Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Национальные проекты и их реализация – конституционное значение

Ко Дню Конституции (12 декабря)

 

 

Национальные проекты – это инструмент реализации целей национального развития, имеющих приоритетное значение на определенном этапе развития государства и требующих для своего решения значительных ресурсов, предполагающих четко обозначенный конечный результат. Национальные проекты Российской Федерации утверждены указом президента страны Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Об их значении и реализации расскажет библиографический обзор статей и список публикаций из периодических изданий за последние три года.

 

Главная цель национальных проектов – поднять уровень благосостояния наших граждан, обеспечить доступность и качество образования, здравоохранения, поддержать семью, снизить уровень бедности.

В.В. Путин

 

В статье "История появления и развития национальных и федеральных проектов в России" (Инновации. Наука. Образование. 2021. № 32. С. 773–779). А. А. Попович рассматривает основные подходы к формированию национальных проектов и составляющих их элементов, а также обобщает иерархию и взаимосвязь проектов на различных уровнях, что позволяет изучать их системно, определяя основные проблемы и тенденции их реализации.

Как известно, без поставленных целей невозможно решить ни одной задачи. Основным предназначением национальных проектов является определение целей деятельности государства для решения важнейших задач развития Российской Федерации и путей их достижения. Е. П. Губин в своей статье "Правовая основа национальных проектов в Российской Федерации" (Государство и право. 2020. № 8. С. 104–109) особое внимание уделяет не только правовому обеспечению создания и реализации национальных проектов, но и вопросам управления национальными проектами. Проведен анализ реализации национальных проектов и федеральных проектов (программ) в субъектах Российской Федерации.

Авторы статьи "Национальные проекты России и их реализация" (Вестник аграрной науки. 2019. № 6(81). С. 72–76) А. М. Алжуни и О. Л. Шарыгина изучили основные критерии национальных проектов России и их методологическую суть, реализуемых в период 2019-2024 гг. по 12 стратегическим направлениям: демография, здравоохранение, образование, наука, культура, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, цифровая экономика, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт. Также в статье проанализирована экономическая структура национальных проектов относительно источников их финансирования и объема затрачиваемых бюджетных и внебюджетных средств на их реализацию, проведено ранжирование национальных проектов по масштабам денежного финансирования.

Основной целью авторов статьи "Процесс реализации национальных проектов в регионе. Проектное управление" (Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. 2020. № 3(33). С. 103–109.) Л. В. Иваненко и Н. А. Тимощук является всесторонний анализ реализации национальных проектов как одной из форм государственного управления, а также организация и контроль исполнения национальных проектов. Показано, что в настоящее время реализация национальных проектов может осуществляться с помощью метода, который называется «управление проектами», или проектное управление, государственное управление. Дано понятие "проект" как обобщающее в некую систему и объединяющее процедуры, действия и мероприятия по достижению поставленной цели.

Несмотря на то, что национальные проекты являются инициативой федеральных властей, их реализация невозможна без активного участия субъектов Федерации. Качество жизни в регионах зависит от определения целевых показателей и объема выделяемых ресурсов для их достижения. Е. В. Слепцова и А. О. Алимова в статье "Роль национальных проектов в повышении качества жизни населения Краснодарского края" (Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 10-2(56). С. 94–97) дают оценку преимуществ и недостатков нацпроектов через призму социальной сферы, проанализировав достижения и провалы в их реализации в Краснодарском крае.

По мнению Президента РФ (в его выступлении от 23.09.2020 г.), несмотря на эпидемию и COVID-19, национальные проекты будут реализованы в полном объеме. Для реализации проектов необходимо действие центра и правительства, а также губернаторов и правительственных субъектов Российской Федерации. Читайте об этом в статье А. В. Ураева "Национальные проекты России и их финансирование в условиях COVID-19" (Научный журнал молодых ученых. 2020. № 3. С. 155–161).

 

 

 

Библиографический список

 

1.     Алжуни, А. М. Национальные проекты России и их реализация / А.М. Алжуни, О. Л. Шарыгина // Вестник аграрной науки. – 2019. – № 6(81). – С. 72–76.

2.     Бобров, Д. А. Применение проектного финансирования в реализации национальных проектов Российской Федерации / Д. А. Бобров // Baikal research journal. – 2020. – № 2. – С. 7–13.

3.     Бухвальд, Е. М. Финансово-бюджетные аспекты реализации национальных проектов в Российской Федерации / Е. М. Бухвальд // Теория и практика общественного развития. – 2020. – № 3(145). – С. 41–44.

4.     Валишвили, М. А. Финансирование приоритетных национальных проектов: промежуточные итоги и перспективы реализации / М. А. Валишвили // Путеводитель предпринимателя. – 2020. – № 4. – С. 46–55.

5.     Вершило, Т. А. Реализация национальных проектов: правовые проблемы и пути их решения / Т. А. Вершило // Финансовое право. – 2020. – № 8. – С. 21–23.

6.     Воробьева, Е. И. Национальные проекты Российской Федерации: приоритеты и финансовый контроль над их реализацией / Е. И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2019. – № 4(49). – С. 151–161.

7.     Гетьман, В. Г. Реализация национальных проектов: изменения экономических отношений в обществе / В. Г. Гетьман // Инновационное развитие экономики. – 2019. – № 6(54). – С. 105–109.

8.     Глухова, Л. В. Управление рисками реализации программы "Цифровая экономика Российской Федерации" / Л. В. Глухова, А. Д. Немцев // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2019. – № 1. – С. 70–78.

9.     Голованов, В. И. Роль муниципальных образований в реализации национальных проектов / В. И. Голованов // Муниципальная академия. – 2019. – № 3. – С. 101–107.

10.           Горохова, С. С. Национальные проекты Российской Федерации как инструмент достижения стратегических целей и задач государства / С. С. Горохова // Российская юстиция. – 2020. – № 6. – С. 41–44.

11.           Губин, Е. П. Правовая основа национальных проектов в Российской Федерации / Е. П. Губин // Государство и право. – 2020. – № 8. – С. 104–109.

12.           Гусева, Т. А. Государственные (муниципальные) закупки как механизм реализации национальных проектов / Т. А. Гусева // Юрист. – 2020. – № 6. – С. 19–23.

13.           Давыдова, Ю. А. Национальный проект "Образование" и реализация принципа справедливости в сфере среднего образования / Ю. А. Давыдова, Е. В. Каргаполова, Н. Н. Денисенкова // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 3(25). – С, 228–242.

14.           Ежов, Д. А. Потенциальные риски реализации национальных проектов 2019-2024 и пути их нейтрализации / Д. А. Ежов // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – № 3(32). – С. 41–43.

15.           Зозуля, А. В. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов / А. В. Зозуля, П. В. Зозуля, Т. Н. Еремина // Вестник евразийской науки. – 2019. – № 1. – С. 15–26.

16.           Иваненко, Л. В. Проблемы реализации национальных проектов и определение направлений их решения / Л. В. Иваненко, В. Б. Тасеев // Основы экономики, управления и права. – 2020. – № 6(25). – С. 43–48.

17.           Иваненко, Л. В. Процесс реализации национальных проектов в регионе. Проектное управление / Л. В. Иваненко, Н. А. Тимощук // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. – 2020. – № 3(33). – С. 103–109.

18.           Ильченко, С. В. Национальные проекты России и риски их реализации / С. В. Ильченко // Бизнес и дизайн Ревю. – 2021. – № 2(22). – С. 1–7.

19.           Кремин, А. Е. Проблемы реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в России / А. Е. Кремин // Вектор экономики. – 2019. – № 11(41). – С. 40–55.

20.           Лещинская, А. Ф. Финансирование и реализация национальных проектов во время пандемии COVID-19 / А. Ф. Лещинская, И. Д. Макаров // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 10-3. – С. 296–302.

21.           Лысенко, А. А. Проблемы при реализации национальных проектов Российской Федерации / А. А. Лысенко // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – № 1(53). – С. 234–238.

22.           Малис, Н. И. Актуальные задачи налоговой политики по реализации национального проекта по малому предпринимательству / Н. И. Малис // Налоговый вестник. Консультации. Разъяснения. Мнения. – 2020. – № 1. – С. 69–74.

23.           Мерзляков, А. А. Потенциал субъективности населения в отношении национальных проектов / А. А. Мерзляков // Вестник института социологии. – 2020. – № 4. – С. 143–166.

24.           Митрофанова, И. В. Приоритетные национальные проекты как инструмент социально-экономической и политической модернизации старопромышленных регионов юга России / И. В. Митрофанова, О. А. Чернова, О. Ю. Патракеева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: история, регионоведение, международные отношения. – 2020. – № 5. – С. 213–233.

25.           Национальные проекты и совершенствование мониторинга их реализации в сфере непрерывного профессионального образования / А. В. Федотов [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. – 2020. – № 1. – С. 28–43.

26.           Национальные проекты России: роль и место молодежи в их реализации на региональном уровне / И. С. Крутько [и др.] // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 1(54). – С. 340–346.

27.           Осипов, Н. А. Анализ реализации мероприятий региональной составляющей национального проекта "Культура" в Новосибирской области по итогам 2019 года / Н. А. Осипов // Colloquium-journal. – 2020. – № 6-7(58). – С. 53–55.

28.           Палагин, Н. В. Обзор национального проекта "Цифровая экономика": цели и задачи / Н. В. Палагин, В. А. Носков // Проблемы развития предприятий: теория и практика. – 2019. – № 1-1. – С. 182–184.

29.           Пашихина, Е. В. Оценка исполнения плановых показателей по реализации национальных проектов РФ / Е. В. Пашихина // Международный журнал гражданского и торгового права. – 2020. – № 1. – С. 126–131.

30.           Пересыпкин, А. В. Некоторые проблемы нормативного регулирования, связанные с организацией и осуществлением прокурорского надзора в сфере реализации национального проекта "Здравоохранение" / А. В. Пересыпкин // Медицинское право. – 2021. – № 4. – С. 31–38.

31.           Попович, А. А. История появления и развития национальных и федеральных проектов в России / А. А. Попович // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 32. – С. 773–779.

32.           Рубан, Д. А. Национальные проекты России как объект международных научных исследований / Д. А. Рубан // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2020. – № 2(32). – С. 50–53.

33.           Русин, С. Н. Национальный проект "Экология" в системе организационных и экономических средств ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Правовые аспекты / С. Н. Русин // Экологическое право. – 2020. – № 1. – С. 37–39.

34.           Савкина, Р. В. Национальные проекты в системе мер по достижению целей эффективного развития экономики / Р. В. Савкина // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 4. – С. 287–293.

35.           Слепцова, Е. В. Роль национальных проектов в повышении качества жизни населения Краснодарского края / Е. В. Слепцова, А. О. Алимова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – № 10-2(56). – С. 94–97.

36.           Смирнова, Д. О. Национальные проекты как инструмент государственной социальной политики в Российской Федерации / Д. О. Смирнова, О. Е. Чуйков, А. П. Абрамов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: экономика, социология, менеджмент. – 2020. – № 2. – С. 165–174.

37.           Токаев, Н. Х. Нацпроекты: потенциальные преимущества, формы и методы реализации, цели решаемых задач / Н. Х. Токаев // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2019. – № 4. – С. 150–156.

38.           Тугушев, Р. И. Финансирование национальных проектов в Российской Федерации / Р. И. Тугушев // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – № 12. – С. 73–81.

39.           Ураев, А. В. Национальные проекты России и их финансирование в условиях COVID-19 / А. В. Ураев // Научный журнал молодых ученых. – 2020. – № 3. – С. 155–161.

40.           Фомичева, О. А. Конституция Российской Федерации как национальный проект реализации прав народа на участие в законотворческом процессе / О. А. Фомичева // Конституционное и муниципальное право. – 2020. – № 12. – С. 18–22.

41.           Шабунина, В. В. Роль национального проекта "Наука" в реализации государственной политики в сфере научных исследований и разработок / В. В. Шабунина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – № 1(43). – С. 236–239.

42.           Шестак, Т. С. Региональные особенности формирования системы целевых показателей результативности и эффективности реализации национальных приоритетов в автодорожной сфере / Т. С. Шестак // Вектор экономики. – 2020. – № 6(48). – С. 38–52.

43.           Школьник, И. С. Реализация национальных проектов в области инфокоммуникаций: на примере внедрения 4G стандарта в Южной Корее / И. С. Школьник // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 9-1. – С. 186–193.

 

Информацию подготовила

Л.В. Семёнова,

ведущий библиотекарь ЦПИЭРССК