Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 "Живя согласно с строгою моралью"

К 200-летию со дня рождения Н. А. Некрасова

 

Уважаемые читатели! Приглашаем вас в ретро-путешествие по страницам литературных журналов.

 

Редко кто из выдающихся писателей возбуждал

при жизни и после смерти столько

разноречивых оценок, как Н.А. Некрасов.

А.Ф. Кони

Николай Алексеевич Некрасов – поэт и писатель, классик русской литературы и публицист. Он занял особое место среди писателей-реалистов XIX века, изображая в своих произведениях истинные картины жизни простых людей, их боль и страдания. В литературе именно он впервые затронул эту тему.

И все же в истории русской литературы XIX века нет имени, вокруг которого возникало бы так много самых разноречивых мнений, как вокруг имени Николая Алексеевича Некрасова. Начиная с первой, вышедшей в свет в 1856 году книги его стихов, в прессе то и дело появлялись статьи, чернившие нравственный облик поэта и подвергавших сомнению художественную значимость его творчества. Лишь после 1917 года благодаря крупнейшему специалисту по творчеству Н.А. Некрасова В.Е. Евгеньеву-Максимову поэтический и человеческий облик поэта был очищен от чуждых ему наслоений. О поэтическом наследии Н.А. Некрасова, его влиянии на творчество русских писателей и поэтов, можно прочитать в литературном исследовании доктора филологических наук Ф. Приймы "Он лиру посвятил народу своему" (Наш современник. – 1971. – № 12. – С. 105-112).

Н.А. Некрасов стал величайшим новатором в области русской поэзии. Когда его стихи только появились в печати, их стиль поразил современников неслыханным новшеством и был назван "позорным падением искусства". Критики обвиняли его в нарушении всех традиционных канонов эстетики, которые они считали незыблемыми. Но стихотворения Некрасова никогда не смогли бы приобрести такую могучую власть над сердцами, если бы у них была вялая, анемичная, недоработанная, небрежная форма. О единстве формы и содержания в творчестве великого русского поэта пишет К.И. Чуковский в статье "Щедрая дань" (Новый мир. – 1953. – № 1. – С. 237-251).

Некрасов всегда был на высоте своего времени. Его поэтической системе, поэзии труда и борьбы стали подвластны город и деревня, богатство и бедность. Сделав эпицентром художественного изображения труд, постоянно возвращаясь к нему, он открыл закономерность борьбы за освобождение труда. Без поэтического ощущения величия человеческого труда не было бы ни образа народной жизни во всей полноте, ни глубочайшей веры в высокое предназначение русского народа. В статье В. Архипова "Поэзия борьбы и труда" (Октябрь. – 1971. – № 12. – С. 169-189) исследуется взаимодействие "вечных" тем с новыми, их переплетение и взаимообогащение как малоизученная и интересная сторона поэтического своеобразия Некрасова. Это позволило с новых позиций оценить его место в истории русской поэзии.

О художественном своеобразии поэзии Н.А. Некрасова написано немало критических и литературоведческих статей: рассматриваются и разговорная интонация, и прозаизм лирики, и фольклорные элементы, и пародийность, тематика и настроение стихотворений. На страницах литературных журналов "Звезда", "Новый мир", "Дружба народов", "Звезда" и других изданий показана многогранность и неповторимость некрасовского слова. В статьях раскрывается противоречивость натуры поэта, приоткрывается тайна поэтического мастерства Н.А. Некрасова. "За Некрасовым останется бессмертие, вполне им заслуженное", – писал Ф.М. Достоевский.



Информацию подготовила

Э.И. Позина,

заведующая отделом периодических изданий