Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

anketa-qr.gif

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

QR

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

 

  ДЕНЬ ЧТЕНИЯ

тематический список литературы

 


Человека, умевшего читать, на Руси начинали именовать на «Вы» 

(независимо от возраста, т.е. даже подростка), поскольку считалось, 

что он овладел мудростью многих.

Ю. П. Мелентьева

Общая теория чтения. С. 32

 

...процесс чтения – декодирование символов, понимание смыслов – настолько сложен, 

что в нём участвуют разные области нашего мозга. 

Если вы не читаете – часть мозга не просто не работает, 

а никогда работать не будет. Чтение заменить нечем…

Егор Серов,

главный редактор радио «Книга», член правления

«Российского книжного союза»

 

Абубакирова, М. И. Не пошёл на дискотеку – заходи в библиотеку! / М. И. Абубакирова // Современная библиотека. – 2021. – № 9. – С. 74–75.

По инициативе министерства культуры Свердловской области с 2015 г. проходит ежегодная акция тотального чтения «День чтения». Её главная идея популяризация книги и чтения. По статистике координатора акции Свердловской библиотеки для детей и молодёжи им. В.П. Крапивина, только в 2020 г. в течение одного дня во время акции на разных площадках состоялось около 5000 мероприятий, участниками которых стали более 600 тыс. уральцев.

Алексей Олейников: «Тяга к историям у людей не пропадет никогда» / записал интервью А. Рязанцев // Учительская газета. – 2023. – 21 марта (№ 12). – С. 24.

Читать русскую классику порой очень сложно. Особенно школьникам. Об этой проблеме говорят уже много лет. И предлагают разные способы её решения. Один из них – создание специальных графических путеводителей по классическим литературным произведениям, которые школьники читают в рамках прохождения школьной программы. Что же это за путеводители? Какие тенденции современного литературного процесса повлияли на их появление? Могут ли графические романы вытеснить старые добрые книжки без картинок? И для кого сложнее писать – для детей или взрослых? Об этом и многом другом мы решили поговорить с современным детским писателем, драматургом и преподавателем Алексеем Олейниковым.

Боткина, О. Книгам – время, гаджетам – десять минут: любовь к чтению закладывается с пелёнок / О. Боткина // Учительская газета. – 2022. – 1 марта (№ 9). – С. 21.

Всероссийская научно-практическая конференция «Книга и чтение в зеркале социологии: XXI век» // Библиотековедение. – 2022. – Т. 71, № 5. – С. 374.

Голованов, В. Чтение – лучшее лечение: нейробиолог даёт советы по борьбе с деградацией мозга / В. Голованов // Библиотечное дело. – 2022. – № 16 (418). – С. 33–35.

Демшина, Н. В. Ресурсы медиатеки как средство развития смыслового чтения / Н. В. Демшина // Библиотековедение. – 2021. – Т. 70, № 6. – С. 597–606.

В статье разрабатывается концепция электронных образовательных пособий, направленных на развитие смыслового чтения. Современная действительность предлагает читателю огромный объём цифровой информации. Трудность, особенно для школьников, состоит в логическом осмыслении и критической оценке получаемой информации. Эти качества напрямую зависят от навыка смыслового чтения. Проанализировано содержание видов деятельности в электронных образовательных ресурсах, находящихся в фонде учреждения дополнительного образования. Сравнение содержания видов деятельности, предлагаемых электронными пособиями, и рекомендаций научно-педагогического сообщества по развитию навыка смыслового чтения привело к выводу, что в электронных образовательных ресурсах практически отсутствуют виды деятельности, направленные на развитие смыслового чтения. Проведён теоретический анализ свойств электронных ресурсов, способных стать факторами его развития. В качестве резервного для развития смыслового чтения определено свойство интерактивности...

Демьянович, Л. Читаем вместе! Читаем вслух!: опыт реализации творческих проектов в поддержку Слова и чтения / Л. Демьянович // Библиотечное дело. – 2022. – № 23 (425). – С. 19–22.

Не секрет, что в условиях современного ритма жизни на чтение вслух практически не остаётся времени, а ведь это очень полезно. Чтение вслух развивает память и обогащает словарный запас, улучшает дикцию и повышает уровень грамотности. Чтение вслух к тому же неотъемлемая и радостная часть жизни грамотного человека. В процессе чтения, в том числе чтения вслух, участник обогащается опытом, эмоционально переживает ту или иную ситуацию, с которой в жизни никогда, может быть, не столкнётся, он как бы виртуально получает опыт. Самое главное – чтение вслух учит любить книги и Слово.

Дмитриев, С. Книга – это не модно? : современный человек воспринимает её как нечто функциональное / С. Дмитриев, беседу вёл А. Анин // Литературная газета. – 2022. – 12-18 янв. (№ 1-2). – С. 12.

Домбровская, И. Книга – зеркало души: по мотивам феноменологического исследования / И. Домбровская // Библиотечное дело. – 2022. – № 15 (418). – С. 16–19.

Исследование по восприятию художественной литературы.

Злыгостева, Н. Кабинет писателя – лаборатория творческого чтения / Н. Злыгостева // Библиотечное дело. – 2022. – № 20 (422). – С. 15–17.

Всё началось со стремления создателей кабинета приобщить молодых людей – школьников и студентов к серьёзному, глубокому, вдумчивому чтению, развить их литературный вкус и читательскую культуру.

Егорова, Д. Развлечение и наказание, или Почему наши дети не любят читать / Д. Егорова // Труд. – 2021. – 2 июля (№ 49-50). – С. 6.

Ишимова, О. Осмысленное чтение : развиваем навыки критического мышления и учимся анализировать тексты / О. Ишимова // Учительская газета. – 2022. – 29 марта (№ 13). – С. 8.

В ноябре 2021 года в образовательных организациях Москвы стартовал пилотный проект «Осмысленное чтение». Сейчас в нём участвуют все школы столицы. Навыки читательской грамотности, развитие критического мышления, умение работать с различными текстами помогут ребятам лучше ориентироваться в растущих потоках информации.

Заднепрянная, А. А. Феномен современного электронного самиздата: характеристика и тенденции / А. А. Заднепрянная // Библиография и книговедение. – 2022. – № 3. – С. 88–95.

Рассматривается процесс эволюции книги, перехода к электронным изданиям и возникновение самиздата в интернет-пространстве. Проведён анализ популярного сайта данной направленности – Litnet.

Благодаря интернету статус электронной книги приобрели рукописи, которые не подвергались редакторской обработке и не имеют никакого отношения к издательствам. Появилось множество сайтов, которые позволяют авторам выкладывать свои произведения для всеобщего доступа.

Игнатенко, А. Слово за слово : литературный вкус надо воспитывать с детства / А. Игнатенко // Учительская газета. – 2023. – 18 апр. (№ 16). – С. 15.

В эпоху тотальной цифровизации книги сохраняют свою популярность в России. Всероссийским центром исследования общественного мнения было выяснено, что примерно 92 % граждан нашей страны не только читают книги, но и предпочитают электронным версиям печатные издания. Мы всё ещё являемся одной из самых читающих стран мира. Но это количественный показатель, и он не отражает качество и эстетическую ценность читаемой литературы. А между тем не всякий современный книголюб может похвастаться умением читать по-настоящему, получать не только интеллектуальное, но и душевное удовлетворение, впитывая и анализируя каждое слово, фразу, авторскую мысль. Формирование читательской грамотности является одной из основных задач уже на начальной ступени образования.

Ищенко, Л. «С чего начинается Родина?»: громкие чтения для малышей / Л. Ищенко // Библиотечное дело. – 2022. – № 15 (418). – С. 12.

Касьянова, Е. П. Авангардные и маргинальные формы современной книги / Е. П. Касьянова // Библиография и книговедение. – 2022. – № 1. – С. 78-88.

Климанц, А. Читают взахлёб или спят над книгами? : исследование. «КИ» решили разобраться: а читают ли вообще наши подрастающие дети, и если да, то что? / А. Климанц // Краснодарские известия. – 2022. – 23 февр. (№ 20). – С. 1, 10.

Ковалёва, Е. Маяки книжного океана: такие знакомые закладки / Е. Ковалёва // Библиотечное дело. – 2022. – № 9 (411). – С. 34–36.

Цифровизация – неотъемлемая часть жизни. Дорога в виртуальную вселенную открыта для каждого. Дверями на этом пути служат телевизоры, компьютеры, планшеты, смартфоны, множество других гаджетов... Но, как свидетельствует опыт библиотек, и в высокотехнологичном XXI веке книга по-прежнему остаётся верным другом и спутником человека.

Козлова, Н. Сохраняя традиции – искать лучшее : каждому найдётся книга по душе / Н. Козлова // Библиотечное дело. – 2022. – № 23 (425). – С. 23.

На протяжении 10 лет библиотека № 9 ЦБС Приморского района г. Санкт-Петербурга продолжает и поддерживает традиции семейного чтения, ведь большой процент жителей нашего микрорайона составляют молодые семьи.

Колесникова, О. И. Медиабезопасность детского чтения : проектная деятельность в интернет-среде библиотеки / О. И. Колесникова, Н. А. Лаут // Библиотековедение. – 2022. – Т. 71, № 5. – С. 363–373.

В условиях стремительно развивающегося информационного общества в России проблема обеспечения детской медиабезопасности становится всё актуальнее. Продаётся, распространяется в Интернете, находится в общественных и семейных библиотеках некачественная детская литература (медиа-продукция). Современные российские дети не защищены от влияния контента, способного оказывать ресоциализирующее влияние и продвигать девиантные модели поведения. При выборе интересной и полезной книги дети могут подвергаться влиянию деструктивных для личности юного читателя предложений. Обосновывается целесообразность введения в теорию и практику читательской деятельности понятия «медиабезопасность детского чтения» как в отношении книг, так и медиапродукции в целом.

Корякин, О. Горячий «Текст» : в Казани проходит второй библиотечный фестиваль / О. Корякин // Российская газета. – 2022. – 6 дек. (№ 275). – С. 8.

Отбили ли гаджеты интерес к бумажной книге? Что чаще всего заказывает по абонементу молодёжь? Почему библиотекарь сейчас сродни учителю и психологу? Эти и другие вопросы обсудили в Казани на втором библиотечном фестивале «Текст».

Кузьмина, Н. Детские издания по производству книг второй половины XX века: как это сделано? / Н. Кузьмина // Библиотечное дело. − 2022. − № 5. − С. 21–26.

В обращении к маленькому читателю автор от имени книги отметила, что путь к читателю «был длинным, полным новых знакомств и приключений... неожиданных и интересных. В пути мне не раз приходилось менять свою внешность, и даже имя... В начале я была Рукописью, затем Набором, Вёрсткой»...

В статье представлен обзор детских изданий, знакомивших читателя с процессом производства книг. Текст статьи содержит описание процесса изготовления детской книги и может быть использован при проведении уроков информационной грамотности по теме «История книги».

Кузьмина, Н. Издания для книголюбов: подспорье любителям чтения / Н. Кузьмина // Библиотечное дело. – 2022. – № 2. – С. 16–20.

Ещё совсем недавно наша страна считалась самой читающей страной в мире. Все новости люди узнавали из газет и журналов, собирали вырезки с интересными и нужными статьями. В библиотеках существовали отделы по сбору и сортировке газетных и журнальных материалов, у специалистов можно было получить справку по интересующему вопросу.

Леушина, Ю. М. Книжные стримы : новые форматы / Ю. М. Леушина // Современная библиотека. – 2021. – № 8. – С. 66–69.

Лопатина, Н. В. Чтение взрослых в цифровом мире: изучение, поддержка, управление / Н. В. Лопатина // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 19 марта 2021 г.) / редактор Е. В. Рюмшина, А. Н. Дулатова. – Краснодар : КГИК, 2021. – С. 75–79.

Матвеев, М. Кризис чтения и современная отечественная беллетристика: причины популярности «лёгких» жанров литературы и их основные недостатки. Часть 1. Фэнтези: от угрозы литературному вкусу к угрозе мировоззрению читателя / М. Матвеев // Библиотечное дело. – 2023. – № 1. – С. 36–43.

Кризис чтения в стране – дискуссионная тема, по поводу которой возможны самые разные мнения. По большому счёту, он проявляется не столько в количестве, сколько в качестве чтения: читать в России не стали меньше − читать стали хуже, и это особенно заметно применительно к чтению художественной литературы.

Махечина, Я. Что такое буктрейлер? : В стране Читалии все жители – читатели! / Я. Махечина // Учительская газета. – 2021. – 24 авг. (№ 34). – С. 11.

Медар, Н. Украл, прочитал, прослезился… : Глобальная цифровизация пока ещё не лишила человечество интереса к бумажным книгам: их продолжают похищать / Н. Медар // Московский комсомолец на Кубани. – 2023. – 1-7 февр. (№ 6). – С. 15.

Долгое время Россия считалась самой читающей страной в мире. Такой она остаётся и по сей день, правда, теперь уступая пальму первенства Китаю. По статистике, почти восемьдесят процентов жителей Поднебесной читают книги не реже одного раза в неделю. Для сравнения: в России книгочеев существенно меньше: около шестидесяти процентов, но даже и эту цифру можно считать вполне солидной... Естественный вопрос: какие именно книги читают наши современники? В век высоких технологий, когда человек пытается оцифровать буквально всё, книги в первую очередь начали переходить из формата бумажных в электронные. Однако «цифра» так и не заменила собой типографскую печать. В России читать бумажные книги предпочитают 55 % граждан, 30 «сидят» на электронных, 15 % сделали свой выбор в пользу аудиокниг.

Мотовилова, Н. А. «Пушкинская карта» : исследуем новые горизонты / Н. А. Мотовилова // Современная библиотека: научно-практический журнал о библиотеках, чтении и книгах. – 2022. – № 3. – С. 12–15.

Приводится обзор реализации программы «Пушкинская карта» в Централизованной библиотечной системе г. Югорска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, цель которой – продвижение чтения среди молодёжи и привлечение молодых людей на библиотечные площадки…

Мрдуляш, Т. П. Библиотека должна работать для своего сообщества / Т. П. Мрдуляш, беседовала А. Конакова // Современная библиотека. – 2021. – № 8. – С. 18–27.

О развитии культуры региона в цифровую трансформацию. Самарская область организовала межрегиональный фестиваль «Время читать: Волжский текст», на который приехали известные российские писатели.

Нешпор, О. Семейное PRO. Чтение : по итогам социологического исследования / О. Нешпор // Библиотечное дело. – 2021. – № 12. – С. 39–41.

Семья всегда была и остаётся первым посредником между книгой и ребёнком, именно в семье формируется интерес к книге, воспитывается читательский вкус. Навсегда останутся в памяти рассказанные и прочитанные в детстве сказки, рассказы.

Никитина, Ю. Послушайте! Топ 5 аудиокниг для детей и их родителей, которые нельзя пропустить / Ю. Никитина // Российская газета. Неделя. – 2023. – 8 февр. (№ 28). – С. 26.

Начнём с воспоминаний. Все дети, которые выросли в СССР, очень любили слушать пластинки. Уютное потрескивание звуковой дорожки, завораживающий голос диктора, волнующая музыка, скользящая по кругу иголка патефона, − всё это вызывало невероятный восторг у маленьких слушателей.

Николаева, Н. Читаем и играем: из опыта работы по привлечению детей к чтению / Н. Николаева // Библиотечное дело. – 2021. – № 17. – С. 33–35.

Новикова, Е. Почитать в лабиринте / Е. Новикова // Эксперт. – 2022. – 28 февр.-6 марта (№ 9). – С. 48–49.

Книжные магазины в России пытаются сохранить свой бизнес и лояльность покупателей. Помимо развития онлайн-продаж они задумались над превращением обычных магазинов в социокультурные пространства.

РГДБ представила проект «Большая экспедиция детского чтения»: новое в отрасли // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2023. – № 7. – С. 10.

Российская государственная детская библиотека и Ассоциация «Растим читателя» начинают новый проект – «Большая экспедиция детского чтения». В рамках проекта в 2023 и в 2024 годах пройдут восемь фестивалей по детской литературе и чтению.

Родыгина, С. Книжная палата областной библиотеки: собираем книги и продвигаем их к читателям / С. Родыгина // Библиотечное дело. – 2022. – № 20 (422). – С. 25–26.

Рой, О. Олег Рой: «Я люблю создавать новые галактики для детей!»: беседа с писателем / О. Рой, записала О. Василевская // Учительская газета. – 2023. – 17 янв. (№ 3). – С. 24.

Сазанова, Л. «Книжная полка» в поисках зрителя и читателя : история одного проекта / Л. Сазанова // Библиотечное дело. – 2022. – № 15 (417). – С. 13.

Самарин, А. Кто они, книгопоклонники нашей эпохи? : коллективный портрет современного библиофильства / А. Самарин // Литературная газета. – 2021. – 6 июля (№ 26). – С. 9.

Книга – предмет, знакомый каждому. И хотя неумолимая статистика фиксирует всё новые рекорды падения интереса к чтению, человечество пока, слава богу, не научилось обходиться без продукции печатного станка. Но есть особая порода людей, для которых книга становится объектом собирания, увлечения, страстного желания и вожделения. Имя им библиофилы. Таких людей никогда не было много, но они были всегда.

Серов, Е. Книга.FM: аудиоформат способен вернуть наш ленивый мозг к чтению / Е. Серов, беседу вела В. Галкина // Литературная газета. – 2023. – 5-11 апр. (№ 13). – С. 4.

В конце марта восьмой день рождения отметило Радио «Книга». Беседуем с его главным редактором Егором Серовым – о популяризации литературы и чтения, недавних проектах радиостанции и культуре речи, автором книги «Как увлечь своего ребёнка чтением книг».

Серов, Е. Услышь и прочитай!: проект «Хорошие тексты на радио «Книга» – 24 часа в сутки" / Е. Серов, записала Н. Лебедева // Российская газета. – 2022. – 22 марта (№ 60). – С. 11.

Шесть лет назад в московском эфире появилась новая радиостанция, посвящённая литературе, радио – «Книга». Тогда мала кто верил в успех – кому нужны эти книжки, да ещё по радио... Время показало, что очень нужны. О хороших книгах, слушателях, конкуренции с интернетом и новых проектах мы поговорили с главным редактором радио «Книга», членом правления «Российского книжного союза», ведущим книжной рубрики в программе «Утро России» на телеканале «Россия 1» Егором Серовым.

Скорондаева, А. Дело о цыплятах в инкубаторе: какая литература полезна детям и родителям: от горшка до «секспросвета» / А. Скорондаева // Российская газета. – 2022. – 6 дек. (№ 275). – С. 9.

Степанов, В. Как продвигать чтение в учреждениях культуры: справочник форматов и алгоритм запуска / В. Степанов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2023. – № 5. – С. 74–84. – Из содерж.: Очные формы работы ; Сетевые формы работы ; Алгоритм организации.

...Чтобы успешно конкурировать с цифровой средой, библиотеки и другие учреждения культуры должны использовать форматы, которые объединяют преимущества чтения, плюсы общения и новые технические возможности. Предложили в статье подборку прогрессивных форматов и алгоритм по их запуску в учреждении культуры.

Степанова, А. Новые информационные технологии в поддержку чтения : по материалам профессиональной печати / А. Степанова // Библиотечное дело. – 2022. – № 16 (418). − С. 29–32.

Сухорукова, Е. М. Почитайте чтение! : [рецензия на книгу Мелентьева Ю. П. Общая теория чтения. – Изд. 2-е, доп. – Москва : НИЦ «Наука» РАН, 2022. – 304 с. : ил.] / Е. М. Сухорукова, К. М. Сухоруков // Библиография и книговедение. – 2022. – № 3. – С. 119–125.

Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ Ю.П. Мелентьева давно известна не только своими многочисленными выступлениями и публикациями. Но и практическим участием в работе различных международных и российских ассоциаций и советов, комиссий и комитетов, а также в разработке и реализации проектов и программ поддержки и развития чтения.

Тахватуллина, В. Б. По волнам цифрового чтения / В. Б. Тахватуллина // Современная библиотека. – 2021. – № 9 (119). – С. 36–41.

Федюн, Е. Г. Технологии дополнительной реальности в популяризации чтения среди детей и подростков / Е. Г. Федюн // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, 19 марта 2021 г.) / редактор Е. В. Рюмшина, А. Н. Дулатова. − Краснодар : КГИК, 2021. – С. 99–102.

Фомин, Д. В. Образ Петрушки в отечественных детских книгах 1920-х – начала 1930-х годов / Д. В. Фомин // Обсерватория культуры. – 2021. – Т. 18, № 6. – С. 424–435.

Чанцев, А. Животные лучше людей? : Кот и петух спешат на помощь / А. Чанцев // Учительская газета. – 2023. – 28 февр. (№ 9). – С. 18.

Детских книг много, но хороших, как всегда, мало. Тем более что грань тут очень тонка. Совсем немного фальши, чуть сюсюканья, крен в старомодность – и всё, как при тонком приборостроении, не работает.

Шевелилова, Н. Праздник книги и чтения : литературные фестивали и конкурсы в культурном пространстве Нижегородского региона / Н. Шевелилова // Библиотечное дело. – 2022. – № 6. – С. 10–14.

Юркин, В. Книга как залог спасения нации : требуется государственная программа развития у детей и подростков умения читать / В. Юркин // Литературная газета. – 2021. – 6 июля (№ 26). – С. 6.

Юркова, А. «Чарли» и другие персонажи: чем привлекают читателей независимые книжные магазины в Краснодаре / А. Юркова // Российская газета. – 2022. – 15 марта (№ 54). – С. 16.

 

Составитель И.В. Селищева,

информационно-библиографический отдел