«Куликовская битва – путь мужества и славы»

Сражение на Куликовом поле – ключевое противостояние объединенных сил северо-восточных русских княжеств, во главе с великим князем владимирским и князем московским Дмитрием Ивановичем, и ордынским войском Мамая. Оно произошло 8 сентября 1380 года в окрестностях устья реки Непрядва, правого притока Дона.

Непрекращающиеся набеги и выплаты дани истощали силы княжеств и затрудняли их сплочение. Битва на Куликовом поле получила широкое освещение в научных и публицистических трудах. На выставке представлены произведения, посвященные этому событию, в том числе памятник древнерусской литературы конца XIV века «Задонщина» (Москва, 1982), воспевающая победу русских сил в Куликовской битве 1380 года.

В книге Н. Павлищевой «Крах проклятого Ига. Русь против Орды» (Москва, 2013), отдана дань памяти великим героям Древней Руси, сумевшим освободиться от гнёта Орды. Они проявили стойкость на Куликовом поле, нанеся Орде первое ощутимое поражение, и обрели бессмертие, разбив войско Мамая.

В этом году также отмечается 675-летие со дня рождения Дмитрия Донского, сыгравшего важную роль в освободительной борьбе от татарского владычества. В труде митрофорного протоиерея А.Н. Соколова «Святой благоверный великий князь Дмитрий Иоаннович Донской и Куликовская битва» (Нижний Новгород, 2010) представлена история Руси XIV–XV столетий. Значительное место в ней отведено Владимирскому княжеству в преддверии Куликовской битвы, а также жизни и подвигам главного героя повествования – великого князя Дмитрия Иоановича Донского.

Куликовская победа оказала значительное воздействие на духовное и культурное возрождение Руси. Сборник «Меж Непрядвой и Доном» (Москва, 1980), изданный в честь 600-летия Куликовской битвы, собрал на своих страницах летописные повести, былины, поэтические произведения, прозу, песни и сказки, воспевающие Куликовское сражение. В него вошли произведения таких известных советских прозаиков и поэтов, как П. Проскурин, В. Распутин, Н. Тихонов, Н. Рубцов, и многих других.
Победа на Куликовом поле способствовала усилению влияния православной церкви, выполнявшей важную функцию в поддержании народного единства и веры в трудный для страны период.