name.gif

Обычная версия

Версия для слабовидящих



logo1.gif

Как записаться в библиотеку

Консультации по вопросам оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Вы можете оставить отзыв о качестве условий оказания услуг на официальном сайте

Краснодар литературный

Поиск по сайту
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Все о «Пушкинской карте»:

Афиша

Оформление

Возможности

QR

facebook.com youtube.com vkontakte.com

"Да ведают потомки наши

земли родной минувшую судьбу"

 К 255-летию со дня рождения историка Н.М. Карамзина

 

К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

                                             В.Г. Белинский

 

Николай Михайлович Карамзин – русский литератор, историк, издатель, основоположник русского сентиментализма. Родился 12 декабря 1766 года в Симбирске (сейчас Ульяновск) в дворянской семье. Начальное образование получил дома. Вскоре отец отдал его в симбирский дворянский пансион, а в 1778 году – в частный пансион Москвы. Параллельно Карамзин занимался активным изучением языков, посещал лекции в Московском университете. В 1781 году по настоянию отца поступил на военную службу в Преображенский полк. В 1983 году дебютировал в печати с произведением "Деревянная нога". Через год ушел в отставку в чине поручика, а затем переехал из родного Симбирска в Москву.

В столице Карамзин знакомится с Н.И. Новиковым и семьей Плещеевых. Увлекшись масонством, вступает в московский масонский кружок, где начинает тесно общаться с И.С. Гамалеей, А.М. Кутузовым. В это же время он участвует в издании первого в России детского журнала "Детское чтение для сердца и разума".

В 1789-1790 годах Николай Михайлович путешествовал по Европе, познакомился со многими известными личностями той эпохи: Ш. Бонне, И. Кантом и др. Итогом стали знаменитые "Письма русского путешественника". По возвращению в Москву Карамзин продолжает заниматься литературной деятельностью. Он много сделал для развития русского языка, освободил прозу от обветшалых, архаических форм, выработав легкую, изящную интонацию фразы, обогатив словарный состав.

С 1803 года и до самой смерти Николай Михайлович занимался "Историей государства Российского", некоторые главы читал Александру I. Многотомное сочинение описывает российскую историю, начиная с древнейших времен до правления Ивана Грозного и смутного времени. Чем "История…" Карамзина привлекает к себе читателей многих поколений? Это прекрасно изложенная история людей, их деяний, замыслов, чувств. Она рисует судьбы правителей и подчинена единой идее, пусть и не совсем верной, но создавшей на всем пространстве многотомного изложения род грандиозного сюжета.

Занятый преимущественно жизнью правителей, он понимал, что через их судьбы и проявляются, прежде всего, общие судьбы народов. Он уделял много внимания описаниям быта, истории торговли и земледелия. Карамзин писал свою "Историю…" до конца жизни, но не успел ее закончить. Текст рукописи XII тома обрывается на главе "Междоцарствие 1611-1612". В то же время автор воплотил свой замысел почти полностью, поскольку намеревался довести изложение до начала правления дома Романовых в 1613 году.

Автор Ю.М. Лотман в книге "Карамзин" (Санкт-Петербург, 1997) впервые собрал все свои работы, посвященные творчеству великого русского писателя, поэта, публициста, историка Н.М. Карамзина. Том состоит из четырех разделов. Первый – "Сотворение Карамзина" – монография о жизни и деятельности писателя; второй – статьи и исследования, посвященные отдельным произведениям Карамзина либо определенным этапам его творческого пути; третий – заметки и рецензии. Вступительная статья известного филолога рассказывает о Ю.М. Лотмане – исследователе творчества Карамзина. Книга адресована специалистам-филологам, педагогам и учащимся вузов, а также всем интересующимся литературой и историей.

Когда появилась повесть "Бедная Лиза", ее автору шел двадцать шестой год, она фактически открывает десятилетие его оригинальной художественной прозы и становится точкой отсчета и в более широком плане – для всей русской прозы Нового времени. В монографии В.Н. Топорова "Бедная Лиза" Карамзина" (Москва, 1995) предлагается анализ повести. Благодаря Карамзину в русской прозе появились новые приемы усиления психологизма повествования. Именно Карамзин ввел в русскую литературу фигуру рассказчика и читателя. Монография В.Н. Топорова представляет собой многоуровневое исследование "Бедной Лизы", в результате которого в полной мере решена поставленная автором задача – выявить новшества, привнесенные Карамзиным в русскую литературу.

Николай Михайлович Карамзин – монументальное и в то же время парадоксальное явление русской литературы. С момента выхода его первых повестей, а затем томов "Истории государства Российского" он стал объектом самой противоречивой критики. В антологии "Карамзин: pro et contra" (Санкт-Петербург, 2006) собраны рассеянные по разным изданиям оценки личности и творчества Карамзина, данные корифеями русской литературы, критиками и историками, исследователями, развернут широчайший спектр мнений – восторженных и скептических, благоговейных и пренебрежительных, взвешенных и уничижающих. Приведенные материалы, многие из которых ранее не переиздавались, позволяют по-новому взглянуть на творчество Н.М. Карамзина.

 

Подготовила

З. Н. Тюренкова,

зав. сектором ОПЛ

отдела городского абонемента












новаябиблиотека.рф

tounb-logo.gif libnet.gif polpred_banner.png
88x31_0101.gif 88x31_0201.gif 88x31_0301.gif Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки polpred_banner.png yandex yandex

Яндекс.Метрика