Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Министерство культуры Краснодарского края

Краснодарская краевая универсальная научная

библиотека им. А.С. Пушкина

 

Отдел краеведения

Серия «Кубань в лицах»

 

 

Край мой в сердце моём

К 160-летию со дня рождения композитора,

регента Войскового певческого хора

 

Григория Митрофановича Концевича




Рекомендательное библиографическое пособие

 

 

 

Краснодар

2023




Содержание

От составителей                                                                               3

Краткий биографический очерк                                                     4

Библиографический список

Публикации Г.М. Концевича

Книжные издания, материалы в сборниках

и периодических изданиях                                                             8

Публикации о жизни и деятельности Г.М. Концевича

Краткие биографические сведения из справочных изданий      11

Сборники                                                                                       12

Периодические издания                                                               16

Библиографические материалы                                                   24

 

  

 

 

 

 

 

 

От составителей

 

Отдел краеведения ККУНБ им. А.С. Пушкина продолжает выпускать серию пособий «Кубань в лицах», цель которой – знакомить читателей с яркими личностями, удивительными, незаурядными и талантливыми людьми, нашими земляками-кубанцами, известными в Краснодарском крае и далеко за его пределами.

Народные песни – неотъемлемая часть российской культуры и истории. Они дошли до наших дней из глубины столетий благодаря самоотверженности людей, которые их собирали и сохраняли для потомков.

Данное пособие приурочено к 160-летию одного из самых ярких исследователей и популяризаторов казачьей песни на Кубани начала XX века, педагога, композитора, хормейстера, внёсшего огромный вклад в историю Войскового певческого хора, Григория Митрофановича Концевича.

В пособие включён краткий биографический очерк и библиографические списки, отражающие публикации Григория Митрофановича, а также материалы о его жизни и творчестве.

Материалы пособия частично снабжены краткими аннотациями или цитатами из первоисточников, наиболее ярко характеризующими личность и творчество выдающегося музыкального деятеля. В пособие также включены обширные выдержки из статей, составляющих прижизненную библиографию Концевича: публикации в газетах «Кубанские областные ведомости», «Красное знамя» (ныне «Вольная Кубань»), изданиях Общества любителей изучения Кубанской области. По мнению составителя пособия, информация из данных источников является особо ценной, так как отражает непосредственный отклик современников на деятельность выдающегося музыканта, позволяет более детально иллюстрировать историю Кубанского казачьего хора, историю изучения музыкальной этнографии на Кубани, а также передаёт колорит эпохи, в которой жил Григорий Митрофанович.

Библиографические списки расположены в прямой хронологии выхода в свет изданий и публикаций.

Библиографическое описание осуществлено в соответствии с ГОСТами 7.1-1984, 7.1-2003, 7.0.12-2011, Р 7.0.100-2018.

Материалы данного издания представлены в фондах Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки и электронном краеведческом каталоге.

Пособие размещено на сайте ККУНБ им. А.С. Пушкина: http://pushkin.kubannet.ru/

Отзывы и пожелания просим направлять по адресу:

350063, Краснодар, ул. Красная, 8

ККУНБ им. А.С. Пушкина, отдел краеведения.

 

Жизнь, отданная песне

 

к 160-летию со дня рождения

Григория Митрофановича Концевича

(17(30)11.1863–13.12.1937)

 

Григорий Митрофанович Концевич – один из талантливейших деятелей музыкальной культуры Кубани начала XX века, музыкальный этнограф, педагог, хормейстер и композитор. Его вклад в культурную сокровищницу Кубани трудно переоценить. Концевич подарил своей малой родине десятки сборников казачьих народных песен, музыкальных произведений на стихи русских поэтов, адыгских народных песен и танцевальных наигрышей. И сыграл выдающуюся роль в истории Войскового певческого хора, а также в создании в советское время его преемника – Кубанского казачьего хора.

Григорий Митрофанович родился в казачьей семье в станице Старонижестеблиевской Кубанской области. Окончил станичное училище, а затем, в 1883 г. Кубанскую войсковую учительскую семинарию в станице Ладожской. Получив звание учителя музыки и пения, стал преподавать в станице Тенгинской. Талант молодого музыканта и педагога был замечен, и в 1887 г. его направили в Петербург, в Императорскую придворную певческую капеллу. Три года он учился у известных музыкантов, среди которых был выдающийся русский композитор Н.А. Римский-Корсаков.

В июне 1892 г. Концевич получил назначение в Войсковой певческий хор, регентом которого служил более 14 лет. В истории этого прославленного коллектива Григорий Митрофанович сыграл поистине выдающуюся роль. По его инициативе для хористов открылась общеобразовательная школа и специальное 2-классное училище, где певцы проходили начальный курс управления хором. При его участии в 1903 г. для Войсковых певческого и музыкантского хоров было построено трехэтажное здание в центре города по улице Рашпилевской. В этом здании помимо музыкальных классов размещалась и большая библиотека.

На личные средства Григория Митрофановича содержались малообеспеченные талантливые ученики. Их число постоянно росло, поскольку регент несколько раз в год выезжал в отдаленные кубанские станицы для поиска и прослушивания одарённых детей. Многие из них потом возвращались на малую родину народными учителями местных школ и училищ, создавали хоры, руководили церковными хорами. В помощь учителям пения народных школ Концевич издал методическое пособие «Школьное пение на два и на три однородных голоса: Классное пособие для обучения пению для низших учебных заведений» (1902).

По инициативе регента изменился репертуар хора, который пополнили светские, военно-исторические и народные песни, музыкальные произведения самого Григория Митрофановича. Как дирижер-хормейстер он поднял исполнительский уровень хора на небывалую высоту. К началу XX века возглавляемый им коллектив достиг огромных творческих успехов и получил широкую известность на Северном Кавказе. В структуре Кубанского казачьего войска певческий и музыкантский хоры занимали особое положение. Они исполняли музыкальные произведения во время богослужений в войсковом соборе, участвовали во всех главных событиях жизни кубанского казачества: войсковых и светских праздниках, освящении исторических памятников, в парадах с выносом казачьих регалий, торжественных церемониалах. Деятельность хоров создавала особый духовный стержень казачества, утверждала особую роль казака – защитника Отечества, а также традиционных семейных и исторических ценностей.

Многогранная деятельность и выдающиеся успехи Концевича в деле развития хорового искусства были по достоинству оценены: в 1896 году хормейстер был награждён серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте.

Помимо хормейстерской деятельности, Григорий Митрофанович получил большую известность как композитор, и не только в Кубанской области, но и за её пределами. Он стал автором оригинальных хоровых сочинений для однородного хора: сборников «Школьное пение», «Четыре времени года», «Родные песни», «Детство. Отрочество Юность». Особой популярностью пользовались кантаты для смешанного хора «Памяти Пушкина. Памятник» (1899) (к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина); «Памяти К.Д. Ушинского. Посвящаю народным учителям» (1915).

Значительное место в творчестве композитора занимали духовные сочинения для смешанного хора: «Молебное пение на избранные случаи и некоторым святым» (1907), «Повседневные молитвы» (1907), «Господи, спаси благочестивый», «Славословие великое», «Милость мира», «Кресту твоему» и другие. Сочинения композитора широко исполнялись по всей Кубани.

С 1906 г., после ухода с должности регента Войскового певческого хора, Концевич занимался преподаванием пения и музыки в учебных заведениях Екатеринодара. В 1909–1917 гг. он – организатор и преподаватель регентских курсов при музыкальном училище Екатеринодарского отделения Императорского Русского музыкального общества. С 1910 года одновременно – учитель пения при Войсковом певческом хоре и собиратель казачьих песен при Войсковом штабе Кубанского казачьего войска.

Григорий Митрофанович внёс поистине неоценимый вклад в кубанскую музыкальную этнографию. «Собирать народные песни, изучать и сохранять их необходимо каждому образованному музыканту. Ведь самобытная песня представляет высокоценный художественный материал, который не только внесёт живую струю в общий поток этнографии, но по нём можно проследить и исторический путь той или иной народности»[1]писал Концевич. Во время своих экспедиций в кубанские станицы он нашёл уникальный этнографический материал, что позволило ему издать в собственной обработке 200 песен черноморских казаков Кубани, разместив их в семи выпусках. К 100-летию концертной, музыкально-просветительской деятельности Войскового хора (1811–1911 гг.) Концевич подготовил и издал юбилейный сборник с обработкой русских песен линейных казаков Кубани. К числу его работ относятся сборники народных песен «Школяр», «Щедровки и колядки», «Чумацкие песни», «Бандурист» «Запорожец» и другие. Беспокоясь о научной преемственности в области музыкальной этнографии, Григорий Митрофанович обучал методике сбора и записи текста и нот народных песен учеников Кубанской войсковой учительской семинарии, певчих Войскового хора.

Заслуги музыканта в деле собирания, сохранения и популяризации фольклора были оценены современниками. С его песенными сборниками познакомился Наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал-лейтенант М.П. Бабыч. Он пожелал, «чтобы они получили самое широкое распространение среди нас, кубанцев, так как в эти выпуски вошли самые распространённые у нас песни, знать кои также необходимо, как и свою историю». [2] В 1910 г. на Кубанской сельскохозяйственной и промышленно-этнографической выставке сборники народных казачьих песен Концевича были удостоены Большой серебряной медали.

Помимо собирания и концертного исполнения песен Григорий Митрофанович занимался исследованием народного музыкального творчества, выступал с докладами о местном фольклоре на заседаниях ОЛИКО (Общество любителей изучения Кубанской области): 5 апреля 1913 года он выступил с обширным докладом о песенном фольклоре Кубани, его связях с украинской песней, рассказал о своей работе по собиранию песен, рассмотрел их по жанрам, уделив особое внимание песням чумаков.

После революции Григорий Митрофанович работал в отделе народного образования Кубано-Черноморской области в подотделе искусства, занимался вопросами музыкально-хорового искусства и художественной самодеятельности, преподавал в Кубанской государственной консерватории (с 1922 г. – Кубанский музыкальный техникум), где в 1920 г. художественным советом был избран «профессором-хормейстером». В 1920-е годы являлся членом секции композиторов Ленинградского общества драматических и музыкальных писателей. В 1924–1925 гг. возглавлял двухгодичные хормейстерские курсы – готовил специалистов для школ и народных клубов. За вклад в развитие культуры молодой советской республики Кубанский филиал профсоюза работников искусств присвоил музыканту звание «Герой труда».

В 1931 г. Григорий Митрофанович вновь обращается к фольклористике и руководит музыкально-этнографической экспедицией по исследованию народной музыки Адыгеи. Он записал в аулах более 200 народных песен и танцевальных мелодий. По материалам этих записей был составлен сборник «Музыка адыгов».

В 1936 году было принято решение о создании Кубанского казачьего хора. Григорий Митрофанович с энтузиазмом принял предложение стать его художественным руководителем. Хор был восстановлен в кратчайшие сроки, и уже в 1937 году Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков выехал на гастроли в Москву.

После возвращения с гастролей 30 августа 1937 года Концевич был арестован органами НКВД. Эти трагические события нашли отражение в фундаментальном труде архивистов Краснодарского края «Екатеринодар-Краснодар : Два века города в датах, событиях, воспоминаниях… Материалы к Летописи» :

«Из анкеты арестованного:

"….Свой арест я рассматриваю как какое-то недоразумение. Глубоко убеждён, что следствие само придёт к этому выводу".

Из обвинительного заключения:

"…Концевич Григорий Митрофанович является активным участником контрреволюционной казачьей повстанческой организации, действовавшей на Кубани, по заданию которой входил в террористическую группу, готовившую совершение теракта над членами Советского правительства и, в первую очередь над тов. Сталиным.

Являясь художественным руководителем Кубанского казачьего хора, осенью 1936 года специально был направлен к.-р. организацией в Москву для осуществления террористического акта, приурочив совершение такового в момент выступления хора на торжественном вечере в Государственном академическом Большом театре, посвящённом годовщине Великой Октябрьской революции…".

В обвинительном заключении, подписанном капитаном госбезопасности М.Г. Сербиновым, заместителем начальника управления НКВД по Краснодарскому краю, красным карандашом подчёркнута должность Концевича до революции – бывший регент Кубанского войскового хора. Это и был "криминал", перечеркнувший жизнь талантливого человека…»[3]

Смертный приговор был приведён в исполнение 26 декабря 1937 года. Точное место захоронения неизвестно.

Григорий Митрофанович полностью реабилитирован 18 апреля 1989 года. В августе 1995 года на здании библиотеки в станице Старонижестеблиевской была открыта посвящённая ему мемориальная доска. В 2013 году, в честь 150-летия со дня рождения выдающегося земляка, центральной площади и школе искусств станицы присвоено имя музыканта, а перед школой установлен памятник. В Краснодаре его именем названа улица. Песни, которые написал, собрал и сохранил для нас Григорий Митрофанович вошли в золотой фонд отечественной культуры, репертуар Кубанского казачьего хора и других коллективов края и страны. Огромный вклад в дело восстановления доброго имени Концевича и сохранения его наследия внёс художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

 

Библиографический список

 

У фольклора особая миссия – соединять поколения. Благодаря ему народ остается единым, объединяя тех, кто жил тысячу лет назад, кто живет сейчас и будет жить после нас.

Виктор Захарченко

 

Публикации Г.М. Концевича

Отдельные книжные издания, материалы в сборниках

и периодических изданиях

 

Народные песни казаков : из репертуара Кубанского Войскового Певческого хора / составитель Г. М. Концевич, под редакцией В. Г. Захарченко – Краснодар : ЭДВИ, 2001. – 447 с. – Содерж. : Слово о Концевиче / В.Г. Захарченко, Выпуск 1 (1904 г.); Выпуск 2 (1907 г.); Выпуск 3 (1907 г.); Выпуск 4 (1910 г.); Выпуск 5 (1911 г.); Выпуск 6 (1912 г.); Выпуск 7 (1913); «Песни казаков»; «Песни кубанских казаков».

Огромную работу по сбору материалов, составлению и подготовке сборника к печати проделал народный артист России, профессор, художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко. В статье «Слово о Концевиче», анализируя его вклад в исследование фольклора на Кубани, он пишет:

«Об активной собирательской деятельности Концевича свидетельствует недавно обнаруженный нами его рукописный сборник «Песни кубанских казаков», в котором представлено 56 песен черноморских казаков, записанных им в станицах Платнировской, Кореновской, Дядьковской, Сергиевской, Медведовской, Тимашевской, Новокорсунской. Брюховецкой, Переяславской, Батуринской, Березанской и Новомалороссийской. Песни были записаны в период с 15 января по 17 февраля 1911 г., когда Григорий Митрофанович работал учителем пения и собирателем казачьих песен при Кубанском войсковом певческом хоре. Следует отметить, что рукописный сборник «Песни кубанских казаков» отличается от других, ранее изданных сборников Концевича, высоким научным уровнем. В нём даны нотации песен (в основном одноголосные) без творческого вмешательства в напев, т.е. без обработки. Все записи паспортизированы. Рукопись сборника даёт ясное представление о методике записи песен собирателем и подтверждает высокую репутацию Концевича-фольклориста».

 

Концевич, Г. М. Чумаки в народных песнях. Выдержки из доклада, прочитанного на общем собрании членов Общества любителей изучения Кубанской области 5 апреля 1913 года / Г. М. Концевич // Известия общества любителей изучения Кубанской области. – Екатеринодар, 1913. – Вып. VI – С. 167–190.

В данном этнографическом материале даётся описание жизни казаков, занимавшихся в свободное время чумачеством, то есть артельными поездками за рыбой, солью и другими товарами на Дон, Волгу, в Крым и Сальские степи. Очерк изобилует песенными текстами, иллюстрирующими различные картины быта чумаков: сборы в поездку, прощание с близкими, жизнь в пути, на покосе и ночлеге, столкновение с «ворогами» – ногайцами, гибель чумака в бою, смерть от болезни, разгул, веселье чумаков, тоска по дому, возвращение в станицу, встреча с родными.

Материалом для статьи послужили сорок чумацких песен, записанных им в станицах Дядьковской, Новоплатнировской, Новолеушковской, Калниболотской, Шкуринской и Канеловской. В статье Концевич дал тридцать чумацких песенных текстов, распределив их на шесть тематических групп. Именно желание познакомить читателей с чумацкими песнями на Кубани, которые сохранились целиком, и было основной целью статьи.

«Совокупность этих песен и составляет тот драгоценный материал произведений народной поэзии, по которому, как лучшему памятнику прошлой жизни Малороссии, мы можем судить о типе отжившего в настоящее время чумака», – писал в заключении Концевич.

 

Концевич, Г. М. Песни кубанских казаков / Г. М. Концевич // Красное знамя. – 1937. – 3 марта (№ 51). – С. 4.

Определяя цели, задачи и репертуар вновь созданного Кубанского казачьего хора, Концевич писал: «Азово-Черноморский край создал год назад донской казачий профессиональный хор. Это культурная жемчужина – гордость края: 70 лучших певцов и певиц художественно исполняют народные песни Дона и Кубани. Теперь создан и Кубанский казачий хор в 40-50 человек из лучших голосов казаков станиц и хуторов. Его будущее, несомненно, блестяще. Этот высокохудожественный коллектив украсит нашу Кубань и яркой звездой окрасит край. Он не отстанет от донцов, он будет соревноваться с ними.

Кубань издревле славится своими пенями и прекрасными голосами. Фольклор на Кубани существует с незапамятных времен. Он красочно выражен в сказках, легендах, пословицах и особенно в песнях.

Фольклор в настоящее время оценён полностью; искусство вызывается жизнью и ею питается. Человеческая жизнь есть неиссякаемый источник для творчества…

Задача вновь созданного кубанского казачьего хора – это, прежде всего, быть культурным рассадником музыкального искусства.

Обязательные дисциплины для хора: постановка голоса, изучение теории музыки, общеобразовательные предметы в пределах семилетки. Ежедневные занятия – шестичасовые.

Репертуар: народные песни кубанских, донских и терских казаков, песни Адыгеи, Грузии, Армении и другие национально-классические музыкальные произведения….»

 

Концевич Г. М. Казачий хор в станицах Кубани // Красное знамя. – 1937. – 21 июля (№ 166). – С. 4.

В статье автор делится впечатлениями от гастролей по краю: «Кубанский государственный казачий хор вернулся из гастрольной поездки по станицам Азово-Черноморского края. Первый концерт состоялся в станице Новомышастовской под управлением главного дирижёра Я. М. Тараненко.

Хором были исполнены революционные песни, классические хоровые произведения, песни и пляски кубанских казаков. Наиболее сильное впечатление на аудиторию произвели песни кубанских казаков и, в особенности, песни: «Зозуля», муз. Пищенского, «Ты, Кубань, ты наша Родина» в обработке Концевича и «Щедрик-ведрик», музыка Концевича.

Песня о Сталине» (муз. Ревуцкого) и «Песня о Родине» (муз. Дунаевского), по мнению всех слушателей, – лучшие номера в программе.

Пляски кубанских казаков вызывали шумные одобрения.

Концерты, данные в станицах Марьянской и Елизаветинской, прошли с таким же успехом.

В станице Елизаветинской состоялось обсуждение программы хора. Администрацию казачьего хора интересовал также вопрос о старинном женском костюме. Старушки-казачки, осмотрев костюмы хористок, нашли их соответствующими старым костюмам казачек и посоветовали только сделать их более яркими и красочными. Все танцы были одобрены. Исполнение казачьих песен найдено превосходным….».

 

Публикации о жизни и деятельности

Г.М. Концевича

 

В наше время служение песне приобретает особое значение. Помните, никогда слово величайших ораторов не может овладеть сердцем слушателя, как песнь души…

Священник о. Арсений Белановский. (Слово, произнесенное за литургией в войсковом Александро-Невском соборе в день столетнего юбилея войсковых хоров).

 

Краткие биографические сведения из справочных изданий

 

Концевич Григорий Митрофанович // Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времён до октября 1917 года / составитель Б. А. Трёхбратов. – Краснодар, 1997. – С. 212–213. – Библиогр.

 

Войсковой певческий хор // Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времён до октября 1917 года / составитель Б. А. Трёхбратов. – Краснодар, 1997. – С. 91–92 – Библиогр.

 

Концевич Григорий Митрофанович / Н. Корсакова // Биографический энциклопедический словарь / председатель редакционного совета М. К. Ахеджак. – Краснодар, 2005. – С. 43. – Библиогр.

 

Концевич Григорий Митрофанович // Историко-краеведческий словарь школьника / Б. А. Трехбратов. – Краснодар : Традиция, 2007. – С. 158–159.

 

Концевич Григорий Митрофанович // Екатеринодар-Краснодар 1793–2009: историческая энциклопедия / автор-составитель Б. А. Трёхбратов, В. А. Жадан. – Краснодар : Кубань-Книга, 2009. – С. 285–286. – Библиогр.

 

Концевич Григорий Митрофанович // Энциклопедия кубанского казачества / под общей редакцией В. Н. Ратушняка. – Краснодар : Традиция, 2013. – С. 223.

 

Концевич Григорий Митрофанович / Н. Корсакова // Кубановедение от А до Я. Энциклопедия / под общей редакцией В. Н. Ратушняка. – Краснодар : Традиция, 2020. – С. 221.

 

Ратушняк, В. Н. История Кубани в датах, событиях, фактах / В. Н. Ратушняк, Т. В. Ратушняк // Краснодар : Традиция, 2022. – С. 416 с.

О Концевиче на с. 73. 197.

 

Сборники

 

Ерёменко С. И. Хоровое искусство Кубани / С. И. Ерёменко. – Краснодар : Краснодарское книжное издательство, 1977. – 143 с.

О Концевиче на с. 44–48, 58, 114–115. Отражены материалы периодов 1892–1906, 1920, 1936–1937 гг.

 

Бардадым, В. Кубанский казачий хор // Театральный листок / В. Бардадым – Краснодар : Краснодарское книжное издательство, 1984. – С. 78–88.

Статья посвящена истории Кубанского казачьего хора, включена информация о Г.М. Концевиче.

 

Захарченко, В. Г. Слово о Г. М. Концевиче / В. Г. Захарченко // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода : сборник научных трудов / КубГУ. – Краснодар, 1991. – С. 84–90.

В статье дана подробная характеристика Концевича как профессионального музыканта, дирижера-хормейстера, собирателя, исследователя и издателя песен, определена его роль в становлении Кубанского казачьего хора и развитии кубанской фольклористики.

 

Екатеринодар-Краснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях… Материалы к Летописи / редактор-составитель И. Ю. Бондарь. – Краснодар : Краснодарское книжное издательство, 1993. – 800 с.

О Концевиче на с. 253, 332, 355, 360, 559, 560. На с. 566–567 представлены выдержки из «Дела Концевича» УНКВД КК.

 

Еремеева, А. Н. Между прошлым и будущим (художественная жизнь Кубани в годы революции и Гражданской войны 1917–1920) / А. Н. Еремеева. – Санкт-Петербург, 1996. – 152 с.

О Г.М. Концевиче – на с. 10, 16, 25, 82.

Бардадым, В. П. Григорий Митрофанович Концевич // Радетели Земли Кубанской / В. П. Бардадым. – Краснодар, 1998. – С. 219–222.

В статью включены подробные биографические данные, а также ссылки на ценные библиографические источники.

 

Петрусенко, И. А Кубань в песне : страницы музыкальной летописи трёх веков / И. А. Петрусенко ; предисловие Н. Харченко. – Краснодар : Советская Кубань, 1999. – 432 с. : ил.

Автор представляет на страницах книги жизнь и деятельность выдающихся кубанских собирателей и пропагандистов казачьих народных песен. О Концевиче на с. 215–225.

 

Слепов, А. А. Концевич Григорий Митрофанович // О песенном фольклоре Кубани : заметки / А. А. Слепов. – Краснодар : Эоловы струны, 2000. – С. 98–111.

Книга посвящена песенному фольклору Кубани в различные периоды истории. Включены материалы об исследователях музыкальной этнографии Кубани, композиторах, в том числе о Г.М. Концевиче.

 

Концевич Григорий Митрофанович (1863–1937) // Имя в истории, история в имени: Их именами названы улицы Краснодара / И. А. Мирный. – Пятигорск, 2004. – С. 80.

Информация о Г.М. Концевиче и улице, названной в его честь в Краснодаре (21 декабря 1995). Протянулась на 300 м. от ул. Агрохомической до ул. им. Хаджинова (Прикубанский округ).

 

Ерёменко, С. И. Войсковой певческий хор // Музыка и музыканты Екатеринодара. Статьи и очерки / С. И. Ерёменко, А. А. Слепов. – Краснодар : Эоловы струны, 2005. – С. 35–58.

О Концевиче – на с. 43–46.49. Отражён период жизни 1892–1906 гг.

 

Из истории Кубанского казачьего хора : материалы и очерки / составление и общая редакция профессора В. Г. Захарченко. – Краснодар: Диапазон-В, 2006. – 312 с. – Из содерж: Войсковые Певческий и Музыкантские хоры Кубанского казачьего войска (1811–1911 годы). Исторический очерк столетия их существования / И. И. Кияшко; Войсковой певческий хор / С. Ерёменко; Кубанский хор в советские годы / С. Ерёменко; Войсковой певческий хор и его роль в становлении церковного пения в Черномории и Кубанской области (XIX – начало XX в.) / В. Жадан; Слово о Г. М. Концевиче / В. Г. Захарченко.

 

Захарченко В. Г. Слово о Концевиче // Песней очистимся : статьи, беседы, интервью / В. Г. Захарченко. – Краснодар: Диапазон-В, 2007. – С. 163–183.

 

Концевич Григорий Митрофанович (1863-1937) // Города и люди. Книга очерков о выдающихся кубанцах, именами которых названы улицы городов Краснодарского края / редактор-составитель И. А. Мирный. – Краснодар : Периодика Кубани, 2007. – С. 73–74.

 

Улица им. Концевича // Прошлое и настоящее улиц города. Екатеринодар-Краснодар: краткий топонимический словарь / И. А. Мирный. – Краснодар : Книга, 2012. – С. 160–161.

 

Фольклорист, композитор Г. М. Концевич / [редактор-составитель П. Ткаченко]. – Москва, 2013. – 160 с. – Содерж.: Слово о Г. М. Концевиче / В. Г. Захарченко; Г. М. Концевич – регент войскового певческого хора / И. Кияшко; Приказание Кубанскому казачьему войску № 3. Июня 10 дня 1910 года г. Екатеринодар; Композитор Концевич / П. Ткаченко; Незародившаяся традиция / Т. Петров; Творческая деятельность Г. М. Концевича / С. Бойко (Бовтун); Жизнь и дела Григория Концевича / В. Бардадым; Узник особого корпуса / Н. Тимофеев; Письмо О. А. Авдеевой, внучки Г. М. Концевича, В. Г. Захарченко; Из воспоминаний Оксаны Александровны Авдеевой; О Сергее Григорьевиче Концевиче / В. Хвалюк.

 

Еремеева, А. Н. Культурная жизнь Кубани в XXвеке / А. Н. Еремеева. – Краснодар : Платонов И., 2013. – 160 с.

О Концевиче – на с. 17, 21, 48, 53.

 

Собиратель народных песен Концевич // Подвижники Кубани : очерки / Наталия Корсакова. – Краснодар : Перспективы образования, 2015. – С. 39–44.

Книга проиллюстрирована редкими фотографиями из личных архивов кубанцев.

 

Хор, учреждённый Ришелье // 222 факта. Екатеринодар-Краснодар / составитель О. О. Карслидис. – Краснодар : Традиция, 2015. – С. 24–25.

Статья посвящена истории Кубанского казачьего хора. Включена информация о Концевиче.

 

Седова, Д. Н. Жизнь после жизни / Д. Н. Седова // Земляки : сборник / редактор-составитель Т. А. Василевская. – Краснодар : Книга. – 2015. – Т. 2. – С. 149–164.

Очерк посвящён жизни и творчеству Григория Концевича, включает информацию о предках музыканта, его детстве, становлении в профессии и той роли, которую он сыграл в культурном развитии края.

 

Концевич Григорий Митрофанович (1863-1937) // Духовное имя : [к 80-летию со дня образования Краснодарского края] / Краснодарская краевая народно-патриотическая общественная организация «За веру, Кубань, Отечество» ; экспертный совет: А. А. Минькова, В. Г. Захарченко, Н. Г. Денисов ; ответственный за выпуск Н. Г. Денисов. – Краснодар : Диапазон-В, 2017. – (Поисково-просветительская экспедиция «Имя Кубани»). – С. 71–72.

В статью включены краткие биографические данные.

 

Григорий Митрофанович Концевич. Народный хормейстер // 225 имён. Екатеринодар-Краснодар / составитель Ю. В. Лучинский, И. Т. Краев. – Краснодар: Традиция, 2018. – С. 68–69.

В книгу вошли биографии известных деятелей, оставивших самый значительный след в истории Екатеринодара-Краснодара. Достойное место среди них занял Г.М. Концевич.

 

Блинова, Л. А. Просветительская деятельность Григория Митрофановича Концевича / Л. А. Блинова // Творчество В. И. Лихоносова и актуальные проблемы развития языка, литературы, журналистики, истории : материалы V Всероссийской научно-практической конференции / ответственный редактор Ю. М. Павлов. – Краснодар : КубГУ, 2021. – С. 223–227. – Библиогр.

 

«Наш колхозный богатырь…» // Малоизвестные страницы кубановедения / О. В. Матвеев. – Краснодар : Традиция, 2022. – С. 269–284.

На с. 270–282 представлена история возрождения Кубанского казачьего хора во второй половине 1930-х гг., а также подробная информация о трагической гибели Григория Концевича.

Голоса через столетия // 85 историй о Краснодарском крае / автор-составитель И. Т. Краев. – Краснодар : Традиция, 2022. – С. 142–145.

Статья посвящена истории Кубанского казачьего хора. Включена информация о Концевиче.

 

Сокровенная Кубань : фотокнига : [подарочное издание] / автор-составитель И. Т. Краев, Б. Н. Устинов (фото), П. С. Макаренко (текст). – Краснодар : Традиция, 2022. – 336 с.

О Концевиче на с. 279.

 

Периодические издания

 

Концерт войсковых хоров // Кубанские областные ведомости. – 1896. – 5 (№ 51) марта. – С. 3–4.

По поводу выступления хоров на концерте 3 марта 1896 г. рецензент отмечает: «На состязании пальму первенства получил вокальный хор. Все свои номера хор исполнил хорошо: верно, стройно, эффектно, с разнообразными оттенками. Особенно выделились: сербская и галицкая песни и грандиозный хор Вагнера из оперы «Моряк-скиталец». В последней песне хор отличился не только своей звучностью, но и гибкостью голосов, чем в особенности пощеголяли басы на шестнадцатых нотах… Г. Концевич, как видно, вполне мастер своего дела, а хор, находящийся под его управлением, хорошо дисциплинирован в музыкальном отношении».

 

Встреча Высочайшей грамоты: (По случаю 200-летия Кубанского казачьего войска) // Кубанские областные ведомости. – 1896. – 8 сент. (№ 191). – С. 2.

Статья отражает информацию о юбилейных празднествах, посвящённых 200-летию Кубанского казачьего войска. Дан материал о программе юбилейного концерта, в том числе войскового хора:

«Вокальная программа: «Многие лета» – Гинсбурга, «Гей, не дывуйте» – Лысенко, «С краёв полуночи» – Гранатчика, «Слава нашим казаченькам» – Лысенко, «Тебя мы ждали круглый год» – Гранатчика, «Про руйнування сичи» – Лысенко, «Да вскипит фиал заздравный», «Про Чепигу та Головатого» – Лысенко. «Поехал казак на чужбину далёко» – Гранатчика, «Ой, пущу я коныченька в сад», – Лысенко, «Выпьем чарочку вина» – Мельникова, «Гей, чого, хлопци» – Лысенко, «О, виноградная лоза» – Мендельсона, «Гей, ну, братци, до зброи» – Кропивницкого, Сербская песня, «Ой, Боже наш милостивый» и «Ой, годи нам журытыся» – Головатого и Даргинский марш – Чатиевского».

 

Библиография // Кубанские областные ведомости. – 1902. – 18 сент. (№ 201). – С. 2.

В статье анонсируется выход нового издания Концевича: «Недавно вышла в свет книжка под названием «Школьное пение на два голоса. Классное пособие при обучении пению для низших учебных заведений». Составлена Г.М. Концевичем.

Составитель – регент Кубанского войскового певческого хора, бывший народный учитель, много лет занимавшийся уроками пения в наших школах и основательно изучивший сборники песен, приспособленных для учеников младшего возраста, – своей книжкой несомненно облегчит учителю труд в выборе детских песен, пригодных для школы как по своему содержанию, так и по красоте мотивов. В книге собрано 48 песен. Издана книга прекрасно: слова песен и ноты набраны отчетливым шрифтом. По цене – 25 коп. за экземпляр – книга, является вполне доступной.

Особый отдел учёного комитета Министерства Народного Просвещения допустил названную книгу к употреблению в низших училищах, что может дать составителю ея полное основание надеяться на распространение ея среди школ Кубанской области….»

 

Кубанский казачий хор приступил к занятиям // Красное знамя. – 1937. – 24 февр. (№ 46).

Данная статья является одной из первых публикаций, посвящённых воссозданию хора: «В Краснодаре, по решению краевого управления по делам искусств, создан профессиональный Кубанский казачий хор. В хор отобрано 50 человек с лучшими голосами. Под руководством главного дирижера Тараненко Я. М. и художественного руководителя Г.М. Концевича хор приступил к занятиям.

Помимо хористов в казачий хор вольётся10 лучших плясунов и три баяниста. Репертуар казачьего хора состоит их революционных песен, песен кубанского казаков и народностей СССР и из классических музыкальных произведений.

После академической работы хор даст концерты в городах, а также и в районах нашего края».

 

Первое выступление Кубанского казачьего хора. (В Краснодаре. Художественный руководитель Г. М. Концевич. Директор Я. М. Тараненко) // Красное знамя. – 1937. – 2 июля (№150). – С. 4.

Данные материалы иллюстрируют отклик прессы на это выдающееся в истории коллектива событие: «30 июня в Краснодарском сельскохозяйственном институте выступил Кубанский казачий хор. Это было его первое выступление. В программе хора революционные песни, старые казачьи песни, хор крестьянок из оперы «Евгений Онегин», «От края до края» из оперы Дзержинского «Тихий Дон», кубанский казачий пляс.

Переполненный зал очень тепло встретил выступление хора. Каждый номер вызывал аплодисменты до и после исполнения. Особенным успехом пользовались «Песня о Сталине», «Слава советским пилотам», «Анчар» и казачьи песни – «Ты Кубань, ты наша родина», «Щедрик-ведрик». Студенты отмечают прекрасное исполнение песен, хорошую спетость и замечательные голоса исполнителей.

Кубанские казачьи пляски в исполнении артистов хора значительно уступают по силе исполнения донским. Хор существует всего 4 месяца. Успех, с которым прошло его первое выступление, свидетельствует о его жизнеспособности и больших, ещё не развитых способностях. Сейчас в составе хора 57 человек. Большинство из них – казаки-колхозники. У хора большие возможности. Развитие его должно идти по линии достижения ещё большей художественности исполнения, дальнейшего использования неисчерпаемых источников народного творчества.

Имея прекрасного художественного руководителя в лице композитора и собирателя народных песен Г. М. Канцевича, хор, безусловно, будет творчески расти и совершенствоваться».

 

Прийменко А. М. Концерты Кубанского казачьего хора / А. М. Прийменко // Красное знамя. – 1937. – 27 июля (№ 171).

Данная статья является предпоследней рецензией на выступления Кубанского казачьего хора под руководством Концевича. По поводу этих материалов краевед Виталий Бардадым пишет : «… Но тут местная пресса в бочку мёда влила ложку дёгтя» и далее задаётся вопросом: «Не была ли эта рецензия публичным доносом, сыгравшим роковую роль в судьбе художественного руководителя Кубанского хора?». (Григорий Митрофанович Концевич // Радетели земли кубанской / В. Бардадым. – Краснодар, 1998. – С. 222)

Текст статьи:

«Горячо встретили трудящиеся Краснодара выступления государственного казачьего хора, состоявшиеся 23-24 июля в летнем театре им. Горького.

Молодой хор, существующий не более пяти месяцев, выступил перед краснодарскими слушателями впервые и, нужно сказать, вполне удачно.

Из всех видов музыкального искусства наибольшим успехом и распространением пользуется хоровое пение; вот почему театр был полон слушателями.

Хор, под управлением главного дирижёра Я. М. Тараненко, безукоризненно исполнил революционные, классические и народные казачьи песни. Программа концертов состояла из двух больших отделений; каждое из них заканчивалось большим казачьим плясом.

В первую очередь были исполнены любимые и популярные песни нашей страны – «Песнь о Сталине» композитора Ревуцкого, «Песнь о Родине» – Дунаевского и другие.

Во вторую группу вошли классические произведения; «Анчар», композитора Аренского, хоры из «Евгения Онегина» – Чайковского и, наконец, третья группа народных песен: «Засвистали козаченьки», «И комыш трещит», «Щедрик» и много других в обработке композитора Г.М. Концевича.

Несмотря на разнообразие программы коллектив выдержал экзамен на художественную зрелость, сочетав образность народного искусства с серьёзным овладением классическими произведениями, характер исполнения которых иной, чем исполнение оперного театра, капеллы и пр. В пении чувствуется, что поют казаки.

Мастерство передачи заключалось ещё и в том, что исполнители учитывали особенности каждой песни. Так, например: «Песнь о Сталине» звучала бодростью, силой и динамичностью; «Таманская партизанская» – отличалась выразительностью и картинностью; украинская – «Закунала та сиза зозуля» исполнялась мощно и отчётливо; со здоровым юмором исполнились народные песни «Щедрик» и другие.

Удачный подбор голосов, несмотря на небольшой состав хора, даёт яркую звучность, являясь чутким и послушным инструментом в руках дирижёра.

Разумная трактовка произведений и правильная расстановка звучности хора – вот результат короткой, но настойчивой и повседневной работы с коллективом главного дирижёра Я.М. Тараненко.

Бурю оваций вызвали казачьи пляски («Гопак», «Скыну кужель», «Таш», «Казачья лезгинка»). Изумительная лёгкость, динамика, стремительность, яркая живописность захватили публику, которая подолгу не отпускала танцоров.

Несмотря на ряд успехов, которых сумел добиться коллектив хора, необходимо сказать о недостатках.

Прежде всего о репертуаре. Бросается в глаза большая насыщенность концерта (почти всё второе отделение программы) песнями в обработке Г. М. Концевича. Конечно, на Кубани поют песню «Ой у лузи», но всё-таки это украинская песня, а не кубанская. Совсем мало кубанских народных песен и тем более с советской тематикой. (За исключением «Кубань»). Хлеборобная колхозная Кубань поёт новые песни, отражающие новый быт и новый уклад жизни.

Консультанту хора, известному собирателю кубанских казачьих песен, композитору Г. М. Концевичу необходимо пополнить репертуар кубанскими песнями с советской тематикой.

Следует упомянуть и о хористах: очень мало сценической отделки. Напряженность, натянутость, мало игры. Не совсем выгодно чрезвычайное внимание хористов к дирижерской палочке. Неуверенность и робость запевал.

Что касается баянистов, то это один из самых неудачных номеров концерта. Их слабая подготовка временами снижает впечатление вечера (особенно в исполнении дуэта).

Танцорам нужно больше тренировки, в особенности танца «Таш».

Однако, недочёты, которые, будем надеяться, выправятся, не снижают яркого и красочного впечатления от концертов казачьего хора, первые гастроли которого показали его творческий рост».

 

Прийменко, А. М. Выступления кубанского хора в станицах // Красное знамя. – 1937. – 16 авг. (№ 188).

Статья посвящена гастрольной деятельности недавно созданного коллектива: «За время с 30 июля по 10 августа кубанский казачий хор посетил станицы: Динскую, Пластуновскую, Васюринскую и Усть-Лабинскую, где дал 9 концертов. Концерты вызвали большой интерес у жителей. Клубы, в которых выступал казачий хор, были переполнены.

Концерты проходили с большим успехом. Колхозники это отмечали лично и через местную печать.

Помимо выступлений, руководство хора оказывало практическую помощь кружкам самодеятельности. Так, в станице Усть-Лабинской с местным хоровым кружком была проведена беседа и консультация.

В ближайшие дни хор выезжает для дальнейших выступлений в Анапу, Геленджик, Новороссийск, Сочи, Майкоп, Армавир, Тихорецкую и Ростов. В этих городах хор даст до 25 концертов»

 

Слепов, А. Хормейстер и фольклорист Г. М. Концевич // Советская Кубань – 1978. – 9 авг.

Данная публикация о Концевиче известного кубанского музыковеда является одной из первых, после многолетнего молчания. В статье подробно изложен его вклад в фольклористику Кубани и становление Кубанского казачьего хора.

 

Бардадым, В. П. Григорий Концевич / В. П. Бардадым // Советская Кубань. – 1991. – 20 апр. – С. 3.

Кубанский краевед Виталий Бардадым подробно исследовал жизнь и творчество Г. М. Концевича. В результате было опубликовано множество материалов. Данная статья – одна из первых.

 

Тимофеев, Н. Узник особого корпуса. Реабилитация в судьбе и документах / Н. Тимофеев // Кубанские новости. – 1992. – 2 июля.

Автор статьи побывал возле дома, где когда-то жил Концевич (ул. Горького, 215), собрал воспоминания о нём соседей. В статью включены подробные биографические данные.

Первые Стеблиевские // Вольная Кубань. – 1995. – 23 авг.

В станице Старонижестеблиевской прошли первые Стеблиевские литературные чтения, посвящённые Г.М. Концевичу.

 

Зарождение традиций // Литературная Россия. – 1995. – 22 сент. – С. 10.

Статья посвящена первым Стеблиевским литературным чтениям, посвящённым Г.М. Концевичу. В литературных чтениях приняли участие кубанские писатели В. Лихонсов, И. Варавва, И. Бойко, И. Дроздов, Н. Краснов, Н. Ивеншев, А. Рудич, Т. Соколова, В. Богданов, В. Елагин.

На торжественном открытии мемориальной доски, посвящённой Концевичу, выступил художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко. Народные артисты России И. Мякишев и А. Лизвинский исполнили песни, записанные Концевичем.

 

Петров, М. Зарождение традиции / М. Петров // Краснодарские известия. – 1995. – 2 сент. – С. 3.

Стараниями краевой писательской организации с участием Кубанского казачьего хора на здании библиотеки в станице Старонижестеблиевской в честь Г.М. Концевича была открыта мемориальная доска. Событие было приурочено к первым Стеблиевским литературным чтениям.

 

В концертном зале филармонии прошёл концерт Кубанского казачьего хора, посвящённый памяти художественного руководителя коллектива Г. М. Концевича // Кубань сегодня. – 1997. – 16 дек. – С. 1.

 

Крестьянинов, П. Он прославлял Россию / П. Крестьянинов // Кубань сегодня. – 1999. – 11 марта.

В Краснодарском музыкально-педагогическом колледже состоялся вечер памяти кубанского композитора Г. Концевича в рамках фестиваля «Кубанцев славных имена».

Матковский, Г. «Кубанцев славных имена» / Г. Матковский // Отечество Кубани. – 1999. – № 10 (июнь). – С. 10.

Памяти видного просветителя музыкальной культуры Кубани Г.М. Концевича был посвящён хоровой праздник песни «Кубанцев славных имена».

 

Слепов, А. Наследники Концевича / А. Слепов // Литературная Кубань. – 1999. – 1–15 июня. – С. 4.

О Г.М. Концевиче и его влиянии на дальнейшее развитие музыкальной жизни Кубани; в том числе о композиторах П.Е. Чередниченко и Г.М. Плотниченко.

Слепов, А. Пушкин и Кубань музыкальная / А. Слепов // Литературная Кубань. – 1999. – 1–15 апр. – С. 5: фот.

О праздновании 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина на Кубани и роли местных деятелей культуры и искусства в посвященных этому юбилею мероприятиях. Так, дирижер хора Кубанского казачьего войска Григорий Концевич откликнулся на юбилей созданием величальной кантаты «Памятник» по одноименному стихотворению поэта.

 

Чумаченко, В. К. Тайна Александра Кошица / В. К. Чумаченко // Родная Кубань. – 2000. – № 2. – С. 141–144.

О судьбе песенного сборника кубанских казаков, собранных хоровым дирижером и композитором А. А. Кошицем и переданных в Кубанский областной статистический комитет. Предположительно часть из них могла быть использована дирижером Войскового Кубанского казачьего хора Г. Концевичем.

 

Жадан, В. А. Хранители песни : о сборнике «Народные песни казаков» Г.М. Концевича, собранном и изданном. В.Г. Захарченко / В. А. Жадан // Вольная Кубань. – 2002. – 14 авг. – С. 3.

 

Титов, Е. Концерт памяти кубанского просветителя : прошел концерт прославленного коллектива Кубанского казачьего хора, посвящённый 140-летию со дня рождения Г. Концевича – первого руководителя хора, выдающегося собирателя кубанских народных песен / Е. Титов // Кубань сегодня. – 2003. – 26 дек. – С. 6.

 

Мокротоваров, В. 1937 год на Кубани / В. Мокротоваров // Кубань сегодня. – 2007. – 6 сент. – С. 13.

В материале раскрываются факты, связанные с политическими репрессиями на Кубани в 1937 году. Представлена информация о деле Г. М. Концевича, деле Д. П. Жлобы.

Куропатченко, А. Звезда и смерть маэстро Концевича : 17 ноября исполняется 145 лет со дня рождения Григория Митрофановича Концевича / А. Куропатченко // Краснодарские известия. – 2008. – 15 нояб. – С. 3.

 

Ушаков, А. Легко ли быть меценатом? / А. Ушаков // Краснодарские известия. – 2008. – 18 марта. – С. 5.

О благотворительной деятельности К. Россинского, Ф. Коваленко, Г. Концевича и других меценатов.

 

Решетняк, Л. Есть у истории свой голос / Л. Решетняк // Кубанские новости. – 2008. – 1 янв. – С. 11. –

Государственный академический Кубанский казачий хор ознакомил своих слушателей с новой программой. Сольный концерт прославленный коллектив посвятил 70-летию трагической гибели регента Войскового певческого хора, первого художественного руководителя Кубанского казачьего хора Григория Концевича.

 

Корсакова, Н. Трубы и лира в дубовом венке : история создания юбилейного нагрудного знака Войскового певческого хора / Н. Корсакова // Вольная Кубань. – 2011. – 21 июля. – С. 15.

Ярким событием в начале XX века стало празднование столетнего юбилея певческого и музыкантского хоров Кубанского казачьего войска. Этому событию посвящена данная статья, в которой достойное место уделено жизни и творчеству Г.М. Концевича.

 

Шульгатый, Д. «Фольклорист, композитор Г.М. Концевич» / Д. Шульгатый // Новая газета Кубани. – 2013. – 15 апр. – С. 18 : фот.

В юбилейной статье, посвящённой Концевичу, представлен подробный материал о его жизни и деятельности.

 

Кавун, В. Беспамятство / В. Кавун // Новая газета Кубани. – 2013. – 23 окт. – С. 18 : фот.

В ноябре исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося фольклориста и композитора Г.М. Концевича. В связи с этим автор статьи поднимает проблему увековечения его памяти на родине в станице Старонижестеблиевской.

 

Аванесова, М. Дело Концевича / М. Аванесова // Краснодарские известия. – 2013. – 19 нояб. – С. 8 : фот.

Статья приурочена к 150-летию со дня рождения выдающегося хормейстера. В ней отражены основные этапы его биографии.

 

В песне – душа народа // Вольная Кубань. – 2013. – 3 дек. – С. 3 : фот.

28 ноября в центре станицы Старонижестеблиевской, на площади у детской школы искусств, состоялось торжественное открытие памятника Григорию Митрофановичу Концевичу. Было объявлено решение о присвоении детской школе искусств и центральной площади станицы имени прославленного земляка.

На открытии памятника Виктор Захарченко сказал: «Мы должны свято помнить тех, кто хранит нашу культуру. Кто хранит народную песню, которая связывает поколения и помогает нам оставаться единым могучим народом…».

 

В песне – душа народа // Кубань сегодня. – 2013. – 3 дек. – С. 2 : фот.

Статья посвящена открытию в станице Старонижестеблиевской памятника Г.М. Концевичу.

 

Владимирова, М. Славный сын земли Кубанской / М. Владимирова // Кубань сегодня. – 2013. – 10 дек. – С. 3 : фот.

Кубанский казачий хор дал в Краснодаре концерт, посвященный памяти талантливого музыканта и фольклориста Г.М. Концевича.

 

Давыдова, В. Хранители песни / В. Давыдова // Краснодарские известия. – 2015. – 12 ноября. – С. 7.

В концертном зале Краснодарского института культуры прошел 2-й Международный фестиваль-конкурс народной песни им. Г.М. Концевича.

 

Аванесова, М. Регент войскового хора? Расстрел! / М. Аванесова // Краснодарские известия. – 2018. – 17 нояб. – С. 11 : фот.

Материал подготовлен к 155-летию со дня рождения Григория Концевича. Автор статьи пытается разобраться в причинах трагической кончины хормейстера.

 

Почему хормейстера обвинили в терроризме? // Краснодарские известия. – 2022. – 26 нояб. (№ 135). – С. 12 : фот.

Обширный материал статьи отражает жизненный и творческий путь Григория Концевича.

 

Библиографические материалы

 

Слепов, А. А. Рекомендательный список литературы, нотографии, дискографии, архивных документов по народному музыкальному творчеству Кубани. 1810–1992 гг. // Из культурного наследия славянского населения Кубани : материалы к лекционным курсам и практическим занятиям по дисциплинам «Фольклор и этнография казачеств», «Фольклор и этнография восточных славян» / научный редактор и составитель Н. И. Бондарь. – Краснодар, 1999. – С. 214–299.

В материалах представлено 662 источника. Из них посвящено Концевичу № 20, 75, 77, 78, 80, 81, 84, 89, 118, 121, 129, 135, 136, 449, 546, 547, 548, 549, 550, 551, 552, 553, 556, 557.

Слепов, А. А. О песенном фольклоре Кубани : заметки / А. А. Слепов. – Краснодар : Эоловы струны, 2000. – 196 с.

В издание включён список «Литература. Нотография. Дискография» из 163 источников. Из них посвящено Концевичу № 1, 100, 101, 102, 103, 104,

 



 




[1] Народные песни казаков : из репертуара Кубанского Войскового Певческого хора / составитель Г. М. Концевич, под редакцией В. Г. Захарченко – Краснодар : ЭДВИ, 2001. – 447 с.


[2] Приказание Кубанскому казачьему войску № 3. Июня 10 дня 1910 года г. Екатеринодар // Фольклорист, композитор Г. М. Концевич / [редактор-составитель П. Ткаченко]. – Москва, 2013. – С. 30-31.

 


[3]Екатеринодар-Краснодар: Два века города в датах, событиях, воспоминаниях… Материалы к Летописи / редактор-составитель И. Ю. Бондарь. – Краснодар : Краснодарское книжное издательство, 1993. – С. 566–567.