Экскурсии по «Пушкинской карте» Консультации по вопросам Вы можете оставить отзыв Анкета доступна по QR-коду, |
Любовью материнской мы согреты «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери», – говорил Антон Чехов о своей маме, человеке душевном и отзывчивом. У неё было семеро детей, и она всецело посвятила себя семье. Великие матери великих людей – многие из них, будучи обычными домохозяйками, сыграли ключевую роль в становлении своих детей. Несмотря на всемирную славу их знаменитых детей, о них, о матерях, известно мало, да, признаться, редко, кто ими интересуется. А ведь их известные дети во многом именно им обязаны тем, кем они стали.
Евгения Яковлевна Чехова, в девичестве Морозова, мать всемирно известного писателя Антона Павловича Чехова, сыграла значительную роль в формировании характера своих детей. Евгения Яковлевна была человеком душевным, тихим, мягким, отзывчивым. Антон Павлович Чехов вспоминал: «На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особенной остротой и горячей признательностью. Всегда спокойная, доброжелательная, добрая, она была образцом женственности и материнства». Книга А.П. Кузичевой «Чехов. Жизнь «отдельного человека»» (Москва, 2010) – капитальное исследование известного литературоведа, в котором можно прочитать и о взаимоотношениях писателя с мамой. Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, русская и советская писательница, драматург, поэтесса и переводчица, хорошая знакомая семьи Чеховых писала: «Я никогда не видела, чтобы она сидела, сложив руки: вечно что-то шила, кроила, варила, пекла… Она была великая мастерица на всякие соленья и варенья, и угощать и кормить было ее любимым занятием. Принимала и угощала как настоящая старосветская помещица, с той разницей, что все делала своими искусными руками, ложилась позже всех и вставала раньше всех». Евгения Яковлевна Чехова говорила: «Мои дети любят меня каждый по-своему. И я стараюсь любить каждого из них так, как это нужно именно ему». Значительная роль матери в формировании личности и характеров детей была очевидна. Антон Павлович унаследовал от нее отзывчивость и мягкость. Евгения Яковлевна обладала поэтической натурой, любила театр. Впервые эта любовь проявилась в ней во время обучения в пансионе благородных девиц. Потом замужество, быт, дети. И все же Евгения Яковлевна не только не растеряла любви к прекрасному, но и сумела привить это чувство своим детям. Вместе с мужем она обеспечила юному Чехову благодатную почву, на которой и распустился его талант. «Мы с мамой – почти одно и то же…», — так говорил знаменитый русский поэт XX века Александр Блок. Едва ли найдется в истории русской литературы пример столь прочной взаимной связи поэта и его матери, не только духовной, но и творческой. Личность Александры Бекетовой, дочери русского ботаника, профессора и ректора Императорского Санкт-Петербургского университета, бесспорно, оказала большое влияние на становление будущего поэта-символиста.
«Кроме своей великой любви, Александра Андреевна вложила в сына черты своей натуры. Мать и сын были во многом сходны. Повышенная впечатлительность, нежность, страстность, крайняя нервность, склонность к мистицизму и к философскому углублению жизненных явлений, – все это черты, присущие им обоим», – пишет её сестра Мария Бекетова в своей книге «Александр Блок и его мать: воспоминания и заметки». Александр Блок, которого в раннем детстве мать ласково называла «Бибой», на протяжении всей ее жизни был исключительной, самой глубокой и сильной привязанностью. На нем сосредоточилась вся материнская нежность и любовь, которая с годами становилась лишь крепче. Блок вырос в атмосфере ректорского дома, в котором к литературе относились с благоговением, часто обсуждали творчество классиков и современных писателей, цитируя стихотворения и прозу. В книге «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах» читаем: «вся обстановка жизни в семье матери способствовала развитию моей любви к слову», – писал поэт в автобиографии. Будучи по своей натуре прежде всего матерью, Александра Андреевна писала сказки для своего Саши, которые он очень любил, и очень скоро, в возрасте 7 лет, сам начал сочинять коротенькие рассказы, стихи, ребусы, составляя из них альбомы и журналы. Один из таких сборников, состоящих из четверостишья и ребуса, называется «Мамулин альбом». Неразрывная духовная связь была между ними на протяжении всей жизни. Доказательством этой близости служат груды их писем друг другу. Александр Блок и во взрослом возрасте относился к матери с большой любовью и теплотой, доверяя ей и первое прочтение своих стихотворений, и сердечные переживания, всегда находя у нее поддержку и понимание.
Детство будущего писателя прошло в Одессе. Бедная комната, в которую вели три ступеньки, с погребом под полом, стараниями мамы превратилась в уютную обитель. «Комната была небольшая, но очень нарядная, в ней было много занавесок, цветов, полотенец, расшитых узорами. И всё это сверкало чистотой, так как чистоту мама любила до страсти». Она не опускала рук, когда их опустил бы любой другой, и под осуждающими взглядами соседей (незамужняя, с детьми) сохраняла спокойное достоинство. Сама зарабатывала деньги и поднимала детей. В дневниках, воспоминаниях и художественной прозе Чуковского складывается портрет «мамочки» – набожной, строгой, величавой, всегда занятой делом, сосредоточенной молчуньи, чьи руки всё умеют – и делать дивные вареники, и творить искусную вышивку. Это образ мамы, которая всё понимает, без дела не отругает, и когда надо, пожалеет. Чуковский с нежностью писал о мамином неподражаемом юморе, доверчивости, редкой деликатности и красоте души. Мама одного из самых мистических русских авторов – Михаила Булгакова была очень энергичным и позитивным человеком, хотя на ее долю выпало немало испытаний. Довольно рано Варвара Михайловна овдовела и осталась одна c семью детьми на руках. Однако неунывающая Варвара, вместо того чтобы печалиться и роптать на судьбу, с характерным ей задором взялась за воспитание и образование своих отпрысков. Вскоре в семье случилось прибавление — брат мужа отдал Варваре на воспитание троих племянников. Где семь, там и десять. Но даже по тем временам десять детей были нелегкой ношей, особенно для одинокой вдовы.
Булгаков обожал свою мать. Да и могло ли быть иначе: всегда веселая и внешне счастливая, она со смехом встречала все трудности. Именно мать привила Булгакову любовь к театру, литературе, искусству. Она заронила в голову юному Мише идею начать сочинять прозу — первый рассказ Булгаков написал в семь лет. Отражением истинной любви к матери стал полуавтобиографичный роман «Белая гвардия». Именно с Варвары Михайловны Булгаков списал мать главных героев. Мать Александра Твардовского Мария Митрофановна родом из обедневшей дворянской семьи – настолько бедной, что отец однажды не смог заплатить «дворянский оброк» – четвертную за ношение фуражки – и был вычеркнут из благородных списков. Дворянство это вспоминалось как смешной казус давно прошедшей жизни… В семье было семеро детей, и все девочки. Они с детства знали крестьянский труд. Мария умела и пахать, и сеять, и лён отбеливать. А вот читала и писала с трудом.
В 1965 году Мария Митрофановна умерла. Вернувшись из Смоленска с похорон, Твардовский написал четыре замечательных стихотворения, которые составили цикл «Памяти матери». Он признан лучшим во всей русской лирике, посвящённой этой теме. Стихотворение «Перевозчик-водогребщик» завершает цикл. «Тот час, когда рождаются произведения такой силы, становится редким и счастливым часом. И в этих стихах Твардовского больше всего потрясают правда жизни, бесстрашная правда чувств, подлинность, образность, богатство и чистота языка, его глубинная поэтическая мощь».
В рассказе «Боря» Шукшин пишет: «Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, всю жизнь – жалеет». Будучи отцом троих детей, Шукшин всегда помнил, что он – сын. Отвечая матери на вопрос о главном герое фильма «Калина красная», говорил: «А знаешь, в чём главная трагедия Егора Прокудина? В том, что он мать родную забыл, предал». По убеждению В. Шукшина, – это самый страшный грех, по крайней мере, один из страшных грехов человеческих. «Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более ёмкого для любви, чем сердце матери», – написал когда-то Максим Горький, напоминая нам о том, как много связано у каждого человека со словом «мама».
Библиографический список:
Варламов, А. Н. Михаил Булгаков / А. Н. Варламов. – Москва : Молодая гвардия, 2008. – 840 с. Коробов, В. Шукшин : вещее слово / В. Коробов. – Москва : Молодая гвардия, 1999. – 406 с. Кузичева, А. П. Чехов. Жизнь «отдельного человека» / А. П. Кузичева. – Москва : Молодая гвардия, 2010. – 848 с. Немеровская, О. Воспоминания, письма, дневники / О. Немеровская, Ц. Вольпе. – Москва : Аграф, 1999. – 288 с. Турков, А. М. Александр Твардовский / А. М. Турков. – Москва : Молодая гвардия, 2010. – 408 с. Чуковский Корней Иванович // Искусство автографа: инскрипты писателей и художников в частных собрания российских библиофилов / составитель М. Сеславинский. – Москва : Бослен, 2015. – Т. 2. – С. 452-455.
Информацию подготовила И.В. Пономарева, |