Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Любовью материнской мы согреты

«Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери», – говорил Антон Чехов о своей маме, человеке душевном и отзывчивом. У неё было семеро детей, и она всецело посвятила себя семье.

Великие матери великих людей – многие из них, будучи обычными домохозяйками, сыграли ключевую роль в становлении своих детей. Несмотря на всемирную славу их знаменитых детей, о них, о матерях, известно мало, да, признаться, редко, кто ими интересуется. А ведь их известные дети во многом именно им обязаны тем, кем они стали.


Евгения Яковлевна Чехова, в девичестве Морозова, мать всемирно известного писателя Антона Павловича Чехова, сыграла значительную роль в формировании характера своих детей. Евгения Яковлевна была человеком душевным, тихим, мягким, отзывчивым. Антон Павлович Чехов вспоминал: «На фоне внешней суровости отца материнская заботливость и нежное отношение к детям воспринимались нами с особенной остротой и горячей признательностью. Всегда спокойная, доброжелательная, добрая, она была образцом женственности и материнства». Книга А.П. Кузичевой «Чехов. Жизнь «отдельного человека»» (Москва, 2010) – капитальное исследование известного литературоведа, в котором можно прочитать и о взаимоотношениях писателя с мамой.

Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, русская и советская писательница, драматург, поэтесса и переводчица, хорошая знакомая семьи Чеховых писала: «Я никогда не видела, чтобы она сидела, сложив руки: вечно что-то шила, кроила, варила, пекла… Она была великая мастерица на всякие соленья и варенья, и угощать и кормить было ее любимым занятием. Принимала и угощала как настоящая старосветская помещица, с той разницей, что все делала своими искусными руками, ложилась позже всех и вставала раньше всех».

Евгения Яковлевна Чехова говорила: «Мои дети любят меня каждый по-своему. И я стараюсь любить каждого из них так, как это нужно именно ему». Значительная роль матери в формировании личности и характеров детей была очевидна. Антон Павлович унаследовал от нее отзывчивость и мягкость.

Евгения Яковлевна обладала поэтической натурой, любила театр. Впервые эта любовь проявилась в ней во время обучения в пансионе благородных девиц. Потом замужество, быт, дети. И все же Евгения Яковлевна не только не растеряла любви к прекрасному, но и сумела привить это чувство своим детям. Вместе с мужем она обеспечила юному Чехову благодатную почву, на которой и распустился его талант.

«Мы с мамой – почти одно и то же…», — так говорил знаменитый русский поэт XX века Александр Блок. Едва ли найдется в истории русской литературы пример столь прочной взаимной связи поэта и его матери, не только духовной, но и творческой. Личность Александры Бекетовой, дочери русского ботаника, профессора и ректора Императорского Санкт-Петербургского университета, бесспорно, оказала большое влияние на становление будущего поэта-символиста.


«Вся жизнь Александры Андреевны имела одно содержание – сын. Она преклонялась перед ним и гордилась, как только может гордиться мать своим гениальным, прекрасным сыном», – отмечается в книге О. Немеровской и Ц. Вольпе «Судьба Блока» (Москва, 1999). Собранная по документам, воспоминаниям, письмам, заметкам, дневникам, статьям и другим материалам известными литературоведами, данная книга представляет собой уникальное издание о жизни поэта.

«Кроме своей великой любви, Александра Андреевна вложила в сына черты своей натуры. Мать и сын были во многом сходны. Повышенная впечатлительность, нежность, страстность, крайняя нервность, склонность к мистицизму и к философскому углублению жизненных явлений, – все это черты, присущие им обоим», – пишет её сестра Мария Бекетова в своей книге «Александр Блок и его мать: воспоминания и заметки».

Александр Блок, которого в раннем детстве мать ласково называла «Бибой», на протяжении всей ее жизни был исключительной, самой глубокой и сильной привязанностью. На нем сосредоточилась вся материнская нежность и любовь, которая с годами становилась лишь крепче.

Блок вырос в атмосфере ректорского дома, в котором к литературе относились с благоговением, часто обсуждали творчество классиков и современных писателей, цитируя стихотворения и прозу. В книге «А. А. Блок в воспоминаниях современников и его письмах» читаем: «вся обстановка жизни в семье матери способствовала развитию моей любви к слову», – писал поэт в автобиографии.

Будучи по своей натуре прежде всего матерью, Александра Андреевна писала сказки для своего Саши, которые он очень любил, и очень скоро, в возрасте 7 лет, сам начал сочинять коротенькие рассказы, стихи, ребусы, составляя из них альбомы и журналы. Один из таких сборников, состоящих из четверостишья и ребуса, называется «Мамулин альбом».

Неразрывная духовная связь была между ними на протяжении всей жизни. Доказательством этой близости служат груды их писем друг другу. Александр Блок и во взрослом возрасте относился к матери с большой любовью и теплотой, доверяя ей и первое прочтение своих стихотворений, и сердечные переживания, всегда находя у нее поддержку и понимание.


Мама автора знаменитого «Мойдодыра» — Екатерина Осиповна Корнейчукова, была простой крестьянкой. Какой восхитительно нежной, мудрой и мужественной была мама у Корнея Чуковского, можно узнать из его автобиографической повести «Серебряный герб»: «Мама была из тех русских женщин, которые останавливают скачущих коней и входят в горящие избы. Её жизнь была повседневным материнским подвигом, непрестанным усилием воли».

Детство будущего писателя прошло в Одессе. Бедная комната, в которую вели три ступеньки, с погребом под полом, стараниями мамы превратилась в уютную обитель. «Комната была небольшая, но очень нарядная, в ней было много занавесок, цветов, полотенец, расшитых узорами. И всё это сверкало чистотой, так как чистоту мама любила до страсти». Она не опускала рук, когда их опустил бы любой другой, и под осуждающими взглядами соседей (незамужняя, с детьми) сохраняла спокойное достоинство. Сама зарабатывала деньги и поднимала детей.

В дневниках, воспоминаниях и художественной прозе Чуковского складывается портрет «мамочки» – набожной, строгой, величавой, всегда занятой делом, сосредоточенной молчуньи, чьи руки всё умеют – и делать дивные вареники, и творить искусную вышивку. Это образ мамы, которая всё понимает, без дела не отругает, и когда надо, пожалеет. Чуковский с нежностью писал о мамином неподражаемом юморе, доверчивости, редкой деликатности и красоте души.

Мама одного из самых мистических русских авторов – Михаила Булгакова была очень энергичным и позитивным человеком, хотя на ее долю выпало немало испытаний. Довольно рано Варвара Михайловна овдовела и осталась одна c семью детьми на руках. Однако неунывающая Варвара, вместо того чтобы печалиться и роптать на судьбу, с характерным ей задором взялась за воспитание и образование своих отпрысков.

Вскоре в семье случилось прибавление — брат мужа отдал Варваре на воспитание троих племянников. Где семь, там и десять. Но даже по тем временам десять детей были нелегкой ношей, особенно для одинокой вдовы.


«Она вела нас твердой, но умной рукой», — вспоминают дети о своей матери. Варвара Михайловна действительно много сил отдала воспитанию детей. Многим женщинам стоит поучиться у этой удивительной женщины терпению, упорству, мягкой строгости в отношениях с детьми. «Сильная, любящая, очень мудрая женщина, хранительница этого мира, которой было суждено пережить революции и войны и печься о своих детях», – так описывается мать писателя в книге А.Н. Варламова «Михаил Булгаков» (Москва, 2008). Автор книги предлагает свою версию судьбы Михаила Афанасьевича, он считает, что все бытие писателя было непрерывным, осмысленным, обреченным на поражение в жизни и на блистательную победу в литературе.

Булгаков обожал свою мать. Да и могло ли быть иначе: всегда веселая и внешне счастливая, она со смехом встречала все трудности. Именно мать привила Булгакову любовь к театру, литературе, искусству. Она заронила в голову юному Мише идею начать сочинять прозу — первый рассказ Булгаков написал в семь лет. Отражением истинной любви к матери стал полуавтобиографичный роман «Белая гвардия». Именно с Варвары Михайловны Булгаков списал мать главных героев.

Мать Александра Твардовского Мария Митрофановна родом из обедневшей дворянской семьи – настолько бедной, что отец однажды не смог заплатить «дворянский оброк» – четвертную за ношение фуражки – и был вычеркнут из благородных списков.

Дворянство это вспоминалось как смешной казус давно прошедшей жизни… В семье было семеро детей, и все девочки. Они с детства знали крестьянский труд. Мария умела и пахать, и сеять, и лён отбеливать. А вот читала и писала с трудом.


В книге А.М. Туркова «Александр Твардовский» (Москва, 2010) приводятся такие слова писателя о своей матери: «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Её до слёз трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами, или отголосок песни с деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца и т. п.»

В 1965 году Мария Митрофановна умерла. Вернувшись из Смоленска с похорон, Твардовский написал четыре замечательных стихотворения, которые составили цикл «Памяти матери». Он признан лучшим во всей русской лирике, посвящённой этой теме. Стихотворение «Перевозчик-водогребщик» завершает цикл.

«Тот час, когда рождаются произведения такой силы, становится редким и счастливым часом. И в этих стихах Твардовского больше всего потрясают правда жизни, бесстрашная правда чувств, подлинность, образность, богатство и чистота языка, его глубинная поэтическая мощь».


В книге И.В. Коробова «Василий Шукшин: Вещее слово» (Москва, 1999), написанной на основе большого документального материала, приводятся слова Василия Макаровича о своей матери Марии Сергеевне: «А вот мать моя… Дважды была замужем, дважды осталась вдовой. Первый раз овдовела в 22 года, второй раз в 31 год, весной 1942 г. Много сил,собственно, всю жизнь отдала детям. Теперь думает, что сын ее вышел в люди, большой человек в городе. Пусть так думает. Я у нее учился писать рассказы». В этом издании впервые публикуются письма Марии Сергеевны, редкие и неизвестные широкому кругу читателей фотографии писателя.

В рассказе «Боря» Шукшин пишет: «Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, всю жизнь – жалеет».

Будучи отцом троих детей, Шукшин всегда помнил, что он – сын. Отвечая матери на вопрос о главном герое фильма «Калина красная», говорил: «А знаешь, в чём главная трагедия Егора Прокудина? В том, что он мать родную забыл, предал». По убеждению В. Шукшина, – это самый страшный грех, по крайней мере, один из страшных грехов человеческих.

«Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более ёмкого для любви, чем сердце матери», – написал когда-то Максим Горький, напоминая нам о том, как много связано у каждого человека со словом «мама».

 

Библиографический список:

 

Варламов, А. Н. Михаил Булгаков / А. Н. Варламов. – Москва : Молодая гвардия, 2008. – 840 с.

Коробов, В. Шукшин : вещее слово / В. Коробов. – Москва : Молодая гвардия, 1999. – 406 с.

Кузичева, А. П. Чехов. Жизнь «отдельного человека» / А. П. Кузичева. – Москва : Молодая гвардия, 2010. – 848 с.

Немеровская, О. Воспоминания, письма, дневники / О. Немеровская, Ц. Вольпе. – Москва : Аграф, 1999. – 288 с.

Турков, А. М. Александр Твардовский / А. М. Турков. – Москва : Молодая гвардия, 2010. – 408 с.

Чуковский Корней Иванович // Искусство автографа: инскрипты писателей и художников в частных собрания российских библиофилов / составитель М. Сеславинский. – Москва : Бослен, 2015. – Т. 2. – С. 452-455.

 

Информацию подготовила И.В. Пономарева,
библиотекарь читального зала