«Властелин читательских сердец»

К 155-летию со дня рождения Александра Ивановича Куприна
Александр Куприн неотделим от литературы, но прежде чем выбрать писательский путь он примерил на себя не одну профессию. В их числе: учитель, актер, цирковой борец, боксер, рекламный агент, землемер, рыбак, воздухоплаватель, шарманщик и даже продавец такого странного товара как «Пудерклозет инженера Тимаховича». Однажды Куприн даже попробовал себя в роли пожарного, гася огонь в Одессе. Эта разносторонняя жизнь подарила ему богатый жизненный опыт, который он мастерски воплотил в своих рассказах и повестях.

Каким был по характеру Александр Куприн? Каков его жизненный путь? Как события эпохи находили отражение в его эволюции творческого пути? Обо всем об этом достаточно подробно рассказывает новая книга прекрасного и перспективного литературоведа Виктории Миленко «Куприн: Возмутитель спокойствия» (Москва, 2016) об Александре Куприне, которая входит в цикл "Жизнь замечательных людей". Книга хронологически раскрывает последовательность жизни Куприна. Автор книги отмечает, что жизнь Александра Куприна была похожа на остросюжетный роман. От раннего сиротского детства во Вдовьем доме – до головокружительной карьеры, от «разгрома» армии в «Поединке» – до покаяния в «Юнкерах», от романтического «Гранатового браслета» ¬– до натуралистичной «Ямы», от участия в Белом движении, бегства из России и эмиграции ¬– до возвращения на Родину под приветственный гром советских маршей. Поражает и повседневная жизнь Куприна: от славы ресторанного завсегдатая, застольных драк, дружб с циркачами, силачами, рыбаками, авиаторами, авантюристами – до приема у Ленина в Кремле… Все противоречия, парадоксы, катастрофы и смятения той переломной эпохи отразились в обширной купринской мифологии, как советской, так и антисоветской. Виктория Миленко, пожалуй, первая в Новое время предприняла попытку «поверить алгеброй гармонию», то есть фактологией мифологию, привлекая малоизвестные и неизвестные доселе материалы, мифологию, документы и в итоге получилась очень увлекательная книга.
А.И. Куприн неодобрительно относился к мемуарам и просил: «Статей и воспоминаний обо мне не писать… письма и портреты сжечь…». Он был уверен: «Нельзя судить о человеческом гении по ничтожным воспоминаниям современников, по близоруким отзывам невежественных критиков, по пристрастным и часто глупым рассказам друзей, по успехам и неуспехам у крикливой толпы. Все это – прибрежный мусор и грязная пена океана». Кто-то из мемуаристов так и остался стоять на берегу и увидел только грязную пену, а кто-то в открытом просторе моря-океана постиг всю мощь и причудливость личности Куприна.

Кто же может шире, глубже и проникновеннее рассказать о жизни художника, чем не та, кто была его спутницей, знала его труд, разделяла с ним горести и невзгоды, как разделяла удачи и успех? В истории литературы есть немало примеров, как именно дневник или записки жены писателя раскрывали не только его существо, но давали и ключ к распознаванию истоков и путей его творчества и служили надежной канвой для анализа его замыслов и начинаний. Марии Карловне Куприной-Иорданской выпала счастливая судьба: она была первой спутницей и другом А.И. Куприна. Содружество это вместе с тем было и творческим: М.К. Куприна-Иорданская обладала даром незаурядного редактора, а также даром истинного литератора. Ее повесть «Годы молодости» (Москва, 1966) – не только дань воспоминаниям, которые могут быть сильнее или слабее в зависимости от того, что сохранила память: она написана широко и сама по себе является литературным произведением, подлинной повестью.
Свидетельницей самой опасной и тревожной, внешне блистательной полосы жизни Куприна была именно Мария Карловна. Она пишет об этом мужественно и достоверно, ничего не преуменьшая, но и ничего не преувеличивая. Вместе с тем это не равнодушная летопись деятельности большого писателя, а страстная летопись его жизни. Мария Карловна понимала ту роль, которую он призван был сыграть в русской литературе. Она понимала и то, – и блестяще доказала это, – что именно она должна запомнить и в свое время рассказать, как быстро и могуче росло дарование Куприна, как много он знал и умел, покорял и талантом, и своим языком, и наблюдениями над жизнью.

Воспоминания дочери Александра Куприна Ксении «Куприн – мой отец» (Москва, 1979) будут интересны не только тем, кто интересуется творчеством Куприна. В этой книге рассказ идёт о многих известных людях. Но основное повествование, конечно же, это рассказ о жизни Александра Ивановича Куприна. Множество забавных случаев из их семейной жизни вспоминает Ксения Александровна. Например, интересно было узнать, что Куприн с удовольствием и с риском для жизни погружался под воду и летал на аэроплане и воздушном шаре. Перед нами предстаёт совсем другой Куприн – не буян, забияка, грубиян и пьяница, а человек, мечтающий о своём клочке земли, чтобы развести там цветы, завести домашних животных и посадить сад – он считал, что его второе призвание – садоводство.
Очаровательны и трогательны страницы, где Ксения описывает своё детство. «Как ни странно, теперь, когда прожита сложная и трудная жизнь, иногда бессонной ночью я вспоминаю детские обиды настолько явно, что ловлю себя на совершенно искреннем возмущении и взволнованности». Но как раз про обиды в книге немного, больше хороших, добрых воспоминаний. О том, как любил детей и как возился с ними Куприн, о том, как дружил он со своим соседом, известным художником-карикатуристом Павлом Щербовым. В своей книге Ксения Александровна приводит обширную переписку Куприна с Бальмонтом, Репиным, Шмелёвым, Сашей Чёрным.
Автор рассказывает о своём отце, воссоздаёт его характер, образ жизни и привычки, показывает отношения с разными людьми. Также Куприна говорит о семье своей матери, об окружении Куприных в России и за границей. В книге приведено множество архивных свидетельств, в частности переписка Куприна с родными и знакомыми. В заключительной главе рассказывается о последнем годе жизни А. И. Куприна на родине.

В конце октября 1919 года Куприн в обозе разбитой Северо-Западной армии покинул Россию. 31 мая 1937 года в скором поезде «Париж – Москва» он вернулся на родину, которая к тому времени стала называться Советским Союзом. В этом промежутке спрессованы семнадцать с лишним лет скитаний: Эстония. Финляндия. Франция. Книга «Голос оттуда: 1919-1934» (Москва, 1999) А.И. Куприна – сборник образцов позднего творчества писателя – периода эмиграции, в котором впервые в отечественной и зарубежной практике собраны образцы позднего творчества Александра Ивановича, разбросанные по страницам русских периодических изданий Нарвы, Ревеля, Риги, Гельсингфорса, Парижа и находящиеся, главным образом, в малодоступных зарубежных хранилищах и российских коллекциях.
В книгу вошли тексты около двухсот произведений Куприна, никогда прежде в России не издававшихся и представляющих значительный художественный и культурно-исторический интерес. Куприн известен умением передавать тончайшие нюансы человеческой души и окружающей действительности. В этом издании представлены не только художественные произведения, но и глубокие философские размышления, отражающие дух времени и личные переживания автора. Каждое произведение наполнено искренностью и эмоциями, заставляющими задуматься о вечных вопросах жизни, любви и поиска смысла.
Среди «вечных» тем искусства в творчестве Куприна первое место принадлежит теме любви. Книга «О колдовстве и любви» (Москва, 2024) – сборник повестей и рассказов Александра Куприна, в который вошли такие произведения, как «Олеся», «Последний дебют», «Гранатовый браслет», «Ночная фиалка», «Куст сирени», «Забытый поцелуй», «Психея», «Аль-Исса», «Чары», «Столетник», «Суламифь».

Лучшие герои писателя проходят испытание любовью. Для одних – таких, как, например, как княгиня Вера из «Гранатового браслета» – она чистая, высокая и недосягаемая мечта. Для других – прелестной полесской дикарки («Олеся»), бедной девушки из виноградника («Суламифь»), чиновника контрольной палаты Желткова («Гранатовый браслет») – «крепка, как смерть, любовь», сами любящие – выше царей и цариц, ибо любовь обнаружила в них могучую и светлую силу жизни, человеческую красоты. Сборник пронизан любовью, которая ощущается в каждой строчке. Все истории любви оставляют на душе светлый, но в то же время очень грустный осадок и послевкусие задумчивости и лёгкой грусти, что делает книгу по-настоящему глубокой и эмоционально насыщенной.
«Человек пришёл в мир для безмерной свободы творчества и счастья»— эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придёт время, когда все люди будут счастливы. «Мы должны быть благодарны Куприну… за все, за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умирающую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом», – писал о нем К. Паустовский.
Библиографический список:
Куприн, А.И. Голос оттуда: 1919-1934: Рассказы. Очерки. Воспоминания. Фельетоны. Статьи. Литературные портреты. Некрологи. Заметки / А.И. Куприн ; составление, вступительная статья, примечание О.С. Фигурновой. – Москва : Согласие, 1999. – 736 с.
Куприн, А.И. О колдовстве и любви / А.И. Куприн. – Москва : Эксмо, 2024. – 320 с.
Куприна, К.А. Куприн – мой отец / К.А. Куприна. – Москва : Художественная литература, 1979. – 288 с.
Куприна-Иорданская, М.К. Годы молодости / М.К. Куприна-Иорданская. – Москва : Художественная литература, 1966. – 384 с.
Миленко, В.Д. Куприн : Возмутитель спокойствия / В.Д. Миленко. – Москва : Молодая гвардия, 2016. – 368 с.