Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

"Ему улыбались все краски мира"

К 160-летию со дня рождения К. Коровина (5 декабря)

5 декабря исполняется 160 лет со дня рождения удивительного художника, яркого представителя русского импрессионизма, преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Константина Алексеевича Коровина.

Константин Коровин выделяется среди мастеров русской живописи. Именно он стоял у истоков русского импрессионизма, вдохновлённый и наученный Василием Поленовым. Но, в отличие от его учителей и современников, творчество Коровина практически полностью было лишено русской пронизывающей грусти.

Поленов был в недоумении, что совершенно так же ему ответил и Левитан. Тогда он стал говорить нам об импрессионистах".

Именно под влиянием Поленова Коровин быстро и точно нашёл свою живописную нишу – человек в пленэре.

Пока вниманием зрителей завладевали передвижники, погружая их в своё особое видение, Коровин двигался в сторону тогда ещё малоизвестных импрессионистов. Искренне влюбленный в многоцветье окружающей природы, он всегда стремился найти соответствующий колористический образ. Коровин говорил: "Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок, форм, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени".

У Коровина был собственный взгляд на мир. Его манера особого цвета проявилась в первой же работе "Портрет хористки" (1883), которую позже назвали первой "ласточкой" в движении русского импрессионизма. В ней ощущается новая, не присущая тому времени эстетика, заметны характерные отличия от классических для того времени картин. До "Портрета хористки" наши художники не создавали произведений, столь непосредственно передающих связь человека и окружающей среды во всём богатстве цветовых рефлексов, написанных со всей свежестью колористической гаммы.

Одна из лучших картин в творческом наследии Коровина – "У балкона. Испанки Леонора и Ампара". Гармоничная, и при этом не броская в своём колористическом решении, она стала интересным опытом для художника. Картину он писал в 1888-1889 годах в Испании. Главным толчком для её создания было желание передать испанскую жизнь без прикрас и привычных тематических аксессуаров. 

Моделей для картины, Ампару и Леонору, Константину помог найти швейцар гостиницы, где он остановился. Модели и художник сразу нашли общий язык: они вместе веселились, пели и танцевали в перерывах между сеансами. Интересно, что скромные девушки категорически отказывались от денег за позирование. Вместо этого Коровин отвёл их на местный базар и купил им обувь и новые китайские платки.

Коровин – прекрасный портретист. В портретируемом человеке его прежде всего интересовало своеобразие облика, точно переданное впечатление от первой встречи. Это очень сильно чувствуется во всех его работах, начиная с портрета итальянского певца Анджело Мазини, в котором Коровин ярко выделяет таинственность его таланта.

Интересен в данном контексте портрет Татьяны Любатович. По характеру эта картина ближе к жанровой, чем к портретной. Любатович словно "вырвана" из момента,  художник подчёркивает естественность этого образа,  живую, игривую позу, взгляд и лёгкую улыбку модели. Своей игрой со светом он передаёт заливистое солнце, пышную нарядную зелень и яркое, воздушное, словно зефир, платье.

Во второй половине 1890-х годов Коровин трудился в самых разных областях, включая активную работу над декорациями для частной оперы Саввы Мамонтова и Владимира Теляковского. По заказам последнего художник создал огромное количество удивительных декораций, которые производили ошеломляющее впечатление на зрителей. Среди декорируемых постановок опера "Демон" А.Г. Рубинштейна, балет Ц. Пуни "Конёк-Горбунок", балет Л. Минкуса "Дон Кихот" и многие другие. Каждая декорация была создана художником не просто как фон для действия, а как колористическое воплощение постановки, где основа – сам танец, а движения переданы пульсирующими вспышками цветов. В этот же период он познакомился с Фёдором Шаляпиным, который стал для него близким другом.

Творческое сотрудничество певца и художника стало продуктивным и запоминающимся для всего мира искусства. Коровин работал над сценографией театральных постановок, в которых участвовал Шаляпин: создание костюма Ивана Грозного для "Псковитянки" Римского-Корсакова, декорации для его выступлений. В 1905 и 1911 годах художник написал знаменитые портреты Фёдора Ивановича. В 1939 году, когда певец ушёл из жизни, а самому Коровину оставалась жить несколько месяцев, он написал книгу о великом русском актёре "Шаляпин. Встречи и совместная жизнь", где вспомнил все моменты их дружбы от знакомства до самой смерти. Кроме воспоминаний в книгу включены и рассказы Коровина, посвящённые Фёдору Ивановичу.

Коровин был тем художником, который ради прекрасных пейзажей путешествовал буквально по всей России и Европе. Очень примечательны его работы, написанные на Севере, куда он отправился вместе с Валентином Серовым. Они посетили Архангельск, Мурманск, Северную Двину, Норвегию, Швецию. Оттуда Коровин привёз множество этюдов, которые впоследствии стали полноценными картинами.

Обобщённый образ этой поездки закрепился на картине "Гаммерфест. Северное сияние", которая стала главной в северном цикле. Она написана в любимом формате Коровина – на вытянутом по вертикали холсте. Первым делом взгляд зрителя падает на удивительную ночную тьму, озарённую яркими всполохами сияния в лиловых, голубых, розовых, жёлтых оттенках. После внимание обращается на узкие фасады домов на сваях, их крыши, архитектуру. Город словно замер, а художник поймал самый прекрасный умиротворённый момент чудесного проявления природы.

Коровин был частым гостем в Париже. Влюблённый в его городские пейзажи и особую атмосферу, в начале ХХ века он создаёт ряд картин, который получил название "Парижские огни". Эта серия отличается особой цветопередачей: улицы, будь то день или ночь, горели яркими красками на холстах.

Вдохновлённый импрессионистами, которые во Франции были на пике своей славы, Константин Алексеевич тоже вступает в игру с цветом, создавая новые сюжеты. Особенно ему удавался ночной город. Улицы, словно в нарядных ожерельях огней, со светящимися витринами и бесконечным движением. Теплая гамма цветов подчёркивает те чувства, которые испытывал Коровин, работая во Франции.

Открытые импрессионистические принципы проявились в двух картинах с одинаковым названием –  "Парижское кафе". Небрежные мазки, отсутствие очертаний, игра контрастов. Обе картины написаны в утренние часы, о чём свидетельствуют тёплые светлые оттенки. Все элементы на картинах выглядят неброско, и зрителю словно открывается доступ к поэзии парижского утра.

Определённо, "Парижские кафе" стали одними из самых выдающихся работ Коровина. Именно здесь проявилась его душа, его рвение к сочетанию цветов и контрастов, раскрылся тот особый русский импрессионизм, который был в душе художника всё это время. Очень часто эти картины, как и весь цикл "Парижских огней", сравнивали с работами Моне и Писсарро, но Константин Алексеевич пошёл по другому пути, отличному от слепого подражания великим импрессионистам.

В начале ХХ века натюрморт буквально захватил искусство, и полотна Коровина не стали исключением. В его творчество, словно свежий глоток воздуха, ворвались разнообразные композиции. В своих натюрмортах он больше обращался к декоративному импрессионизму, что особенно заметно в работах, связанных с уже упомянутой серией "Парижские огни". Здесь внимание зрителя переходит от цветов к свету за окном – ночному Парижу.

Как и в любом другом направлении, Коровин словно заставляет зрителя поверить в реальность натюрмортов, прочувствовать ту действительность, которую он создаёт на холсте. Интересно, что на некоторых картинах были изображены не настоящие цветы, а искусственные, но это абсолютно незаметно при стремлении художника вдохнуть жизнь в каждый сюжет.

Одна из самых знаменитых его картин – "Бумажные фонарики". Холст сильно вытянут в высоту, что несколько необычно для русской станковой живописи, но иногда использовалось Коровиным. Смуглое лицо женщины таинственно: поджигание фонарика – особый, таинственный ритуал. Свет в розовом фонарике теплится, что на фоне темных одеяний выглядит ещё заметнее. Коровин сам себе задал задачу, основанную на яркости и контрасте, и превосходно её выполнил.

В 1910 году художник построил дачу в Крымском Гурзуфе. Целых 7 лет до революции Коровин регулярно приезжал туда и создавал множество прекрасных пейзажей. Крымские пейзажи стали занимать значительное место в творчестве Константина Алексеевича. Чаще всего на пейзажах появлялись розы – Коровин трепетно относился к любимым цветам, которые росли на его дачном участке.

Кроме собственной дачи Коровин запечатлел гурзуфскую местность, городские пейзажи Севастополя, Ялту, а также написал множество натюрмортов.

Трудно переоценить вклад Константина Коровина в русскую художественную культуру. Его произведения, хранящиеся в музеях многих городов нашей страны, включая небольшие провинциальные галереи, всегда привлекают зрителей. Уроки Коровина усвоили Илья Машков, Роберт Фальк, Мартирос Сарьян, Николай Сапунов и другие живописцы. Всех его учеников, таких разных по стилевым предпочтениям, объединяли тонкое чувство света и любовь к игре с колоритом.

Составитель М.В. Компаниец,

библиотекарь первой категории

отдела литературы по искусству.

 

Список литературы:

 

Басыров, А. Я. Константин Алексеевич Коровин 1861–1939 / А. Я. Басыров. – Ленинград : Художник РСФСР, 1985. – 105 с. : ил.

Гребенюк, В. А. Работы К. А. Коровина / В. А. Гребенюк. – Краснодар : Книжное издательство, 1961. – 15 с. : ил.

Гусарова, А. П. Константин Коровин: путь художника. Художник и время : альбом / А. П. Гусарова. – Москва : Советский художник 1990. – 240 с. : ил.

Коган, Д. З. Константин Коровин : монография / Д. З. Коган. – Москва: Искусство, 1962. – 360 с. : ил.

Константин Алексеевич Коровин : альбом / автор-составитель С. Г. Капланова. – Москва : Изобразительное искусство, 1973. – 44 с. : ил.

Константин Алексеевич Коровин, 1861–1939 : станковое творчество : альбом / составитель и автор текста М. Ф. Киселев. – Москва : Искусство, 1971. – 20 с. : ил.

Константин Коровин : альбом / автор-составитель В. С. Турчин. – Москва : Изобразительное искусство, 1991. – 60 с. : ил.

Константин Коровин : жизнь и творчество : письма, документы, воспоминания / составитель Н. М. Молева, предисловие Б. Иогансона. – Москва : Издательство Академии художеств СССР, 1963. – 564 с. : ил.

Константин Коровин : альбом / автор текста М. Киселёв. – Москва : Белый город, 2001. – 64 с. : ил.

Коровин, К. А. Константин Коровин вспоминает / К. А. Коровин, автор вступительной статьи И. С. Зильберштейн. – Москва : Изобразительное искусство, 1990. – 608 с. : ил.

Коровин, К. А. Шаляпин. Встречи и совместная жизнь / К. А. Коровин; предисловие Ю.Ф. Котлярова ; составитель и комментарии И. П. Хабарова. – Москва : Московский рабочий, 1993. – 221 с. : ил.

Круглов, В. Ф. Коровин: альбом / В. Ф. Круглов. – Москва : Изобразительное искусство, 1997. – 159 с. : ил.

Русский пейзаж :  энциклопедия мирового искусства / автор текста М. В. Манин. – Москва. : Белый город, 2001. – 632 с. : ил.

Филиппов, В. А. Импрессионизм в русской живописи / В. А. Филиппов. – Москва : Белый город, 2003. – 320 с. : ил.