 232 с. : ил.

Чегодаева, М. А. Искусство, которое было : пути русской книжной графики, 1917-1936 / Мария Чегодаева.  – Москва : Галарт, 2012. – 383 с. : ил.

Чарушин, Е. И. 10 книжек для детей / Е. И. Чарушин. – Ленинград : Художник РСФСР, 1989. – 184 с. : ил.