Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Художник, слушавший время

К 120-летию со дня рождения Ю. И. Пименова

В 2023 году исполняется 120 лет со дня рождения Юрия Ивановича Пименова, признанного классика советского изобразительного искусства.

Его творчество всегда было созвучно течению времени. Каждая его работа является отголоском различных событий, чувств и душевного света художника. Сотни произведений разных жанров и направлений – театр, графика, живопись, монументально-декоративная работа.

Творческий путь Юрия Ивановича начался в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Именно там, во время переломного момента в истории отечественного искусства 1920-х, вместе со своими соратниками он учредил Общество станковистов. Художники группы ОСТ выступали за сохранение фигуративной картины и отстаивали ее позиции перед новыми формами искусства — фотографией и дизайном. При этом внедряли в эту самую станковую картину принципы, свойственные таким передовым видам искусства, как кинематограф. Возникновению Общества станковистов предшествовали попытки молодых художников создать объединения с близкими задачами и целями. Так, в 1924 году бывшими вхутемасовцами Юрием Пименовым, Александром Дейнекой и Андреем Гончаровым было организовано «Объединение трех», которые не просто шли «в ногу со временем» но даже опережали его.

Живопись и графику Пименова отличает доступность и ясность: художник изображает настоящих людей, героев своего времени, активных и динамичных, мускулистых и пластичных. Мужчины и женщины, спортсмены, танцующие пары, рабочие фабрик и заводов — все они заняты делом и предельно конкретны.

Резкие цветовые контрасты, композиционная насыщенность, нервная острота психологического состояния героев — ощущение, что Пименова переполняют эмоции, он не может остановиться на одном конкретном сюжете или же конкретном моменте. Для него важна каждая деталь – колючая проволока, брошенные на стол перчатки, количество цветов в букете. И в этом есть попытка передать собственные смешанные ощущения от времени и реальности происходящего.

Юрий Пименов обращался и к портретному жанру, который в советское время стал настоящим пристанищем для художников, избегающих политически и социально ангажированных сюжетов. Портретные изображения друзей, родных, а в особенности знакомых дам, открывали для него целое поле для экспериментов.

Пименов был известен не только как художник, но и как писатель: его сборник эссе и воспоминаний «Таинственный мир зрелищ» вышел в 1974 году. Он был очарован театром и атмосферой, которая царила на сцене и в закулисье, и поэтому, обладая необыкновенным писательским даром, описывал все свои впечатления вплоть до мелочей: цвет помады женщин, наряжающихся перед походом в театр, тающие на шубах снежинки, мерцание люстр и лица зрителей, замирающих при звуках настраиваемого оркестра.

В своей книге Пименов описывает и публикует зарисовки мастерских, где делают нежные балетные пачки, гримёрок, в которых на манекенах развешены парики и костюмы, театральных лож и буфета. Но больше всего его волновали актёры и актрисы — самые обычные люди, полные забот и огорчений, которые перевоплощаются в своих гримёрках, меняя и внешний вид, и внутреннее состояние.

Излюбленными темами художников французского импрессионизма, на которых ориентировался Юрий Пименов, были повседневные сценки, разыгранные на улицах города. Пименов смотрит на повествовательный жанр шире: он обращается к вещному миру, учится видеть и запечатлевать характеры простых предметов и преподносить их зрителю как сокровища.

Юрий Пименов — один из главных художников, уделяющих особое внимание советскому быту и событиям ХХ века. Этот интерес не обошёл стороной и тематику военных лет.

Однако, в отличие от многих своих современников, Пименова не привлекали батальные сцены. Он, не изменяя своему творческому пути, обращался к народу, и даже в картинах, посвящённых страшным военным временам, он придавал красоту и изящества бытовой стороне. Героями и героинями его полотен становились простые люди, старавшиеся продолжать жизнь, пока на фронте шла борьба за Родину.

Военная тема нашла отголоски и в позднем творчестве художника. Картина «Воспоминания о пайковом хлебе», написанная в 1962 году и вошедшая в самую известную серию Пименова «Новые кварталы», раскрывает перед зрителями историю, заставшую практически каждую семью: несмотря на новую и спокойную жизнь, страдания и ужасы войны всегда оставались в памяти всех жителей страны.

Интересно отметить, что военные работы Пименова почти всегда изображают зиму. Исключением не стала и эта картина: в «прошлом» остаются холод и голод, а сегодняшний день — солнечный и очень светлый.

Будучи преподавателем ВГИКа, он смог передать свои знания множеству студентов, позволяя своему творчеству стать неотъемлемой частью советского художественного наследия.

Отдел литературы по искусству представляет книжно-иллюстративную выставку «Художник, слушавший время», посвящённую 120-летию со дня рождения Юрия Ивановича Пименова. Выставка продлится с 15 по 30 ноября.





Информацию подготовила

М. В. Компаниец

ведущий библиотекарь

отдела литературы по искусству

Список использованной литературы:

Барабанова, Н. А. Юрий Пименов / Н. А. Барабанова. – Ленинград: Издательство «Аврора», 1972. – 154 с. : ил.

Бескин, О. М. Юрий Пименов / О. М. Бескин. – Москва : Издательство «Советский художник», 1960. – 135 с. : ил.

Пименов, Ю. И. В Подмосковье / Ю. И. Пименов. – Москва : Государственное издательство «Искусство», 1958. – 84 с. : ил.

Пименов, Ю. И. Таинственный мир зрелищ. / Ю. И. Пименов. – Москва : «Советский художник», 1974. – 80 с. : ил.

Сидоров, А. Ю. Юрий Иванович Пименов / А. Ю. Сидоров, редактор Г. П. Конечна. – Москва : Издательство «Советский художник», 1986. – 231 с. : ил.

Тэсс, Т. Н. Путешествие без спутников. / Т. Н. Тэсс. – Москва : «Советская Россия», 1974. – 256 с. : ил.

Юрий Иванович Пименов / под редакцией А. Н. Тырса. – Ленинград : «Художник РСФСР», 1980. – 70 с. : ил.

Юрий Пименов / автор текста Е. Логинова. – Москва : «Изобразительное искусство», 1970. – 55 с. : ил.