Логотип библиотеки, переход на главную страницу Государственное бюджетное учреждение культуры Краснодарского края, Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина город краснодар, улица красная дом 8. график работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно, кроме пятницы и последнего дня месяца

Как записаться в библиотеку

Экскурсии по «Пушкинской карте»

Волонтёры Культуры

Консультации по вопросам
оказания государственной услуги

Часто задаваемые вопросы

Краснодар литературный

Анкета опроса получателей услуг

Ура победе! Народный фронт, всё для победы

Вы можете оставить отзыв
о качестве условий оказания услуг

QR код анкеты качества

Анкета доступна по QR-коду,
а так же по прямой ССЫЛКЕ


Все о «Пушкинской карте»

Афиша PRO.КУЛЬТУРА

Оформление

Возможности

бюсты Пушкина в разном цвете QR пушкинской карты

Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Новости

Талант многогранный

Талант многогранный
К 150-летию со дня рождения художника Е.Е. Лансере. Презентация выставки в отделе литературы по искусству.

Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946) – художник универсального дарования, занимался книжной графикой, станковой и монументальной живописью, декоративно-прикладным и театрально-декорационным искусством. Он вырос в семье с богатыми культурными и художественными традициями. Его отцом был признанный мастер миниатюрной бронзовой скульптуры Е.А. Лансере, дед по матери Н.Л. Бенуа – известный архитектор, родной дядя А.Н. Бенуа – знаменитый живописец, график, историк искусства, один из создателей художественного объединения «Мир искусства». Искусство в разных его воплощениях было их «семейным делом».
Е.Е. Лансере проявил себя в разных видах искусства, но наибольшую известность приобрел как мастер прикладной графики – книжной и журнальной иллюстрации, экслибриса, создав в этой области собственный узнаваемый стиль. Он принимал активное участие в оформлении журналов «Художественные сокровища России», «Детский отдых», а также «Мир искусства», в редакцию которого входил вместе с В. Серовым, М. Добужинским, А. Остроумовой-Лебедевой и Б. Кустодиевым. Им были выполнены многие десятки виньеток и страничных иллюстраций в книгах, журналах и альманахах, в которых предлагались интересные и запоминающиеся декоративные решения.
Но наивысшего расцвета иллюстративная деятельность художника достигла в годы работы над оформлением произведений Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» и «Казаки». Художник-иллюстратор загорелся идеей создания «нового цельного искусства книги», осознавая органическую связь текста с иллюстрациями.

Е.Е. Лансере работал над иллюстрациями к повести «Хаджи-Мурат» с 1912 по 1914 год. Чтобы их выполнить, он посетил все места действия повести и впервые поехал на Кавказ. Художник побывал в дагестанских аулах, затем отправился в Закавказье. В результате ему удалось достоверно воспроизвести многоплановое развитие действия. Первое издание книги явилось заметным событием в истории русской книжной иллюстрации и по сегодняшний день считается непревзойденным шедевром отечественной книжной графики.
В повести Л.Н. Толстого 25 глав, для каждой из них, помимо иллюстраций в тексте, Лансере выполнил заставку и концовку, среди которых есть как орнаментальные художественные композиции, так и сюжетные рисунки.
По словам А.Н. Бенуа, «рисунки Лансере сохраняют рядом с толстовской колоссальностью и свою значительность, свою прелесть... Они не только дают тонкую и точную “справку по сценарию” и рисуют типы действующих лиц, но, кроме того, складываются в самостоятельную песнь».
Среди иллюстраций немало документальных портретов. В основу помещенного в конце вступления к повести портрета молодого офицера Л.Н. Толстого положены фотографии 1851 и 1855 годов. Другие портреты – князя М.С. Воронцова, княгини М.В. Воронцовой, князя М.Т. Лорис-Меликова – выполнены по живописным изображениям или дагерротипам. Оформление «Хаджи-Мурата» – свидетельство большого добросовестного труда художника-исследователя, историка, человека, лично видевшего, знавшего и полюбившего Кавказ.

Позже, в другой период своего творчества, Лансере вернется к работе над произведениями Л.Н. Толстого, проиллюстрировав повесть «Казаки» и вновь покажет себя мастером книжного оформления. Художник работал над «Казаками» с 1917 по 1937 годы и внес значительный вклад в визуальное восприятие этого произведения, передав не только внешний облик героев и мест действия, но и атмосферу того времени, уделив особое внимание изображению казачьего быта, костюма, оружия.
Лансере был выдающимся мастером исторической живописи, особенно известным своими работами, посвященными истории России, в частности, его любимой эпохе Петра Великого и Петербургу начала XVIII века. Его картины отличаются вниманием к деталям, исторической достоверностью и яркой передачей атмосферы того времени.

«Корабли времен Петра I» были созданы Лансере по заказу московского издателя И. Кнебеля для серии «Картины по русской истории». Легкие корабли и быстрые галеры, скользящие по зеленым балтийским водам c развевающимися флагами и вымпелами – это воплощение могущества петровской России, ее молодого военно-морского флота. Художник блестяще передает атмосферу эпохи петровского царствования, времени грандиозных преобразований, энергичного созидания и военных триумфов.

Вместе с ранее исполненными композициями «Ботик Петра I» (1903) и «Петербург начала XVIII века» (1906) «Корабли времен Петра I» создают своего рода сюиту, воспевающую Петербург как морскую столицу, а Петра I как создателя русского флота.

Е.Е. Лансере известен еще и как один из основателей советской монументальной живописи. В 1930-1940-е годы это искусство стало главенствующим в его творчестве.
Начиная с 1920-х годов он занимался созданием ряда эскизов и росписей для общественных зданий по всему СССР («Выступление батумского пролетариата в 1922 году», «Закладка Закавказской ГЭС вблизи Тбилиси», панно для фойе театра Дворца рабочего в Харькове – «Крым» и «Кавказ»). В Москве он создал прекрасные мозаичные панно на станции метро «Комсомольская», плафон Большого театра, росписи Казанского вокзала, росписи нового здания Государственной библиотеки им. В.И. Ленина. Все эти многочисленные работы позволили художнику создать несколько теоретических трудов: «Моя работа по росписи Казанского вокзала», «Живопись и ее окружение», «О композиции монументальных картин», «О монументальной живописи». В Московском архитектурном институте Лансере возглавлял кафедру графических дисциплин и вел мастерскую монументальной живописи во Всероссийской Академии художеств.

Великая Отечественная война не позволила осуществиться многим замыслам художника, но он по-прежнему интенсивно работал. Наиболее значительным произведением военного периода явилась серия небольших гуашей, объединенных общей темой – «Трофеи русского оружия». Пять торжественных ступеней славной отечественной истории – Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Отечественная война 1812 г. и кульминационный эпизод – советские воины у захваченных огромных орудий после одной из побед 1942 года – были представлены на выставке «Великая Отечественная война». А сам художник всеми своими помыслами был уже в светлом послевоенном будущем: в 1944 г. он оформил книгу архитектора А. Щусева «Проект восстановления города Истры» – города, лежавшего тогда в руинах.

Весной 1945 г. 70-летний Евгений Евгеньевич Лансере приступил к очередному этапу по росписи Казанского вокзала – светлым, радостным панно «Победа» и «Мир». Воин в доспехах и развевающемся красном плаще символизирует Победу, а вокруг женщины с ребенком на руках располагаются многофигурные композиции, отражающие мирную жизнь. К сожалению, 13 сентября 1946 года художник умер, не закончив своих последних работ.

Литература:
Бабенчиков, М. В. Е. Е. Лансере. 1875–1946 / М. В. Бабенчиков. – Москва : Издательство Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, 1949. – 100 с. : ил.
Боровский, А. Д. Евгений Евгеньевич Лансере / А. Д. Боровский. – Ленинград : Художник РСФСР, 1975. – 66 с. : ил. – (Народная библиотечка по искусству).
Век русского книжного искусства / составитель А. Маркевич, вступительная статья Э. Кузнецова. – Москва : Вагриус, 2005. – 568 с. : ил.
Евгений Евгеньевич Лансере / редактор Т. Г. Гурьева, текст Н. Шантыко. – Москва : Советский художник, 1952. – 92 с. : ил.
Лансере, Е. Е. Альбом репродукций / Е. Е. Лансере ; автор предисловия Н. Шантыко. – Москва : Советский художник, 1959. – 24 л . ил.
Лансере, Е. Е. Альбом репродукций / Е. Е. Лансере ; автор-составитель О. Подобедова. – Москва : Советский художник, 1964. – 18 с. : ил. – (Мастера русского искусства).
Лансере, Е. Е. Дневники : в 3 книгах / Е. Е. Лансере. – Москва : Искусство – XXI век, 2008–2009.
Лансере, Е. Е. Каталог выставки произведений академика живописи народного художника РСФСР заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР лауреата Сталинской премии Евгения Евгеньевича Лансере / Министерство культуры СССР ; составитель Е. А. Звиноградская ; вступительная статья Н. Машковцева. – Москва : Издательство Академии художеств СССР, 1961. – 61 с. : ил.
Лобанов, В. М. Книжная графика Е. Е. Лансере / В. М. Лобанов. – Москва : Гизлегпром, 1948. – 108 с. : ил.
Павлинов, П. С. «Ну вот и война…» : Евгений Евгеньевич Лансере. Творчество военных лет // Третьяковская галерея. – 2015. – № 2. – С. 71-75.
Павлинов, П. С. Евгений Лансере на Кавказском фронте. Рисунки и заметки мастера // Собрание. – 2005. – № 2. – С. 16-23.
Павлинов, П. С. Евгений Лансере. Кавказ. Искусство и путешествия / П. С. Павлинов. – Москва : Слово/Slovo, 2019. – 432 с. : ил.
Подобедова, О. И. Евгений Евгеньевич Лансере. 1875–1946. / О. И. Подобедова. – Москва : Советский художник, 1961. – 420 с. : ил.
Подобедова, О. И. О природе книжной иллюстрации / О. И. Подобедова. – Москва : Советский художник, 1973. – 336 с : ил.